От новых берегов» к «Путевым заметкам» События

От новых берегов» к «Путевым заметкам»

Проект Свердловской филармонии «Безумные дни» – это фестиваль-рекордсмен: за 3 дня – 111 концертов на восьми площадках! Короткие, в пределах часа, программы, которые идут нон-стоп (с 10.30 утра до позднего вечера), предельно доступные по цене билеты, – все это невероятно привлекательно для публики, особенно – для неофитов. На них и рассчитано. При этом из 33 600 зрителей нынешнего фестиваля некоторые сами стали рекордсменами: они фактически поселились в эти дни в фестивальных залах, посещая в день по 6–7 концертов.

Афиша фестиваля, лично составленная отцом-основателем фестиваля, французским продюсером Рене Мартеном, столь громадна и замысловата, что впору писать специальный путеводитель по «Безумным дням» – обычному человеку сообразить, на какие из 111 событий пойти и как при этом будет выглядеть логистика передвижений, непросто. Концертные площадки хоть и находятся в шаговой доступности друг от друга, но эти 5–10 минут ходьбы надо учесть при составлении вашего индивидуального графика: скажем, если вы собрались на 13-часовой концерт в филармонию, то на 14-часовой в Дом музыки можете и не успеть…

С содержательной точки зрения афишу можно уподобить мощному ветвистому дереву, где основа – «ствол» – это некий мейнстрим: известные классические шлягеры с именитыми, как правило, исполнителями. Либо популярный джаз, фолк и духовная музыка. А «ветви» – это некие новинки и изюминки: музыка средневековья, Ренессанса и барокко, либо – наоборот – что-то современное, созданное сегодня или вчера (пример – российская премьера оратории Ольги Викторовой «Исход»). Эта важная часть афиши представляет собой интригующую «езду в незнаемое», нечто мало и редко играемое, то, что так любит открывать своим слушателям Рене Мартен. И эти открытия никогда не разочаровывают, потому что он придерживается главного принципа: качество и самой музыки, и исполнения должны быть на высоте. Каждый раз удивляюсь: ну как это Мартену удается? Ведь он имеет дело с двумя тысячами произведений, сотнями музыкантов (в общей сложности в этом году на фестивале выступили 600 музыкантов из 10 стран). Впрочем, секреты своей продюсерской кухни маэстро раскроет в интервью (см. ниже). А если говорить об артистах «Безумных дней‑2018», то в цифрах картина выглядит так: наибольшее число фестивальных концертов (по шесть) дали четыре оркестра – хозяева фестиваля Уральский филармонический и Уральский молодежный, а также его постоянные участники камерные оркестры La Primavera (Казань) и Musica Viva (Москва). А абсолютным чемпионом в личном зачете стал руководитель Musica Viva, виолончелист Александр Рудин, который четырежды выступил в качестве солиста, дал один концерт с молодежным оркестром и шесть – со своим, причем они почти сплошь были эксклюзивными. Это, например, «Античный концерт» с музыкой Арайи и Галуппи, русские редкости от Черепнина и Гречанинова, «галантные» опусы Боккерини или своеобразный баттл «русского Россини» Александра Алябьева и «баскского Моцарта» Хуана Кризостомо де Арриаги!

Как всегда, мощно выступила команда солистов «Безумных дней», уже традиционно представляющая в основном русскую и французскую школы: это пианисты Натанаэль Гуан и Юрий Фаворин, Жонас Вито и Лукас Генюшас, Мари-Анж Гучи, Эммануэль Строссер и Андрей Коробейников, скрипачи Ми-Са Ян, Айлен Притчин и Оливье Шарлье. В Екатеринбург приехала и участница первых французских «Безумных дней» в Нанте (La Folle Journée‑1995), профессор Парижской консерватории пианистка Анн Кеффелек.

Александр Рудин, Юрий Фаворин и оркестр Musica Viva

Об ансамблях. Сначала о тех, кто «на новенького». Это французы: секстет Convergences во главе с трубачом-виртуозом Роменом Лелё, квартет Messiaen, специализирующийся на музыке ХХ века, и октет клезмерской и цыганской музыки Sirba. Восторг публики вызвал еще один дебютант уральского «Безумия‑2018», британский ансамбль блокфлейт Palisander, виртуозно и остроумно исполнивший музыку от XVI века до наших дней. Palisander – это четыре девушки, которые привезли в Екатеринбург внушительную коллекцию из 25 флейт: от самой маленькой, величиной всего в 14 сантиметров, до громадной двухметровой, выше человеческого роста. Девушки немного попугали публику тем, что играли композиции со своего диска «Остерегайтесь паука», но, как оказалось, название появилось из-за понравившейся девушкам итальянской легенды о музыке, которая лечит многое, даже укусы пауков. Ну а участника первых «Безумных дней» в Екатеринбурге (2015) бельгийский барочный ансамбль Ricercar Consort публика встретила с особым теплом, как старых знакомых. Бельгийцы представили изыски барокко: Куперена, Скарлатти, Телемана и куда менее известных де Мурсию и Форкре. Барокко играл и Екатеринбургский камерный оркестр «B-A-C-H», а наш знаменитый ансамбль «Мадригал» представил еще более раннюю европейскую музыку XIV века.

Нынешний фестиваль, который проходит под девизом «К новым берегам», уже перекочевал в Польшу. А уже в феврале стартуют новые «Безумные дни‑2019», которые будут носить подзаголовок «Путевые заметки», и фестиваль тоже будет кочующим – из Франции в Японию, затем, в августе – снова в Екатеринбург, чтобы отметить здесь первый маленький юбилей – пять лет!

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества

Арт-коллаборации в Судаке События

Арт-коллаборации в Судаке

В Академии «Меганом» прошла первая музыкальная лаборатория Московской консерватории