Варвара Заруднева: Я теперь часть Matsuev team Персона

Варвара Заруднева: Я теперь часть Matsuev team

Одним из самых младших лауреатов завершившегося Grand Piano Competition стала одиннадцатилетняя Варвара Заруднева (ВЗ), обучающаяся в МССМШ имени Гнесиных в классе Максима Железнова. Юная исполнительница впечатлила многих своей сценической уверенностью и зрелыми интерпретациями. Ассоциация музыкальных критиков, журналистов и музыковедов вручила ей специальный приз – интервью в журнале «Музыкальная жизнь». С пианисткой побеседовал Александр Куликов (АК).

АК Варя, ты стала лауреатом Grand Piano Competition, но, наверное, мечтала о Гран-при и рояле от Дениса Мацуева. Скажи честно, нет ли чувства обиды или разочарования в результатах?

ВЗ Я совершенно не расстроена. Когда мы с моим преподавателем Максимом Станиславовичем Железновым подавали видеозапись на отборочный тур, то понимали, что конкуренция будет очень серьезной. Когда я увидела свое имя среди пятнадцати отобранных участников вместе с такими известными и активно выступающими пианистами, как Елисей Мысин и Лев Бакиров, я очень обрадовалась. То, что я стала лауреатом в такой компании – для меня большая радость!

АК Твоя программа на конкурсе была очень удачно составлена. Это полностью выбор твоего преподавателя, или же в ней отразились какие-то твои склонности?

ВЗ И то, и другое. Программа выбиралась с учетом моих собственных интересов и сильных сторон. Мне очень нравится энергичная соната Скарлатти ре минор в исполнении Марты Аргерих, и я захотела сыграть ее. Для контраста мы добавили медленную сонату фа минор.  Нам хотелось сделать программу максимально разнообразной и интересной для слушателей. Так, например, «Маргаритки» Рахманинова и прелюдии Шостаковича мы решили выучить, когда уже узнали о прохождении в очный тур: программа уточнялась буквально до последнего момента.

АК А в целом тебя можно назвать послушной ученицей? Или все-таки бывают творческие разногласия с преподавателем, и ты делаешь что-то
по-своему?

ВЗ Я обычно всегда соглашаюсь с тем, что говорит мне на уроках Максим Станиславович. Иногда дома я могу сделать что-то по-своему, но в классе мы стараемся вместе найти самое лучшее решение.

АК Ты упомянула Марту Аргерих. А какие другие пианисты тебе особенно близки?

ВЗ В Марте Аргерих мне очень нравится ее темперамент и энергетика. Один из самых любимых пианистов – Денис Мацуев. Я стараюсь следить за творчеством моих сверстников, много слушала Александру Довгань, Елисея Мысина, Льва Бакирова. Из исполнителей прошлого назову Владимира Горовица, очень люблю видеозаписи его концертов, московского и венского. Записи Гленна Гульда я обязательно слушаю, когда сама учу Баха.

АК Ты родилась и начала свой путь в маленьком городе в Луганской народной республике. Переезд в Москву – это большой, сложный шаг. Как это произошло, и кто тебе помогал?

ВЗ Это длинная история. В моей родной школе у меня были непростые отношения с некоторыми преподавателями, и моя мама стала думать, как и где мне учиться дальше. Однажды мы приехали в Ростов-на-Дону, в аквапарк, в день моего рождения и случайно проходили мимо здания консерватории. Мама уговорила меня зайти туда и попробовать поиграть для кого-нибудь из преподавателей. Все сложилось удачно – меня послушал и похвалил известный профессор Сергей Осипенко. Это очень приободрило нас, и мы рискнули попробовать свои силы в Москве.

Приехав в столицу, попытались попасть в ЦМШ. Тогда был период самоизоляции, и в школу даже войти было невозможно. Так, безрезультатно ходили несколько дней, пока, к счастью, не помогла случайная знакомая – ученица старших классов ЦМШ, которая дала моей маме контакты некоторых преподавателей. Нам удалось связаться с Максимом Железновым. Послушав мою запись, он заинтересовался и пригласил меня на «очную» встречу. Так я и стала его ученицей.

АК Сложно ли было расставаться с родным городом? Чего тебе больше всего не хватало в Москве?

ВЗ В моем городе мы жили в большом доме, а в Москве вся семья оказалась в маленькой однокомнатной квартире… К этому было сложно привыкать. В столице сначала у меня совсем не было друзей, все остались на родине, а для меня это очень важно. Но сейчас у меня их много, и из Гнесинской десятилетки, и из ЦМШ-АИИ.

АК Многие взрослые считают, что «вундеркинды» полностью лишены детства. Ты согласна с тем, что «нормального» детства у тебя нет?

ВЗ Совершенно не согласна! А что такое «нормальное» детство? Я занимаюсь тем, что мне нравится, путешествую как музыкант, встречаюсь с удивительными, яркими людьми, учусь в превосходной школе. Я думаю, что мое детство просто замечательное!

АК Занятия музыкой – это большой стресс. Как тебе удается отдыхать? Какие интересы есть помимо музыки?

ВЗ Лучший отдых для меня – это гулять с друзьями, общаться с ними, делиться трудностями и получать поддержку. Важно, что мы все музыканты и понимаем проблемы друг друга, можем посочувствовать сложностям. Относительно хобби – они меняются время от времени, и я думаю, что это нормально. Сейчас я очень люблю фигурное катание, стараюсь следить за выступлениями наших спортсменов. Раньше было что-то другое, а в будущем, наверное, увлекусь чем-то совсем новым.

АК Многие слушатели отметили твою уверенность при выступлении с оркестром. Много раз приходилось работать с оркестрами до конкурса? Легко ли удалось найти контакт с ГАСО имени Светланова на состязании?

ВЗ Честно говоря, до конкурса я играла только один раз с камерным оркестром в Красноярске. С симфоническим – ни разу, этой мой первый опыт. Надо сказать, что директор нашей школы Михаил Хохлов очень помог мне перед конкурсом, организовав пару репетиций со студенческим оркестром. Благодаря этому на конкурсе мне удалось быстро найти взаимопонимание с оркестром и дирижером Иваном Никифорчиным, они яркие музыканты, для меня второй тур стал очень важным и запоминающимся событием.

АК Потрясающе! Теперь, я уверен, у тебя как у лауреата будет много выступлений с оркестрами. Наверное, приглашения уже поступали?

ВЗ Да, уже в ближайшее время предстоит поездка в Суздаль, там сыграю концерт Мендельсона. Как говорят, я теперь часть Matsuev team. Это, конечно, большая гордость для меня, но в то же время и чувство огромной ответственности! Нужно учить много нового репертуара, готовиться к концертам, планировать время. Занятость теперь будет совсем другая. И мне нужно сейчас ставить себе новые задачи и решать их!