Серьезная опера с танцевальным маскарадом События

Серьезная опера с танцевальным маскарадом

В Мариинке прошла творческая встреча с режиссером Сергеем Новиковым

27 июня перед премьерной постановкой оперы Рихарда Штрауса «Ариадна на Наксосе» в фойе Стравинского собралась особая публика – энтузиасты-любители, молодые музыковеды, педагоги вузов, чтобы послушать разговор главного редактора журнала «Музыкальная жизнь» Евгении Кривицкой и режиссера-постановщика Сергея Новикова о секретах создания постановки и тенденциях современной оперной режиссуры и задать свои вопросы.

Для публики Мариинского театра формат встречи с режиссером непривычен. Обычно перед спектаклями проводятся образовательные лекции о содержании и истории создания оперы или балета, хотя услышать о постановке, ее концепции и процессе подготовки из первых уст иногда даже более важно для зрителя.

Сергей Новиков известен частыми обращениями к редко ставящимся в России оперным сочинениям: в его режиссерском репертуаре «Лакме» Делиба, «Синяя Борода» Оффенбаха и «Опричник» Чайковского. В этот раз, по предложению Валерия Гергиева, выбор пал на редко исполняемую оперу Рихарда Штрауса. В силу специфического сюжета, который с юмором говорит о природе музыкального театра и соединяет комическое и трагедийное, постановка потребовала от режиссера нестандартных решений.

«Серьезная опера о Тесее и Ариадне, в которую добавляется танцевальный маскарад под названием “Неверная Цербинетта и ее четыре любовника” – сложный ребус, – поделился Сергей Новиков. – Если ее исполнять прямо, в лоб, а я много видел таких решений, то тогда, как говорит герой оперы танцмейстер, “в пору стоя уснуть”. Нужно искать ключи: Рихард Штраус и его либреттист Гуго фон Гофмансталь хотели создать, как мы бы сейчас сказали, музыкальный “капустник”, где можно показать все оперные штампы и посмеяться над ними. Во время репетиций музыканты тоже смеются, потому что описанные ситуации происходят и сейчас в театре».

Предвестник успешного спектакля – желание режиссера снять с оперы «пыль» ушедшего времени и сделать историю актуальной для сегодняшнего зрителя, и это совсем не просто, когда речь идет о древнегреческом мифе и реалиях прошлого столетия. Сергей Новиков подробно рассказал об истории создания «Ариадны» и ее превращении из интермедии внутри драматической пьесы в оперу, о стилистическом «винегрете» – противопоставлении высокого и низкого – и лично открытых им занимательных деталях (оказывается, имя Цербинетта ведет этимологию от итальянского zerbino – «коврик», «подстилка», то есть в нашем случае – женщина легкого поведения).

курсив
Цербинетта и персонажи комедии дель’арте

На вопрос Евгении Кривицкой, насколько сюжет «Ариадны», созданной более ста лет назад, может быть актуальным сейчас, режиссер остроумно «транспонировал» в наши дни ситуацию Пролога: не очень образованный богатый «господин» фактически заказывает себе корпоратив. У него есть советники, один из которых предлагает организовать элитарное мероприятие и поставить оперу, а второй – исполнить оперетту. Оперные исполнители с трудом соглашаются на унизительный дуэт, но воля господина непреклонна. Певцы исполняют оперу строго по партитуре, а «команда из ресторана» включается в действие и импровизирует на ходу. Действительно, сюжет прекрасно рифмуется с нашим временем.

Для обострения комического эффекта Сергей Новиков решил усилить идею демонстрации театральной кухни: «У нас получился “театр в театре” в театре. Мы находимся в Мариинском театре – раз. Занавес откроется, и мы увидим на сцене сценический театр – два. Но мы увидим не только его лицевую сторону, но и закулисье, изнанку – три».

Разговор о премьерной постановке стал отправной точкой для беседы с аудиторией и обсуждения тенденций современной оперной режиссуры. Среди них – вопрос о необходимости умения режиссеров владеть нотной грамотой и читать музыкальную партитуру.

«Надо смотреть на результат: бывают случаи, когда режиссер придумывает свою историю, и если она совпадает с музыкой, то может получиться интересный спектакль. Но если вы хотите расшифровать замысел композитора, то без изучения партитуры не обойтись», – объяснил Сергей Новиков.

Зрители оценили открытость и остроту диалога, и, расходясь и благодаря участников, просили, чтобы такие встречи бывали почаще. Что ж, может быть это действительно станет новой традицией Мариинского?