Александр Рыжинский: Елена Фабиановна Гнесина – титаническая личность Персона

Александр Рыжинский: Елена Фабиановна Гнесина – титаническая личность

Весь год Российская академия музыки имени Гнесиных целенаправленно шла к событию года – 150-летию со дня рождения основательницы целого ряда учебных заведений (две школы, училище, вуз) Елены Фабиановны Гнесиной. 31 мая, день ее рождения, объединил без преувеличения все музыкальное сообщество во главе с министром культуры РФ Ольгой Любимовой: состоялось торжественное заседание в стенах Академии, собрав руководителей практически всех музыкальных образовательных учреждений России, потом прошла церемония гашения почтовой марки с изображением Гнесиной. А вечером, в «Зарядье» – концерт, показавший во всей красе творческие силы питомцев Гнесинского дома. Как вошла в историю семья Гнесиных, в чем заслуги юбилярши и существует ли бренд «гнесинец» – об этом главный редактор журнала «Музыкальная жизнь» Евгения Кривицкая (ЕК) расспросила ректора РАМ, доктора искусствоведения, профессора Александра Рыжинского (АР).

ЕК Для многих Елена Фабиановна Гнесина – это некий символ, статья в энциклопедии… В год 150-летия удалось ли вернуться к истокам, узнать что-то новое о ней, какой она была в реальной жизни?

АР Конечно, для нас Елена Фабиановна – фигура каноническая, уже во многом связанная с определенной мифологией. Мы передаем предания о ней из уст в уста. И когда думали, какие интересные проекты сделать, связанные с ее именем, то изучали ее биографию, воспоминания современников и открывали детали, не меняющие, безусловно, представление о ее титаническом величии как основательницы знаменитых учебных заведений, трехступенчатой системы «школа – училище – вуз», но добавляющие штрихи к этому портрету, оживляющие его. Я читал ее письма, и многие фразы покорили меня. Например: «Вам пишет Елена Фабиановна Гнесина, прошу мое письмо дочитать до конца». Сразу дает определенный настрой и понимание характера. Выбивая государственные средства на строительство 12-этажного здания Гнесинского училища, она виртуозно добавляла в официальные запросы где-то юмористические, а где-то саркастические нотки: «Это Елена Гнесина, и я еще жива». Такие моменты добавляют ей объема человеческой личности. Уже будучи в преклонном возрасте, она просила прислать пакетики пудры, подчеркивая: «Так как я все еще остаюсь кокеткой». Она действительно всегда оставалась женщиной, утонченной, владевшей таким объемом знаний и опыта, который, наверное, и именуется мудростью. Когда узнаешь все это, то начинаешь жалеть, что не имел счастья лично с ней общаться.

ЕК Учебные заведения носят общее имя Гнесиных. Кто из этой семьи занимался педагогикой?

АР Первоначально было открыто училище, и оно носило имя сестер Е. и М. Гнесиных. Обратите внимание: сестер было три, а букв тут две, так как у двух имя начиналось на одну и ту же букву – Евгения, Елена и Мария. Все трое были пианистками, потом к ним присоединилась еще одна сестра – Елизавета, скрипачка, и брат Михаил, композитор, он, в отличие от сестер не учился в Московской консерватории, а окончил Санкт-Петербургскую, у Римского-Корсакова, Гнесин стал родоначальником класса композиции в Институте, потом вынужден был в 1948 году в силу политических причин оставить эту позицию, и она перешла к его ученику, Араму Ильичу Хачатуряну. Мы гордимся, что такой великий композитор работал у нас и возглавлял кафедру.

Елена Фабиановна однажды призналась в одном из писем: «Я привыкла жить долго». С одной стороны, можно понять буквально: она пережила всю свою семью. Но с другой стороны, сам возраст стал следствием ее невероятной внутренней доминанты. В семье ее называли не Лена, а Лёня – за «мужской» характер. Именно она стала инициатором судьбоносного решения открыть частный вуз. Ее целеустремленность в достижении задач, вера в свое дело, умение невозможное сделать возможным – любому руководителю есть чему поучиться.

ЕК А была ли у Елены Фабиановны личная жизнь?

АР Тут существует много недомолвок. Она была человеком, оберегавшим личную жизнь – и свою, и близких. По большому счету все Гнесины принадлежали своим ученикам, тем коллегам, которые работали в их доме. Слово «дом» неслучайно возникло еще в те времена – Дом Гнесиных.

ЕК Ведь ее квартира, ставшая теперь музеем, находилась прямо в здании Института?

АР Да, она в прямом смысле жила на работе. Или работала дома. Так получилось потому, что Институт вырос из частного учебного заведения. Первоначальный адрес – Собачья площадка, дом номер пять, позже семь – это было место проживания Гнесиных, где они и жили, и вели занятия. Когда эта улица пошла под снос во время строительства Нового Арбата, было принято решение, что Ольга и Елена, на тот момент остававшиеся незамужними и продолжавшими обитать в родном доме, переедут в здание на улицу Воровского. Там на первом этаже размещались кабинет, спальня Елены Фабиановны – теперь это музей, а наверху, где сейчас кабинет ректора, располагались комнаты Ольги Фабиановны.

Перепланировка произошла в 1963 году, весной, после кончины Ольги, последней покинувшей Елену Фабиановну: следующие четыре года она прожила одна и очень сильно переживала уход сестры. По словам одной из учениц, Елена Фабиановна говорила: «Если сегодня не выйду на работу, я сойду с ума». Для нее работа стала служением, была не просто неотъемлемой частью ее жизни – это и была ее жизнь.

Кроме того, она была потрясающим другом, ее круг общения был невероятно широк и включал как профессиональные контакты, так и светские, политические. Она была накоротке со многими ключевыми персонами этого периода, которые ассоциируются со страницами учебников. И это вхождение в высший круг помогло ей продвинуть очень нужную тогда стране методику.

ЕК В чем же ее ноу-хау?

АР Она сделала акцент на начальном музыкальном образовании и показала всем, что если в детстве заложена профессиональная база, то этим решается судьба музыканта, его дальнейшие успехи в среднем и высшем звене. Какие основные правила, которым она учила? Скажем, не переходите к следующему заданию, пока твердо не выучите предшествующее; не занимайтесь только муштрой – ребенка нужно уметь учить через игру, тогда он с готовностью будет приходить на уроки. Сегодня это все звучит как примитивные истины. Но Елена Фабиановна была у истоков этой системы, она поставила начальное образование на твердую методическую основу. Сегодня трудно найти музыканта, который в детстве бы не играл какие-то инструктивные пьесы Елены Гнесиной. Между прочим, она сама была прекрасной пианисткой, часто аккомпанировала на экзаменах своим ученикам партию оркестра на втором рояле. Но без сожаления принесла артистическую карьеру педагогике и административным заботам.

ЕК Можно ли считать, что все мероприятия юбилейного года были в конечном счете направлены на усиление бренда Российской академии музыки и «гнесинца»?

АР Это скорее побочный эффект. Если рассматривать Академию как детище, главное дело Елены Фабиановны и ее семьи, то мы не можем, говоря о юбилярше, не упоминать о наших учебных заведениях. Когда я только пришел на пост ректора, то в первый год осознал, что грядет такая весомая дата, 150-летие нашей основательницы, которое мы должны достойно отпраздновать. Вы правильно сказали, что для многих ее имя – абстрактный символ, сочетание букв. Именно поэтому мы ставили цель популяризировать имя и идеи Елены Фабиановны не в научных формах. Если выпускать книгу, то она должна стать доступной восприятию широкой публики. Я за просвещение, что, собственно, и делали  Гнесины.

ЕК Расскажите подробнее о юбилейных изданиях.

АР Мы подготовили альбом «Гнесина и Рахманинов», где поместили интересные фото, имевшиеся в наших фондах, касающиеся страниц дружбы этих музыкантов. Но главное – книга нашего профессора Дины Кирнарской, где есть  фотографии, воспоминания современников, фрагменты ее собственных писем, но все подано для широкого круга читателей. Считаю, что это наша удача. Как и появление нескольких фильмов о Гнесиной. Первый, «Дом, где музыка живет», сняли сами гнесинцы, которые оказались еще и талантливыми сценаристами и режиссерами. Второй фильм сделали наши друзья из Самары. Если первый фильм построен на словах наших современников, то во второй картине как раз много редкой хроники. Третий фильм был снят телеканалом «Культура» и показан в день рождения, 31 мая. Кадры этой замечательной работы сосредоточены на музее-квартире Елены Фабиановны, на ее незримом присутствии там. А четвертый фильм, также снятый в Самаре, раскрывает роль Гнесинки в культурной жизни города.

ЕК Разве Гнесины были во время войны в Куйбышеве?

АР Нет, но студия кинохроники в эвакуацию была отправлена в Куйбышев и там и осталась. Когда сейчас я познакомился с директором киностудии Александром Безугловым, он сам предложил использовать их богатейший материал о семье Гнесиных и сделать эти фильмы.

Кстати, Елена Фабиановна была в эвакуации, но очень недолго. Ее отправили в Казань, где она прожила около трех месяцев. И сбежала назад в Москву – прошла пешком от Казанского вокзала до Собачьей площадки в лютый мороз. Вот такая сила и мощь была в этой женщине, и желание вернуться к своим ученикам. Гнесинка не прекращала своей работы во время Великой Отечественной войны, даже в самый тяжелый 1941 год.

ЕК Отгремел юбилей Гнесиной, но впереди еще важные круглые даты…

АР Через год мы отметим 130 лет Академии, и поразительно, что в 21 год эта женщина сумела создать то, что получило столь долгую историю.

ЕК Она ведь училась в классе у Василия Сафонова, строителя Московской консерватории. Возможно, его личность ее воодушевила?

АР Безусловно. Та среда, в которой Елена Фабиановна  воспитывалась, ей много дала. Это эпоха созидателей. Консерватория тогда была молодым учебным заведением. Когда она поступила, консерватория существовала лишь 30 лет, она видела и плюсы и минусы образования. И вывод был правильный: не стоит ничего критиковать, надо своим примером показать, что надо делать. Ставка на начальное образование – это победа Гнесиных, как и открытие в 1944 году Института, сфокусированного на музыкально-педагогическом направлении. Почему училище выжило в 1920-е годы: стране понадобилось большое количество музыкантов, причем с просветительской функцией, чтобы выступать в клубах, создавать любительские, студенческие хоры. Кто этим должен заниматься? Не звезды консерватории, а молодые люди, крепко знающие ремесло, «середнячки», но хорошо подготовленные. А дальше потребовалось поднимать образование. Поэтому на базе Гнесинского института открывается Всесоюзный методический кабинет. Казахстан,  Узбекистан, Кыргызстан – там все учились на методичках Института Гнесиных.

ЕК В день рождения Елены Фабиановны состоялся символический акт гашения марки.

АР «Почта России» – удивительный партнер, они выпустили по нашему предложению специальную марку с особым дизайном, к ней конверт и почтовую карточку. А в день круглой даты провели акт гашения марки. Как это происходит? Мы можем написать письмо, погасить марку, показав, что мы больше ей не воспользуемся, и послать открытку куда-то. Это штемпель, где был профиль Елены Фабиановны, действует только в течение одного дня, и все, его больше не существует. Потом эти карточки, имеющие марку со штемпелем одного дня, становятся раритетом, стоимость их возрастает, и за ними гоняются коллекционеры. Хотелось это событие провести как можно более торжественно. И мы пригласили министра культуры Российской Федерации Ольгу Любимову, рассказали, что и как будет, и она проявила интерес к этому событию. Рад, что министр нашла время в своем графике, приехала и создала атмосферу праздника. В гостях у нас были ректоры других творческих вузов со всей России, и каждый ощущал себя членом большой гнесинской семьи.