События июля и августа Анонсы

События июля и августа

Выбор редакции

3-7 июля

Фестиваль «Лето. Музыка. Музей»

Музей «Новый Иерусалим»

Седьмой по счету летний open air фестиваль, проводимый в Истре, посвящен в этом году «Русским сезонам» Сергея Дягилева и связанной с ними музыке (150-летие великого импресарио пришлось на 2022 год, равно как и 150-летие Скрябина, которому в итоге и посвятили истринский фестиваль того года; в 2023-м весь музыкальный мир отмечал 150-летие Рахманинова, и фестивальную программу в «Новом Иерусалиме» отдали в первую очередь ему, а также его современникам). Нынешнее «Лето…» начнется с выигрышной во всех оркестровых отношениях музыки Дебюсси – она прозвучит в исполнении ГАСО имени Е.Ф.Светланова (дирижер – Дмитрий Юровский, художественный руководитель фестиваля) и напомнит о временах неистовых экспериментов, когда и случилась скандальная премьера балета Вацлава Нижинского «Послеполуденный отдых фавна» (1912). Не обойдется, разумеется, и без «русского» Стравинского периода дягилевских «Сезонов»:  в первый фестивальный день это будет «Жар-птица», во второй – «Петрушка» (дирижер – Клеман Нонсьё).

Концерт 5 июля (третий день) откроется вступлением к опере «Хованщина» Мусоргского, показанной в 1913 году в Париже в постановке Александра Санина, сотрудничавшего с Дягилевым (в партии Досифея солировал Федор Шаляпин). Целых два вечера – 6 и 7 июля – будут отданы музыке Римского-Корсакова, 180-летие которого отмечается в этом году. В исполнении оркестра Большого театра под управлением Дмитрия Лисса прозвучат Воскресная увертюра «Светлый праздник», сюита из оперы «Золотой Петушок», «Сеча при Керженце», «Испанское каприччио» и «Шехеразада». А в финальном гала-концерте слушателей ожидают сцены, арии и симфонические фрагменты из «Садко», «Сказки о царе Салтане», «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Кащея Бессмертного», «Майской ночи», «Млады», «Ночи перед Рождеством» в исполнении Анны Аглатовой, Альбины Латиповой, Светланы Лачиной, Ксении Дудниковой и других известных солистов.

27-29 июля

«Отражения», «Холм», «Красавицы не могут уснуть»

МАМТ имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко

Один из ведущих музыкальных театров столицы завершает сезон премьерой трех одноактных балетов. Два из них уже показывались за рубежом и перенесены на сцену МАМТ. Балет «Отражения» Юрий Посохов ставил в 2005-м для труппы Сан-Франциско, где год спустя завершил карьеру танцовщика. Сценограф Сандра Вудалл выбрала для спектакля черно-бело-красную цветовую гамму и усилила эффект высокими зеркалами. Музыкальным руководителем постановки в Москве выступит главный дирижер МАМТ Феликс Коробов.

«Холм» албанского хореографа Гентиана Доды (известного, в том числе, совместными работами с Начо Дуато) ставился для балетной труппы Национальной оперы Греции в рамках триптиха «Человеческая природа» и был впервые показан в 2023 году. Хореограф вдохновлялся абстрактными образами холмов, описанных в «Сочинениях» Альберто Джакометти («Эти холмы, эти конструкции были сложны, окружены резонансами, и я чувствовал, что это жесты, звуки голосов, движения, пятна, ощущения из другой эпохи, далекие друг от друга, во времени»).

«Красавицы не могут уснуть» Анастасии Вядро (постановщик шоу Carmen P.S. Ляйсан Утяшевой) – балетный спектакль, танцуемый на каблуках. «В центре повествования находится одна героиня по имени Эва, а ее подсознание олицетворяют восемь женских персонажей, существующих с ней в одном пространстве». Точками опоры для постановщика стали, в частности, «Восемь женщин» Франсуа Озона и «Женщины на грани нервного срыва» Педро Альмодовара.

13-17 августа

Green Royal Fest

Екатеринбург, Сад Вайнера

Фестиваль существует с 2020 года, проводится Свердловской филармонией и Центром развития социально-культурных инициатив Свердловской области при поддержке российского и областного Министерств культуры и Управления культуры города Екатеринбурга. В 2024-м, как и четыре года назад, он откроется выступлением пианиста Ивана Бессонова, дважды лауреата Международного конкурса Grand Piano Competition (2016, 2018): в этот раз вместе с Уральским академическим филармоническим оркестром (дирижер – Алексей Доркин) он исполнит Третий концерт Рахманинова. Также в программе фестиваля – выступление победителя XVII Международного конкурса имени П.И.Чайковского (2023) пианиста Сергея Давыдченко, который сыграет 15 августа Первый концерт Чайковского и рахманиновскую «Рапсодию на тему Паганини». А завершит Green Royal Fest Денис Мацуев с Первым концертом Бетховена и Вторым концертом Рахманинова, УАФО продирижирует Дмитрий Лисс.

23-25 августа

Фестиваль «Территория мира – территория музыки 2024»

Калининград, остров Канта

Еще один крупный и, безусловно, достойный внимания open air фестиваль этого лета. Среди его участников – один из старейших оркестров России – Московский государственный академический симфонический оркестр, существующий с 1943 года. За дирижерским пультом поочередно окажутся Алексей Верещагин, Фабио Мастранджело и Антон Гришанин. Откроется фестиваль популярнейшей сценической кантатой Карла Орфа Carmina Burana, звучавшей в Калининграде лишь однажды. В концерте принимает участие Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А.Юрлова. Сольные партии исполнят артистка Молодежной оперной программы Большого театра Елизавета Нарсия (сопрано), приглашенный солист ГАБТ Анджей Белецкий (баритон) и солист «Новой Оперы» Александр Богданов (тенор).

Во второй день на фестивале выступят зарубежные солисты – Энджел Вонг (фортепиано, США), Шарль Ределле (валторна, Франция), Аугусто Велио Палумбо (фагот, Италия), Франческо Солинас (баритон, Италия), Мартина Гресия (сопрано, Италия). В программе – музыка Вебера, Чайковского, Моцарта, Сен-Санса и Рахманинова.

Кульминацией же фестиваля станет выступление знаменитой оперной певицы Хиблы Герзмава и лауреатов учрежденного ею Международного конкурса вокалистов и концертмейстеров.