Погода в этот день отнюдь не способствовала наслаждению вокальным искусством: разразившийся в Москве шторм валил деревья и затапливал столичные улицы. Несмотря на это, Большой зал «Зарядья» был полон – меломанам погодные катаклизмы оказались нипочем.
Ольга Перетятько, ставшая главной героиней вечера, бесспорно, принадлежит к числу наиболее ярких див мировой оперной сцены, однако ее творческая активность намного шире стандартных для звездного сопрано рамок. Помимо солиднейшего багажа оперных партий различных эпох, она активно выступает и как солистка в ораториальном жанре, и как камерная певица. Программа концерта в «Зарядье» в целом отражала широкий спектр интересов исполнительницы, но концентрировалась вокруг двух жанров – серенады и колыбельной. В этих акцентах, несомненно, отразились глубоко личные для вокалистки моменты.
Речь идет, конечно же, об альбоме «Песни для Майи», выпущенном в 2021 году «Мелодией». Он вызвал большой резонанс: Ольга Перетятько, в чью жизнь тогда вошла радость материнства, записывает диск, где нет места брызжущим колоратурой оперным хитам: он состоит только из колыбельных песен различных стилей и культур – мостик здесь перекидывается от Моцарта к джазу и экзотическим для европейского уха восточным напевам. «Песни для Майи» покорили слушателей тонкостью и трогательной чистотой воплощения замечательной идеи и раскрыли творческий дар певицы в совершенно новой глубине. Программа для «Зарядья» основывалась на трек-листе этого альбома, но включала в себя и другие сочинения.
Открывали вечер два виртуозных номера – Болеро Елены из оперы «Сицилийская вечерня» Верди и Серенада Бизе. В обоих произведениях солистка продемонстрировала свое бесспорное блистательное мастерство, и они стали своеобразной данью традиции привычного формата зажигательного вокального вечера. Вслед за этим – внезапный контраст в виде последовательности из нескольких колыбельных, и столь же моментальное сценическое перевоплощение исполнительницы: на смену капризной и манящей оперной диве приходит счастливая мама, для которой сон ребенка – бесценен. Сам жанр колыбельной обманчив своей кажущейся безыскусной простотой, на самом же деле его воплощение требует от вокалиста исключительной рафинированности мастерства и чуткой реакции на детали; Ольге Перетятько удалось это в полной мере. Неожиданным был стилевой контраст в рамках одного жанра – на разных полюсах его были Вагнер, Дворжак и Пуччини. Особенно удалась, на наш взгляд, знаменитая колыбельная Schlafe, mein Prinzchen, ошибочно приписываемая Моцарту: певица с очень тонким эротизмом, но без малейшей пошлости передала фривольные двусмысленности ее текста.
Сопровождал Ольгу Перетятько Российский национальный оркестр под управлением Александра Соловьева. Стоит подчеркнуть мастерство коллектива и взаимопонимание, продемонстрированное солисткой и дирижером. Вместе с тем именно в колыбельных не хватало звукового баланса – певица стремилась к тонкой детализации и мягким, приглушенным краскам, но вынуждена была подчас преодолевать некоторую тяжеловесность оркестрового звучания; оркестру стоило все же более деликатно и ненавязчиво поддерживать солистку. В этом аспекте стоит вспомнить, что альбом «Песни для Майи» был выпущен в формате голоса в сопровождении фортепиано, а концертмейстером был Семен Скигин: именно с точки зрения деликатного баланса аккомпанемента этот релиз можно без преувеличения назвать безупречным.
Второе отделение открывалось знаменитой каватиной Нормы из одноименной оперы Беллини. Кажется, что звуки Casta diva у меломанов уже, что называется, завязли в ушах. Тем не менее Ольге Перетятько удалось найти свой собственный путь: каватина была исполнена без модной у современных див агрессивной экзальтации и напора, но очень деликатно, тонко, с вниманием к важным нюансам. Убедительно прозвучал и гавот Манон из соответствующей оперы Массне. Далее – второй сет колыбельных, но теперь уже с акцентом на яркие национальные культуры: прозвучали сочинения Чжан Цзяньчуня, Де Фальи, Тости, Санторо и Пименты. Сильное впечатление произвели лаконичные арабески китайского композитора, гармонично инкорпорировавшего национальный музыкальный стиль в европейскую жанровую традицию. В колыбельной Гречанинова, созданной на стихи Лермонтова, исполнительница продемонстрировала мастерское владение русским камерно-вокальным стилем.
Концерт современной оперной дивы у широкой публики вызывает вполне определенный спектр ожиданий: агрессивная виртуозность, яркая внешняя подача, недосягаемая звезда в свете софитов. Ольга Перетятько показала, что возможно и совсем иное: интимное, глубоко личное высказывание о том, что важно только для певицы, но вместе с тем значимо для каждого присутствующего в зале. Все мы когда-то были детьми и слышали колыбельные, и именно такие воспоминания греют нас на протяжении всей жизни.