Серьезная опера с танцевальным маскарадом События

Серьезная опера с танцевальным маскарадом

В Мариинке прошла творческая встреча с режиссером Сергеем Новиковым

27 июня перед премьерной постановкой оперы Рихарда Штрауса «Ариадна на Наксосе» в фойе Стравинского собралась особая публика – энтузиасты-любители, молодые музыковеды, педагоги вузов, чтобы послушать разговор главного редактора журнала «Музыкальная жизнь» Евгении Кривицкой и режиссера-постановщика Сергея Новикова о секретах создания постановки и тенденциях современной оперной режиссуры и задать свои вопросы.

Для публики Мариинского театра формат встречи с режиссером непривычен. Обычно перед спектаклями проводятся образовательные лекции о содержании и истории создания оперы или балета, хотя услышать о постановке, ее концепции и процессе подготовки из первых уст иногда даже более важно для зрителя.

Сергей Новиков известен частыми обращениями к редко ставящимся в России оперным сочинениям: в его режиссерском репертуаре «Лакме» Делиба, «Синяя Борода» Оффенбаха и «Опричник» Чайковского. В этот раз, по предложению Валерия Гергиева, выбор пал на редко исполняемую оперу Рихарда Штрауса. В силу специфического сюжета, который с юмором говорит о природе музыкального театра и соединяет комическое и трагедийное, постановка потребовала от режиссера нестандартных решений.

«Серьезная опера о Тесее и Ариадне, в которую добавляется танцевальный маскарад под названием “Неверная Цербинетта и ее четыре любовника” – сложный ребус, – поделился Сергей Новиков. – Если ее исполнять прямо, в лоб, а я много видел таких решений, то тогда, как говорит герой оперы танцмейстер, “в пору стоя уснуть”. Нужно искать ключи: Рихард Штраус и его либреттист Гуго фон Гофмансталь хотели создать, как мы бы сейчас сказали, музыкальный “капустник”, где можно показать все оперные штампы и посмеяться над ними. Во время репетиций музыканты тоже смеются, потому что описанные ситуации происходят и сейчас в театре».

Предвестник успешного спектакля – желание режиссера снять с оперы «пыль» ушедшего времени и сделать историю актуальной для сегодняшнего зрителя, и это совсем не просто, когда речь идет о древнегреческом мифе и реалиях прошлого столетия. Сергей Новиков подробно рассказал об истории создания «Ариадны» и ее превращении из интермедии внутри драматической пьесы в оперу, о стилистическом «винегрете» – противопоставлении высокого и низкого – и лично открытых им занимательных деталях (оказывается, имя Цербинетта ведет этимологию от итальянского zerbino – «коврик», «подстилка», то есть в нашем случае – женщина легкого поведения).

курсив
Цербинетта и персонажи комедии дель’арте

На вопрос Евгении Кривицкой, насколько сюжет «Ариадны», созданной более ста лет назад, может быть актуальным сейчас, режиссер остроумно «транспонировал» в наши дни ситуацию Пролога: не очень образованный богатый «господин» фактически заказывает себе корпоратив. У него есть советники, один из которых предлагает организовать элитарное мероприятие и поставить оперу, а второй – исполнить оперетту. Оперные исполнители с трудом соглашаются на унизительный дуэт, но воля господина непреклонна. Певцы исполняют оперу строго по партитуре, а «команда из ресторана» включается в действие и импровизирует на ходу. Действительно, сюжет прекрасно рифмуется с нашим временем.

Для обострения комического эффекта Сергей Новиков решил усилить идею демонстрации театральной кухни: «У нас получился “театр в театре” в театре. Мы находимся в Мариинском театре – раз. Занавес откроется, и мы увидим на сцене сценический театр – два. Но мы увидим не только его лицевую сторону, но и закулисье, изнанку – три».

Разговор о премьерной постановке стал отправной точкой для беседы с аудиторией и обсуждения тенденций современной оперной режиссуры. Среди них – вопрос о необходимости умения режиссеров владеть нотной грамотой и читать музыкальную партитуру.

«Надо смотреть на результат: бывают случаи, когда режиссер придумывает свою историю, и если она совпадает с музыкой, то может получиться интересный спектакль. Но если вы хотите расшифровать замысел композитора, то без изучения партитуры не обойтись», – объяснил Сергей Новиков.

Зрители оценили открытость и остроту диалога, и, расходясь и благодаря участников, просили, чтобы такие встречи бывали почаще. Что ж, может быть это действительно станет новой традицией Мариинского?

Поезд дальше не идет События

Поезд дальше не идет

На Зальцбургском фестивале оперу Петера Этвёша «Три сестры» поставили в оригинальной «мужской» редакции

Три царицы под окном События

Три царицы под окном

В Музее-заповеднике «Царицыно» показали театрализованные постановки на оперные сюжеты

Истории Орфея и солдата События

Истории Орфея и солдата

«Отель Метаморфоз» и марионеточная «История солдата» украсили программу Зальцбургского фестиваля

Хорошее – повтори Конкурс Рахманинова 2025

Хорошее – повтори

Рассуждаем об итогах Конкурса Рахманинова после его завершения