Zemlinsky. Eine florentinische Tragödie<br>Ausrine Stundyte, Nikolai Schukoff, John Lundgren<br>Netherlands Philharmonic Orchestra, Marc Albrecht<br>PENTATONE Релизы

Zemlinsky. Eine florentinische Tragödie
Ausrine Stundyte, Nikolai Schukoff, John Lundgren
Netherlands Philharmonic Orchestra, Marc Albrecht
PENTATONE

«Флорентийская трагедия» Александра фон Цемлинского принадлежит особому жанру, укорененному в австрийском театре начала XX века, – камерная драма с огромным оркестром на прозаический текст. Почти целиком взята неоконченная пьеса Оскара Уайльда в немецком переводе Макса Мейерфельда. Жанровая модель – «Саломея» Рихарда Штрауса. От него Цемлинский воспринял характерное строение формы с густой лейтмотивной сетью и мгновенным переключением материала, аффектированные ускорения-сжатия, симпатию к гротеску и бытовой музыке (и особую любовь к вальсам), а также многие подробности инструментовки, так что оркестровое вступление и краткие интерлюдии «Трагедии» впрямь звучат забытыми фрагментами «Саломеи».

По сравнению со Штраусом, у Цемлинского все светлее и утонченнее – трагедия в конечном счете не так уж трагична. Ее сюжет составляет любование окружающими вещами и упоение уайльдовским остроумием. «Флорентийская трагедия» чудесна, и смущает лишь финал. Благородный любовник придушен; жена, минуту назад желавшая смерти стареющему супругу, восторженно поет: «Зачем ты не говорил, что так силен?» Довольный альфа-самец отвечает: «Зачем ты не говорила, что прекрасна?» – и целует отыгранную собственность. Читатели Уайльда или Шоу расценивают такую развязку как чисто английский юмор. Опера вводит слушателей в ступор: сияет благостный ля-бемоль мажор, композитор-австриец не пытается шутить и, кроме робкого нисходящего баса, не подвергает сомнению кровавую семейную идиллию.

Опера ставится нечасто: требуются большой оркестр, большой дирижер, три выносливых солиста и остроумие интенданта – к пятидесяти минутам Цемлинского трудно подобрать пару, чтобы не впасть в тавтологию. В России после исполнения в Мариинском театре в 1999 году ждать «Флорентийскую трагедию» пока не приходится. Изданных аудио тоже немного, и лейбл Pentatonе сыграл на эффекте чистого поля. Из рукава достали запись, сделанную в ноябре 2017 года в Национальной опере Нидерландов.

Забота Департамента аудио, видео и медиа Нидерландской оперы, силами которого подготовлен релиз, – дать услышать проведения всех лейтмотивов у всех голосов, бережно показать клиенту каждый драгоценный пассаж челесты или арфы, упрятанный в складках партитуры, что изукрашена, подобно мантии, которую герой оперы Симоне продает за огромные деньги своему сопернику Гвидо. Оркестр оттягивает внимание от мужских голосов, которым композитор отвел, вслед за Уайльдом, львиную долю времени и которые не назвать блестящими. Сдавленный, тусклый верхний регистр Джона Лундгрена не вяжется с портретом саркастического Симоне – баритон входит в силу примерно к середине записи, собранной с четырех премьерных спектаклей. Трудно сочувствовать герою-любовнику Гвидо, поющему блеклым тенором Николая Шукоффа, и совсем тяжело оценить предмет раздора: Аушрине Стундите дала Бьянке качающийся, плоский и тоже выцветший голос. Сокровищем записи остается меднобронный и шлемоблещущий оркестр Цемлинского в руках дирижера Марка Альбрехта.