К 225-летию со дня рождения классика русской литературы состоялась итоговая премьера сезона – опера «Русалка» Даргомыжского, ставшая заметной вехой в рамках этого проекта.
К разным воплощениям пушкинских шедевров в музыкальной классике Театр Сац, с самого основания ставивший во главу угла просветительские цели, обращался всегда. Возглавляющий театр уже полтора десятилетия Георгий Исаакян включил в репертуар оригинальную постановку «Золотого петушка» Римского-Корсакова, которая стала реконструкцией оперно-балетной интерпретации Михаила Фокина, созданной в начале ХХ века в рамках «Дягилевских сезонов», а сто лет спустя этому спектаклю в исполнении Театра Сац помимо столичной публики на гастролях театра рукоплескали зрители Парижа и Лондона. К открытию реконструируемой нынче Большой сцены режиссер готовит постановку оперы «Руслан и Людмила» Глинки.
Сама Наталия Сац осуществила постановку оперы «Евгений Онегин» Чайковского, с обращения к которой ученик Наталии Ильиничны режиссер Валерий Меркулов и начал цикл «Пушкин в музыке». Исполнение этой оперы, рассчитанной на большую сцену, в период реконструкции Большого зала театра стало возможно благодаря смелой и ярко воплощенной идее художественного руководителя театра Георгия Исаакяна, которая заключалась в превращении на время ремонта в зрительный зал фойе Большого зала. Ведь его пространство замечательно сконструировано архитекторами здания А.Великановым и В.Красильниковым. Огромные галереи под парящими потолками, арки, балюстрады и разные уровни – все это формирует прекрасную акустику. Столь эффектное фойе вдохновило Г.Исаакяна на создание проекта «Re-Конструкция», который открылся в День музыки, 1 октября 2021 года, и с тех пор в рамках этого цикла был впервые исполнен в России ряд неформатных современных партитур, представлены симфонические и оперные раритеты, а также осуществлялись постановки из серии «Пушкин в музыке».
Заметным обращением к пушкинской теме для артистов Театра Сац стал концерт 6 июня, в день 225-летия со дня рождения А.С.Пушкина. К этой дате и к открытию десятого, юбилейного, книжного фестиваля «Красная площадь» солисты оперы, артисты хора под руководством Веры Давыдовой (хормейстеры – Дмитрий Брашовян и Ксения Кулакова) и оркестр под управлением Артёма Макарова представили гала-концерт #Пушкин #Опера #Лучшее, исполнив под открытым небом на Красной площади шедевры русской оперной классики, созданной по мотивам сюжетов Пушкина: увертюру из оперы Глинки «Руслан и Людмила», фрагменты из опер Чайковского «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Мазепа», арии, дуэты и ансамбли из опер «Русалка» и «Каменный гость» Даргомыжского, «Алеко» Рахманинова, «Золотой петушок» Римского-Корсакова (которую ранее театр уже исполнял на Красной площади в концертной версии). Солисты оперной труппы и хор театра продемонстрировали галерею пушкинских образов, а оркестр под управлением Артёма Макарова впечатлял динамичностью и симфоническим масштабом звучания. Режиссерами этого яркого и увлекательного музыкального путешествия в пушкиниану стали художественный руководитель театра Георгий Исаакян и режиссер театра Валерий Меркулов (видеохудожник – Татьяна Мешалкина, ведущий – Дмитрий Дьяченко). Опера «Алеко» Рахманинова, фрагменты которой вошли в гала-концерт на Красной площади, весной так же, как и «Евгений Онегин» Чайковского, была исполнена целиком и в рамках цикла «Пушкин в музыке» в фойе реконструируемой Большой сцены Театра Сац. А финалом нынешнего сезона стала постановка оперы «Русалка» Даргомыжского.
Композитор самостоятельно переработал поэму Пушкина в либретто своей «Русалки», которая стала непревзойденной вершиной лирико-драматической русской оперы и ориентиром и для Римского-Корсакова в создании «Псковитянки» и «Царской невесты», и для Чайковского в «Евгении Онегине», и даже для Шостаковича в «Катерине Измайловой». Центральным персонажем драмы Даргомыжского становится Наташа, превратившаяся в могущественную Русалку, и главной героиней постановки Театра Сац стала исполнительница этой партии – Алина Виленкина, которая убедительно и артистично воплотила превращение наивно влюбленной сельской простушки в мстительную и могущественную русалку. Не только темперамент и сценическая свобода, но и уверенное владение голосом, глубокий тембр сулят большие перспективы этой молодой певице. Под стать главной героине был и Мельник: сильный голос Алексея Красовского позволил певцу подчеркнуть интонационное и мелодическое богатство партии и когда его персонаж был зажиточным крестьянином, и когда гибель дочери превратила его в безумного нищего.
Стопроцентным «попаданием» в образ стал и Князь – Максим Дорофеев, обладающий внешностью сказочного царевича и сладким тембром, словно созданным для озвучивания героев девичьих грез. А Княгиня – Юлия Макарьянц – с каждой деликатно и нежно спетой фразой и в сольных эпизодах, и в сложных ансамблях будто рисовала степенную поступь супруги Князя. Сопровождающие героев второстепенные персонажи (сват Князя и подруга Княгини Ольга) порой перетягивали все внимание на себя: сват Князя – Владислав Васильев – обаятельно ироничным воплощением своего персонажа, а подруга Княгини в исполнении Анны Малькиной – модельной внешностью и сильным полетным сопрано. Достойным партнером солистов стал хор (хормейстеры – Вера Давыдова, Дмитрий Брашовян), артистично водивший хороводы в финальной сцене свадьбы в первом акте и кружившийся в танцах русалок во втором.
Оркестр, с явным удовольствием сотрудничающий с Константином Хватынцом, ставшим музыкальным руководителем постановки, радовал подвижностью темпов, ясностью фактуры и выразительными соло виолончели (Андрей Фролов), гобоя (Дмитрий Кононок), английского рожка (Иван Ломакин), кларнета (Алексей Бычков), арфы (Анна Лисянская). И нескончаемое восхищение вызывало само пространство фойе, по замыслу Георгия Исаакяна и по воплощению Валерия Меркулова, превратившееся в прекрасную акустически и визуально сцену, чему способствовали различные атрибуты кулис: платформы, словно сцена, возвышавшие солистов, стремянка, имитировавшая высокий обрыв над рекой, балкон, ставший осветительской ложей (художник по свету – Елена Поручикова), откуда Наташа поет свое загробное ариозо в сцене свадьбы. А огромный экран позади оркестра, на котором демонстрировались видеопроекции (художник – Татьяна Мешалкина), и сценические костюмы (подобранные художником-постановщиком Натальей Чабаненко) создавали впечатление от постановки как от полноценной сценической версии, хотя формат проекта изначально подразумевал концертное исполнение опер. Такое динамичное, позволяющее воплощать самые разные замыслы «переосмысление» зрительского фойе в период реконструкции главной сцены в итоге дало театру интереснейшие эффективные постановочные решения, одним из которых стал цикл «Пушкин в музыке».