Музыкальная программа австрийского фестиваля Wiener Festwochen настроилась на женскую доминанту. Это и акцент на теме сочинений (опера Пауля Хиндемита «Святая Сусанна», опера-оратория Джона Адамса «Евангелие от другой Марии», камерная медиаопера Бушры Эль-Турк «Женщина в точке ноль»), и большое для стандартных фестивальных пропорций число женщин-дирижеров (Марит Стриндлунд, Николь Пайемент, Катарина Винкор), и главное – весомое присутствие в программе женщин-композиторов.
Идея ежегодного композиторского конкурса Akademie Zweite Moderne («Академия второго модерна») внутри Festwochen была одним из ключевых пунктов предвыборной программы, с которой команда интенданта Мило Рау получила свой пятилетний контракт. Каждый год в течение этих пяти лет международное жюри будет отбирать и приглашать в Вену десять женщин-композиторов из разных стран. Их сочинения представляет на двух концертах ансамбль Klangforum Wien. Итоговое число пятьдесят неслучайно: примерно столько учениц посещало в Вене композиторские семинары Арнольда Шёнберга, чей 150-летний юбилей стал еще одним важным программным элементом фестиваля этого года. В отличие от главных учеников Шёнберга – Веберна и Берга – большинство имен его многочисленных учениц по композиции кануло в Лету (среди редких исключений – Вильма фон Вебенау, Генриетта Босманс, Наталья Правосудович). Любопытно, что несмотря на документальные свидетельства пренебрежительных высказываний Шёнберга по поводу женской способности к композиции, его поступки говорят и об обратном: в 1933 году из 75 заявок на композиторские стипендии в Бостонской консерватории он лично отобрал двух кандидаток, занимался с некоторыми студентками бесплатно, помогал с публикациями одной из первой женщин-композиторов Канады Джин Култхард, а в числе наиболее интересных американских композиторов нового поколения называл одну из своих последних учениц – Дику Ньюлин.
Таким образом, имя Шёнберга – одного из главных музыкальных новаторов и символов венского модерна – становится отправным пунктом в нынешней «перезагрузке» модерна. При этом цель Академии – не только внесение гендерного разнообразия в программу фестиваля, но и структурное влияние на неповоротливый мир академической музыки. «До сих пор 92 процента оркестровой музыки, исполняемой по всему миру, написано композиторами-мужчинами», – гласит пресс-релиз конкурса. Кроме двух концертов был организован двухдневный дискуссионный форум, в котором приняли участие представители крупнейших филармонических, образовательных и театральных организаций. Как часто бывает на подобных саммитах, в финале форума участники подписали совместный манифест, полный самых благих намерений, однако своей главной целью организаторы Академии видят не столько пресловутые льготы и квоты, сколько возможность живого профессионального общения женщин-композиторов из самых разных уголков мира.
В этом году жюри выбрало первую десятку конкурсанток из Китая, Филиппин, Беларуси, Германии, Южной Африки, Ирана, Турции, Великобритании, Хорватии. Пожалуй, один этот музыкально-географический разброс (с заметным креном в неевропейские страны) представлял большой интерес. Конечно, «экзотическое» разнообразие стран происхождения композиторов по нынешним временам вовсе не означает дистиллированной изолированности их музыкального языка, тем более что многие участницы давно живут в эмиграции. И тем острее и ярче в этом контексте высвечивался элемент национального своеобразия той или иной музыкальной школы, заботливо пестуемый их представительницами.
Одним из самых ярких контрастов c западноевропейской традицией было сочинение композитора из Южной Африки Монтати Мазебе. Совершенно стандартный для европейской академической сцены набор инструментов Klangforum Wien благодаря специфической технике звукоизвлечения превращался на слух в традиционный африканский ансамбль. Окончательно эту иллюзию укреплял голос самой Монтати Мазебе – горловое шаманское пение-вибрация, изумляющее почти сверхъестественной мощью и безразмерностью диапазона в исполнении хрупкой певицы. Еще одним примером активной культурной интеграции было сочинение композитора и этнографа Фелис Анне Реис Макахис, которая в своей утонченно-полифонической партитуре «перекладывает» элементы традиционного филиппинского вокала для инструментального состава духовых, ударных, аккордеона и струнных.
Не обошлось и без глобально-актуальных тем: миграции (мультимедийный опус китаянки Юн Ду о передвижении сирийских беженцев в Европу с сочетанием трех национальных вокальных традиций), войны (электронная композиция белоруски Марины Лукашевич, в которой через страшные звуковые волны пробивается мужской голос, поющий колыбельную на армянском), фемицида (в сочинении китайского композитора Шаши Чен в партитуру «вздохов» и «стонов» инструментального ансамбля изобретательно встраиваются ритмические фигуры необычных «ударных», предметов, фигурирующих в хронике насилия над женщинами, – ремень, хлыст, и т.д.). Различим ли гендерный уклон сочинений участниц венской Академии на слух – вопрос глубоко субъективный. Но возможность лишний раз услышать многонациональный голос активного композиторского поколения не может не радовать, потому что, как говорит патронесса Академии Нурия Шёнберг-Ноно, «доступ к информации сегодня фантастический, и у нас уже не остается никаких отговорок, чтобы получать ее выборочно».