Воспитание музыкой Книги

Воспитание музыкой

Переиздана самая авторитетная книга в российской джазовой библиографии

Джеймс Линкольн Коллиер представляет классический взгляд на музыку, на искусство и на развитие человечества. Он не преуменьшает значение и талант модернистов, но «свежая» идея зачеркнуть, отменить мастеров прошлого в голову ему не приходила. Том «Становление джаза» вышел в Соединенных Штатах в 1978году, у нас появился в 1984-м. Видимо, убедившись в качестве текстов, в СССР выпустили и другие работы Коллиера – «Дюк Эллингтон» и «Луи Армстронг. Американский гений». Реальным «конкурентом» «Становления джаза» воспринималась лишь очень качественная, но очень лаконичная «История подлинного джаза» Юга Панасье(«Музыка», 1978), но в реальности эти книги дополняли друг друга.

Коллиер расписывает эпохи и этапы, его герои – звезды мирового уровня: Луи Армстронг, Чарли Паркер, Джанго Рейнхардт, Дюк Эллингтон. Эти музыканты вызывали восторг у нескольких поколений и поднимали музыку выше бытовых нужд. Автор вписывает предмет своего труда в мировой культурный контекст – по этой причине книга не устарела. Коллиеру в июнеисполнится 96 лет, и, конечно, он написал много всего другого, включая работы по джазовому образованию детей, что естественно, ведь классический джаз практически не имеет негативных коннотаций – это царство естественных чувств. Можно даже сказать, что книги Коллиера заняты джазовым воспитанием, они органичны и убедительны, они создают гармонию между яркими эмоциями и точной терминологией.

Но новое издание обложкой уже заявляет, что времена изменились. Вместо Армстронга и Эллингтона на ней Телониус Монк и Говард МакГи, а лихой шоумен Диззи Гиллеспи перекочевал с торца суперобложки на  её заднюю сторону. Джазмены были всемирными поп-звездами, оставаясь великими новаторами, вдохновляя писателей и юмористов. Армстронг, допустим, сейчас не такая звезда, как в 1970-х, Монк же – великий пианист, но не медийная фигура первой величины, на его месте могли бы быть многие.

Книге всегда ставили в укор ее американоцентричность. Думается, что от западного автора трудно ждать иного подхода, да и джаз придумали там. Зато хороши дополнения – развернутый словарь специальных терминов, библиография, именной указатель. Подход автора ценен тем, что он не думает о проблемах модернизма, а просто «не забывает» о серьезных музыкантах. Панасье же, кстати, полагал, что нововведения середины прошлого века «подлинным» джазом не являются. Многие специалисты,конечно же,будут против, но для большинства обычной публики это мнение понятно. А с книгой Коллиера останется ее основная черта – уверенность в том, что она говорит про нечто необходимое людям и абсолютно позитивное.

Дж.Л.Коллиер «Становление джаза» Кабинетный Ученый, Москва-Екатеринбург 2023 544 стр.