Светлана Боруха: Оперу невозможно готовить в гардеробе Персона

Светлана Боруха: Оперу невозможно готовить в гардеробе

Угроза обстрелов, сирена, отмена массовых мероприятий – суровая действительность  прифронтового региона. Как в таких условиях сохранять коллективы, готовить новые программы и выпускать мировые премьеры, директор Белгородской государственной филармонии Светлана Боруха (СБ) рассказала Дарье Ганиевой (ДГ).

ДГ Какая сейчас обстановка в Белгороде? Работает ли филармония, проходят ли концерты?

СБ Надо разграничить понятия – работа филармонии как таковой и концерты. Филармония не прекращала работу ни на один день. Репетиционный процесс идет все время. Бухгалтерия, кадры, службы – все работает, мы как получали, так и получаем зарплату, как выполняли свои обязанности, так и выполняем. Никакая обстановка не является поводом, чтобы не работать. Но, конечно, в нашу жизнь внесены коррективы. И если звучит сирена ракетной, воздушной опасности, то мы обязаны спуститься в укрытия. У нас, например, есть гардероб на минус первом этаже, он очень большой, на тысячу мест, и оформлен как фойе для гостей. Там довольно парадно – много места, хорошие туалетные комнаты и, как оказалось, довольно приемлемая акустика. Поэтому большие коллективы просто переместились для репетиций на минус первый этаж, чтобы не прерывать работу, когда звучит сирена.

Нам действительно сейчас не разрешено работать в Большом зале, потому что там 580 мест для зрителей и еще от 75 человек на сцене, если оркестр сядет. Быстро обеспечить безопасность и сотрудников, и гостей и эвакуировать столько людей сложно. Но при этом разрешено проводить концерты в Органном зале: над ним есть еще один этаж, то есть дополнительные перекрытия.

ДГ Органный зал на 200 мест?

СБ Да, на 235 мест. Но мы размещаем там человек до пятидесяти, не больше, чтобы можно было быстро людей из зала вывести, если зазвучит сигнал ракетной опасности. Человек приспосабливается жить – и жить счастливо – в самых разных условиях. Недаром же есть поговорка, что все, что нас не убивает, делает сильнее.

ДГ У вас были происшествия во время концертов?

СБ У нас ничего плохого не случилось, но вот после массовых обстрелов Белгорода 30 декабря специалисты – главный инженер и дежурный пожарный – поднялись на кровлю и собрали пригоршню поражающих элементов от снарядов. Кассетные боеприпасы начинены обрезками от металлического прута размером с верхнюю фалангу мизинца. Кровлю они не пробили. Их, видимо, ПВО сбило, они взорвались и рассыпались по городу. У меня в кабинете хранится один такой элемент. Они если влетят в стекло, то стекло разбивается. Но мы давно уже наши стекла оклеили, правительство выделило специальную бронепленку.

Ко мне в квартиру 30 декабря прилетел один такой кусочек: в соседний двор упал кассетный боеприпас. Слава богу, никто на улице не пострадал. Только окна повыбивало. У меня пострадало только внешнее стекло стандартного двойного стеклопакета, внутреннее было оклеено и выдержало. Через несколько дней пришли и бесплатно заменили стеклопакет – это в городе делается очень быстро.

ДГ Как моральный дух ваших артистов? Удается ли сохранить коллективы? Есть ли те, кто уехал из города в связи с ситуацией?

СБ Это, конечно, болезненный вопрос… Коллективы сохранены все. Но вакансии у нас существенно увеличились. И мы с пониманием относимся к людям, которые захотели насовсем уехать. И такие были. 24 февраля 2022 года началась специальная военная операция, а 25-го один артист положил на стол заявление об увольнении. Началась мобилизация – один молодой человек написал заявление и исчез из поля зрения. И это естественно: все боятся, я тоже боюсь, когда звучит сирена. Но один с этим страхом справляется и понимает свою ответственность за жизнь и работу в Белгороде, а другой не может с этим страхом справиться и уезжает.

Есть люди, которые уезжают по другой причине. Ведь у нас уже больше года дети учатся дистанционно. У кого-то есть бабушки, которые могут с ребенком посидеть, а у других нет. Тащить за собой малыша на репетицию оркестра? Поэтому кто-то уезжает ради детей. Но мы всех просим, чтобы не увольнялись. Мы предоставляем отпуск за свой счет и даем возможность вернуться в свой коллектив, когда ситуация восстановится. Главная наша задача сейчас – это сохранить творческие силы.

ДГ Есть ли в труппе те, кто был мобилизован или добровольно ушли на СВО?

СБ На фронт у нас не ушел никто. В период мобилизации у нас никого не призвали, потому что были нужны другие профессии. Но у нас есть ребята, которые служат в территориальной обороне. Например, в балете такой Саша – он снимает сценический костюм и идет выполнять задачи в народной дружине. Мужественный человек. У нас есть женщины, которые плетут сети, пекут пироги для солдат, работают в госпитале «техничками» – ухаживают за ранеными ребятами. Когда Шебекино обстреливали, в филармонии был пункт временного размещения, у нас 37 человек оттуда жили в нашей гостинице. Наши сотрудники собирали и разгружали гуманитарную помощь. Это наша нынешняя жизнь… За ленточку с концертными программами нас не возят, но мы выступаем здесь, где нам позволяют, в госпиталях в том числе.

ДГ Вы как-то поменяли репертуар в связи с тем, что не все коллективы сейчас в полном составе, а выступать можно только в небольшом зале?

СБ Мы радикально репертуар не поменяли – у нас просто не было возможности некоторые концерты исполнить. Надо понять, что есть репертуар, который звучит в основном зале, допустим, для симфонического оркестра – Рихард Штраус, Малер, какие-то сложные, большие, философские полотна. А есть репертуар, который мы играем в районах Белгородской области. (Сейчас из двадцати двух районов мы имеем возможность выступать в девяти, которые дальше от границы.) Я честно скажу, что, например, Рихарда Штрауса мы, по-моему, ни разу не вывозили. А Иоганна Штрауса играли. Потому что такая музыка легче воспринимается и может быть сыграна меньшим количеством артистов в тех домах культуры, где не может сесть симфонический оркестр в полном составе. В этом смысле репертуар у нас всегда был…

ДГ …гибкий?

СБ Да, для разных аудиторий. Потому что детям и подросткам тоже стараемся подбирать музыку, которая воспринимается легче. Ну и потом в нынешних тяжелых условиях тяжелую музыку тоже не хочется играть.

ДГ Что сейчас самое востребованное у вашей публики?

СБ Мы все вспомнили о том, что мы русские! Но не в том смысле, что перестали играть европейскую музыку и начали отечественную. Понятно, что классика у нас в репертуаре в любом случае. Филармония несет главную миссию – сохранение академической музыки и вовлечение в нее людей. А академическая музыка – классика на все времена, и не важно, в какой стране она написана. Мы исполняем и Моцарта, и Чайковского, и Рахманинова. И современных российских композиторов. Но мы не играем голый патриотизм. Это тоже так не работает. Опера «Белгородский полк. Засечная черта», премьера которой была приурочена ко Дню России, да, патриотическая, но она не родилась во время СВО, над ней работа началась в 2008 году. Она просто созрела к этому моменту и сейчас пришлась ко времени.

ДГ Что этот проект значит лично для вас? Ведь даже ваша филармония стоит на улице Белгородского полка.

СБ Это чисто белгородское творение! У нас есть ученый-краевед Виктор Васильевич Овчинников. Он всю жизнь интересуется историей Белгородской области, у него написано много книг на эту тему. И он давным-давно придумал сделать спектакль об истории Белгородского полка, который просуществовал практически до начала XX века, и оборонительной линии на южных рубежах Русского государства. Он обратился к композиторам Елене Латыш-Бирюковой и ее супругу Николаю Бирюкову, и они еще в 2008 году начали писать оперу. Первые постановки были сделаны примерно в 2010-х годах, но не всего произведения, а буквально пары действий. И надо сказать, что они произвели впечатление – в Белгороде раньше никто оперы не писал. Но проект не получил поддержки и развития. Возможно, не было интересного сценического решения.

А через некоторое время идеей заинтересовался наш художественный руководитель Евгений Алешников. А так как он у нас еще и главный дирижер Белгородского академического русского оркестра, он предложил композиторам написать оперу как раз для оркестра народных инструментов и дал советы, как сделать произведение более динамичным и подвижным. В частности, они вместе придумали, что нужно ввести и линию шведского войска, которой раньше не было. Для этого написали фрагмент для органа. И через такой музыкальный конфликт – «сражение» русского оркестра и органа – показана Полтавская битва. Белгородский полк сыграл в ней одну из ключевых ролей.

Граф Борис Шереметев возглавил полки Петра I. Одним из них был как раз Белгородский полк. Он квартировался именно здесь, и это нашло отражение в названиях окрестных населенных пунктов. У нас есть Пушкарное, где жили пушкари, есть Стрелецкое, где жили стрельцы, филармония находится на улице Белгородского полка. А за спиной у нас находится часть города, которая исторически была поселком Савино. Потому что предводителем Белгородского полка был Савва Айгустов, ему пожаловали здесь земли. И все эти исторические лица стали действующими лицами оперы.

Кстати, есть еще одна интересная связь белгородцев с графом Шереметевым: в слободе Борисовка – по имени Бориса Шереметева – родился в XIX веке крепостной Гавриил Ломакин. Он стал хормейстером графской капеллы в Санкт-Петербурге, а затем и Императорской капеллы. Его имя выбито на фронтоне капеллы – рядом с Балакиревым и Глинкой. И белгородский композитор Ломакин написал кантату Stabat mater, которую Белгородская государственная филармония подняла, издала и уже 29 раз исполнила – после 120 лет молчания!

ДГ Вот что значит «мы вспомнили, что мы русские»!

СБ Да, мы в истории нашей музыки сохраняем историю нашей земли.

ДГ Если возвращаться к опере «Белгородский полк», то каких усилий стоило выпустить такой масштабный спектакль? Ведь на сцене около 150 человек – оркестр, хор, солисты, танцевальный ансамбль.

СБ Хватило приключений! Существует Ассоциация дирижеров профессиональных оркестров народных инструментов. Ее возглавляет наш худрук Евгений Алешников. И он от лица этой некоммерческой организации во взаимодействии с нашей филармонией подал заявку на грант Президентского фонда культурных инициатив на постановку этой оперы. Вообще, оперы для оркестра народных инструментов есть, но они единичны. Потому что традиционно опера пишется для симфонического оркестра. Но тут Алешников подумал, что именно эту «русскость» идеи оперы о славе русского оружия в битве со шведами лучше всего передаст оркестр народных инструментов. А у композитора Николая Бирюкова действительно есть опыт написания музыки для таких коллективов.

Понятно, что только благодаря этому гранту все реализовалось. Только благодаря этой поддержке мы смогли пригласить хороших музыкантов, потому что мужских голосов у филармонии не хватает.

ДГ Не хватает из-за того, что часть артистов по разным причинам покинула Белгород?

СБ Нет, нет, это наша давняя проблема. Мужские голоса в принципе на вес золота, женщин больше. Парные составы сопрано и меццо-сопрано у нас имеются всех возрастов. А солистов… может, кто-то прочитает и захочет у нас работать? Мы с удовольствием прослушаем, у нас неплохие условия работы в Белгороде! У нас есть три тенора: партию Старого солдата исполнял сам Коля Бирюков, композитор, он хороший тенор. Раненого солдата пел очень хороший тенор Константин Кривцов из нашего хора. Молодого рекрута исполнял наш солист Василий Задорожный. Все. В  баритонах у нас только народный артист России Евгений Григорьев, но это была его прощальная гастроль. Он сыграл три премьерных спектакля и ушел на пенсию. А еще двоих – графа Шереметева и Савву Айгустова – мы пригласили.

И конечно, мы понимали, что нам нужен столичный режиссер. Поскольку с Петром Татарицким мы давно взаимодействуем как с чтецом, ведущим концертов и режиссером постановок (кстати, познакомились на наших Шереметевских музыкальных ассамблеях – это ежегодный фестиваль), выбор был очевиден. Написанная партия органа позволила пригласить Евгению Кривицкую. Они с Петром Татарицким давно работают вместе, у них прекрасный тандем. В филармонии есть свой балет, но мы скромные – он называется Ансамбль танца – мы не претендуем на классические балетные постановки. Но у них есть и сольные большие проекты, и они очень много работают с другими коллективами. Если нужно, станцуют и вальс, и народные танцы, и джаз, и хип-хоп. Ребята-универсалы. Ведь мы каждый год ставим новогодние сказки, как в театре. И артисты балета играют роли в детских спектаклях. Но честно, я думала, Петр поставит нам полусценическое действо – у нас, по сути, нет оркестровой ямы в филармонии, а он размахнулся на полномасштабный спектакль!

 

ДГ А как вы показывали спектакль в домах культуры городов Бирюч и Новый Оскол и на Прохоровском поле?

СБ В домах культуры снимался первый ряд в партере, и оркестр сидел перед сценой. Конечно, мы репетировали в Большом зале нашей филармонии, потому что оперу невозможно готовить в гардеробе. И ПВО нас защищало. Знаете ли вы, что в Белгородской области за праздничным столом люди обязательно произносят тост за ПВО? А если проводятся какие-то важные мероприятия, то на защиту встают и люди с противодроновыми ружьями, как было в поселке Прохоровка, который исторически неразрывно связан с Курской битвой – переломным танковым сражением Великой Отечественной войны. Мы хотели показать эту оперу на площади в Белгороде 12 июня, но тут не разрешили…

ДГ Какая дальнейшая судьба у постановки? Поступают ли предложения вывезти спектакль на гастроли, чтобы поддержать коллектив?

СБ Именно такие приглашения от наших коллег, друзей и поступают. Наш духовой оркестр только что вернулся из Тамбова, Ансамбль песни и танца «Белогорье» был приглашен в Ростов-на-Дону выступить в День России, наш Академический хор принимал участие в закрытии концертного сезона Курской филармонии.  Но по опере пока, я честно скажу, конкретных планов нет. Я убеждена, что в любом случае надо обращаться в грантовые фонды, потому что вывезти оперу – это затратно. Я думаю, это вопрос будущего.

ДГ Не могу не спросить про вас. Вы возглавляете Белгородскую филармонию с 2013 года. Но ведь вы по специальности физик, кандидат педагогических наук, управленец с огромным стажем. Как все-таки вы, не будучи музыкантом, смогли вникнуть в тему высокого искусства?

СБ В филармонию я пришла из Белгородского государственного института искусств и культуры, где я была первым проректором. Так что к деятельности музыкантов успела прикоснуться там. В советские времена я не смогла поступить в музыкальную школу. Но игрой на фортепиано занималась в детстве, хотя и очень коротко, всего четыре года с частным преподавателем. Но зато я занималась танцами, всю жизнь люблю балет. А папа у меня вырос за кулисами Ростовской оперетты, его мама – моя бабушка – служила там фотографом-ретушером. И мой папа, хоть и был инженер по образованию, прекрасно пел. Я поэтому все баритоновые партии классической оперетты знаю наизусть. А моя мама играла на скрипке, даже в заводском оркестре состояла. Так что музыка в нашем доме была всегда.

Но честно скажу, что, придя в филармонию, я первые лет пять перед каждым концертом заранее тщательно прослушивала музыку в Интернете, если ее не слышала до этого, чтобы понимать. И главное, что наш замечательный худрук Евгений Алешников мне помогает, я всецело на него полагаюсь. А он прислушивается к моему управленческому чутью, когда я говорю, что публике вот это может быть интересно, давайте попробуем сделать.

ДГ У вас в биографии еще есть строчка «член Общественного совета при УМВД России по Белгородской области». Что входит в ваши обязанности?

СБ Родители меня так воспитывали, что сначала – для людей, потом – для себя. Поэтому общественная работа со мной всю жизнь, я даже была в юности старшей пионервожатой. Сейчас я являюсь членом Общественной палаты Белгородской области, возглавляю комиссию по образованию, культуре и молодежной политике. В Общественном совете при УМВД обсуждается работа различных структур МВД в Белгородской области, руководители структурных подразделений выступают перед нами, общественниками, зачитывают доклады, и мы как простые граждане России задаем им вопросы и подсказываем, о чем люди беспокоятся. Это способ построить общение между государственной структурой и простыми людьми. Еще мы приглашаем управление МВД провести на нашей базе свои мероприятия, даем для них концерты, помогаем подготовиться к их ведомственным конкурсам. Работа интересная и на волонтерских началах.

ДГ Хочется завершить беседу таким вопросом: как люди из других регионов могут вас – коллектив Белгородской филармонии и вообще жителей прифронтового региона – сейчас поддержать?

СБ Поддержка для филармонии – это, конечно, приобретение билетов и приход в наши залы. Мы все лето будем работать, представлять камерные программы, мы не закрываем филармонию. Мы будем стараться по возможности выезжать и работать в районах Белгородской области.

И поддержка моральная нам тоже важна. Вот мы сделали трансляцию оперы «Белгородский полк. Засечная черта» – чем больше людей посмотрит ее запись в интернете, тем больше людей познакомится с этой музыкой. И, может быть, у кого-то возникнет желание пригласить эту оперу к себе в гости. Да, конечно, приглашение на площадки других городов – для нас это было бы сейчас самой лучшей поддержкой. Для артиста самое главное – выступать. Филармония живет только тогда, когда в зале есть зрители.