Мэтр из Ораниенбаума События

Мэтр из Ораниенбаума

В Мариинском театре завершился «Месяц Стравинского»

День рождения Игоря Стравинского в Мариинском театре отпраздновали с небывалым размахом, хотя дата некруглая – 142 года. Стравинский стал хедлайнером июньской афиши, героем абонемента  «Ко дню рождения Игоря Стравинского» и, по сути, двух фестивалей − «Звезды белых ночей» и «Гений места», идущих параллельно. Новое детище Валерия Гергиева «Гений места» − это музыкальный марафон на родинах пяти русских классиков: открыли в марте в Тихвине, где родился Римский-Корсаков, продолжили во Пскове «у Мусоргского», в Воткинске «у Чайковского» и Смоленске «у Глинки». А завершили на родине Стравинского: в Ораниенбауме, где композитор родился, и в Санкт-Петербурге, где вырос. Эту часть проекта назвали «Игорь Стравинский: Ораниенбаум − Мариинский театр».

Ораниенбаум (с 1948 года город называется Ломоносов) в этой истории, пожалуй, главная интрига. Никогда прежде он не фигурировал в маршрутных картах мариинцев, но идея такая зародилась давно. Однако в Дворцово-парковом ансамбле (сохранившем, кстати, историческое название «Ораниенбаум») – главной достопримечательности города – затянулась реставрация, завершившаяся только в 2023 году, и вот теперь, наконец, красивейшее место вернуло себе музыку. На поляне роскошного парка, прямо за дворцом Меншикова (того самого сподвижника Петра I, с которого и началась история этого места), поставили открытую сцену и соорудили огромный «зрительный зал», куда в час икс набежала публика, заполнив его до отказа, благо пускали бесплатно, по билетам в парк. Кому не хватило стульев, сидели и лежали прямо на траве. И грянул Стравинский: симфоническая фантазия «Фейерверк», музыка балета «Игра в карты», фрагменты из «Петрушки» и «Жар-птицы» (с участием артистов балета Анны Самостреловой, Сергея Уманца и Владислава Шумакова). Играл, естественно, оркестр Мариинского театра под руководством своего шефа.

Валерий Гергиев не скрывал радости от такой «сбычи мечт» и прямо за сценой пообещал, что отныне фестиваль Стравинского станет здесь ежегодным, и, помимо площадок open air, есть еще «5-6 закрытых локаций, где можно давать концерты». Да, в городе нет филармонии, нет музея Стравинского, не сохранилось даже дома, где родился композитор, но с именем «царя Игоря» в Ораниенбауме-Ломоносове тем не менее «многое связано», подчеркнул худрук Мариинского и Большого. И это действительно так: имя Стравинского носят местная Детская школа искусств, а также городская площадь, которая находится рядом с парком. В городе с 2012 года проходит фестиваль «Stravinsky-fest. Мэтр из Ораниенбаума» (именно так маэстро частенько называли за рубежом), а перед новым зданием ДШИ его имени установлен памятник композитору работы скульптора Александра Таратынова (2019).

Любопытно, что этот живописный пригород Петербурга, что находится на берегу Финского залива, во второй половине ХIХ века оказался одним из центров музыкальной жизни, важным для истории нашей музыки. Хотя прежде всего это было модное дачное место: собственно, и семья Стравинских жила здесь на даче, которую Федор Игнатьевич арендовал у жены полковника Худынцева на Швейцарской улице, в доме № 137 (из-за ветхого состояния она была снесена в 1935-м). А двумя годами раньше на той же улице, но на другой даче, принадлежавшей певице Мариинского театра Дарье Леоновой, последнее лето своей жизни провел Мусоргский (1880), работавший здесь над «Хованщиной». Отмотаем пленку еще на тридцать лет назад и встретим в Ораниенбауме семью дачников Чайковских, которые жили здесь летом 1854 года. 15 августа, в день отъезда в Петербург, четырнадцатилетний Петр подарил своей гувернантке Анастасии Петровой вальс, который так и назвал – «Анастасия», и это было одно из первых известных его произведений. В Ораниенбауме работали оркестр и Летний театр, здесь давали драмы, оперы, балеты, водевили, концерты, сюда приезжали композиторы Ляпунов, Черепнин, Балакирев, выступали звезды тех лет – Комиссаржевская, Ермолова, Шаляпин… Кстати, Федор Игнатьевич Стравинский впервые спел на здешней сцене еще летом 1873 года, и это было одно из его первых публичных выступлений: только через три года он станет солистом Мариинского театра.

Но вернемся в 1882 год, когда Стравинские вместе с двумя старшими сыновьями Романом и Юрием переехали в Ораниенбаум: это было в мае, а уже через три недели у них родился третий ребенок, Игорь. Здесь же новорожденного крестили, а в сентябре семья уже вернулась в столицу, в ту самую квартиру, что находится буквально в двух шагах от Мариинского театра, на набережной Крюкова канала. Так что прожил Игорь Федорович в Ораниенбауме всего три месяца, еще раз на свою малую родину он вернется спустя аж восемьдесят лет, во время своего знаменитого визита в СССР в 1962 году.

Афиша нынешнего фестиваля в его честь – «Ораниенбаум − Мариинский театр» – оказалась более чем насыщенна. Гергиев привел невероятные цифры: почти 50 произведений за 4 дня! Помимо упомянутых сочинений, исполненных на общедоступном концерте в Ораниенбауме под руководством Гергиева, это целая россыпь сочинений Стравинского из регулярного репертуара Мариинки. Концерт для скрипки с оркестром (солист – Кристоф Барати), Симфония in C и Симфония псалмов, «История солдата», Фантастическое скерцо, Сюиты для малого оркестра и Сюиты из балетов «Жар-птица», «Петрушка», «Пульчинелла», «Весна священная», сыгранные и в Петербурге, и в Ораниенбауме. Целиком в Мариинском театре были показаны опера «Царь Эдип», балеты «Свадебка» и «Поцелуй феи», а также премьера – двадцатиминутный балет «Концертные танцы», созданный с большим тщанием и любовью танцовщиком и хореографом Мариинской труппы Александром Сергеевым и его соавторами (художником по свету Константином Бинкиным и художником по костюмам Леонидом Алексеевым). Хореографическая миниатюра получилась стильной и изобретательной, было видно, как тонко автор чувствует эту музыку.

Вообще, вопреки названию, «Концертные танцы» вовсе не предназначались для театра, однако после удачной концертной премьеры в 1942 году, уже в 1944-м они превратились в балет усилиями Джорджа Баланчина, которого можно назвать его фанатом Стравинского, ведь он создал 39 (!) хореографических работ на его музыку. Но и другие его коллеги не отставали. Стравинского вообще любят ставить и любят танцевать. К примеру, Александр Сергеев говорит, что все двадцать лет работы в Мариинском театре Стравинский неотлучно его «сопровождает»: он танцевал в «Петрушке», «Драгоценностях», «Поцелуе феи», «Пульчинелле», «Весне священной» и не только. Как балетмейстер работает с музыкой этого композитора впервые, но, по его словам, едва услышав «Концертные танцы», сразу понял, что хочет их поставить. А вот интересно, чем же музыка Стравинского так цепляет? «Сумасшедшей энергетикой и харизмой, которые побуждают к творчеству хореографов, художников, танцовщиков», – считает Александр.

 

Свой спектакль хореограф трактует как некое соревнование, памятуя о том, что слово «концерт» в переводе с латыни означает состязание. «Солисты соревнуются между собой и с пятью парами танцовщиков (кордебалетом), я – с самим собой. Ну и мы все соревнуемся со Стравинским. Конечно, проигрываем, но все равно соревнуемся», – говорит Александр.

P.S. Тем временем 24 июня на седьмом этаже Второй сцены Мариинского театра открылся еще один концертный зал. Вы уже догадались, чьим именем он назван? Конечно же, именем Игоря Федоровича, в дополнение к уже имеющемуся Фойе Стравинского с панорамными видами на Крюков канал и дом, где жил композитор. В новом камерном зале Мариинки-2, как и в других ее залах (имени Прокофьева, Мусоргского, Щедрина), уже с 25 июня начались регулярные концерты.

Вариации на темы Пушкина События

Вариации на темы Пушкина

В Детском музыкальном театре имени Наталии Сац прошел цикл «Пушкин в музыке»

Чего мы ждем от современного певца? События

Чего мы ждем от современного певца?

Дмитрий Вдовин провел мастер-классы для молодых вокалистов

Радости без рефлексии События

Радости без рефлексии

Мариинский театр представил «Концертные танцы» Александра Сергеева

Как вечор у нас красна девица топилась События

Как вечор у нас красна девица топилась

В МАМТ прошла премьера оперы «Русалка» Даргомыжского