Для построения успешной карьеры современный оперный певец должен обладать комплексом профессиональных качеств. В ходе мастер-классов художественного руководителя Молодежной оперной программы Большого театра, вокального педагога Дмитрия Вдовина, прошедших в рамках Международной творческой школы вокального мастерства Елены Образцовой, можно было «законспектировать» составляющие этого комплекса.
Ищем свой звук
Прежде всего, певец должен понимать природу своего голоса. Это касается не только выбора репертуара и определения типа голоса и амплуа, но и понимания тонкостей функционирования собственного вокального аппарата. Где динамический предел голоса, какая форма открытия рта и положение языка помогают добиться более качественного звука – все это индивидуальные нюансы, которые певец должен выверить для того, чтобы избежать зажимов и достигнуть высоких результатов.
В ходе мастер-класса Дмитрий Юрьевич дал молодым певцам много важных рекомендаций: например, изучать основные «оперные» языки, особенно итальянский, использовать определенный алгоритм выучки материала (сделать подстрочный перевод, затем литературный, расставить правильные ударения), подключать художественное воображение во время пения и искать краски голоса, опираясь на текст и обстоятельства существования героя. Основным «лейтмотивом» можно назвать умение маэстро найти индивидуальный подход к голосам. Услышать и суметь точно идентифицировать проблему певца – очень сложная и зачастую судьбоносная задача. Это ответственность, которая лежит не только на плечах вокальных педагогов, но и самих поющих. Для этого необходимо обладать широким спектром знаний и высоким уровнем наслушанности, грамотно использовать термины, характеризующие певческие голоса, понимать смысл таких понятий и явлений, как вокальная эмиссия, проекция звука, вокальный импеданс.
Несовершенством голоса одной из участниц был недостаточный импеданс, то есть нарушение баланса надскладочного и подскладочного давления, вследствие чего голос звучал недооформленно, воздушный поток не полностью преобразовывался в звук, а также занижалась вокальная позиция и интонация. Для устранения «недуга» Дмитрий Юрьевич предложил уделить большое внимание избавлению от челюстного зажима: нужно следить за открытием рта, чтобы включился весь возможный резонанс вокального аппарата певицы.
Артикулируем согласные
Не были оставлены без внимания стилистические и фонетические нюансы, влияющие на вокальную технику. Общей и животрепещущей проблемой стало умение четко и понятно артикулировать, а также знать и чувствовать фонетику языка. Произнесенные удвоенные согласные, точная дифференциация открытых и закрытых гласных, верное оформление безударных гласных на конце слова – тонкости, демонстрирующие бережное отношение певца к слову и помогающие выстроить вокальную позицию.
Еще одним стилистическим моментом, на который педагог обратил внимание, стало пропевание высоких нот в музыке Генделя и Моцарта особым способом: немного осаждая громкость и укладывая звук на «воздушную подушку» – для достижения ровного инструментального звучания голоса. Особого подхода требовал голосовой аппарат участницы, исполнявшей на мастер-классе арию Керубино Voi che sapete из оперы Моцарта «Свадьба Фигаро». Чрезмерная внешняя артикуляция губ и челюсти нарушали ровность звучания голоса и фокус звука. Решением в данном случае стали контроль плавности открытия и концентрация артикуляционного процесса внутри рта за счет движения языка, а не челюсти.
Думаем над репертуаром, работаем над образом
Не обошлось и без «репертуарных переворотов». Каждый из участников получил рекомендации по выбору партий. Одним придется перестроить тактику и отложить арии, требующие более крепкого и драматичного звучания, чтобы исключить преждевременную амортизацию голоса, другим переключиться на партии противоположного амплуа, а кому-то отдать предпочтение конкретным композиторам, чья стилистика соответствует техническим и тембровым характеристикам их голосов.
Дмитрий Юрьевич призвал искать индивидуальность не только при назначении «лекарства» от вокальных недугов, но и при интерпретации оперных образов. Обращаясь, допустим, к Клеопатре Генделя, очевидно, как сам тембр голоса, психика и физиология певца влияют на конструирование образа: египетская царица, воплощенная певицами с разными типами голосов – Вирджинией Зеани, Монтсеррат Кабалье, Беверли Силлз, Натали Дессей и Чечилией Бартоли – это абсолютно разные героини. В этом и заключается истинное мастерство – исполнять партию в соответствии со стилистикой, с умом использовать технические возможности своего голоса и при этом не терять психофизическую органику и тембровую уникальность. Для этого певец должен правильно определить свой тип голоса и репертуар, выделить персональный инструментарий приемов для пения той или иной музыки.
Помимо технических нюансов, Дмитрий Юрьевич настойчиво указывал на необходимость наличия нутра драматического актера у певца. В этом нутре сливаются и знание обстоятельств существования героя, и понимание точного перевода пропеваемого текста, и способность концентрировать в своем пении энергию, а затем делиться со зрителем. Мыслящий именно в этом направлении певец способен произвести впечатление на публику.
* * *
Так чего же мы ждем от современного певца? В идеале – техничного исполнения, выдержанного в определенном стиле и озвученного «чистым» тембром, соответствующим природе голоса, грамотного и четкого произнесения слова, подкрепленного актерским наполнением.