В этом году бостонский ансамбль старинной музыки Blue Heron (что с английского переводится как «Голубая цапля») празднует свое двадцатипятилетие. Долгий путь коллектива только в последние несколько лет оказался связан со значительным прорывом – выходом за пределы американских университетов и музеев на площадки и аудиторию других стран. Так, в 2018 году, выпустив последний диск антологии Peterhouse Partbooks, ансамбль получил премию Gramophone Classical Music Awards. На волне успеха в 2019 году они представили первую часть светских песен Йоханнеса Окегема, сохранив антологический принцип. Продолжение этой работы увидело свет только сейчас.
Обращение к музыке Окегема для Blue Heron кажется логичным продолжением их дискографии, значительное место в которой занимают ренессансные авторы. С творчеством этого ключевого композитора XV века практически неизбежно сталкиваются все музыканты, имеющие хоть какое-то отношение к музыке Возрождения. Известный своими мессами, Окегем оставил после себя чуть более двадцати светских произведений, в которых его яркий стиль соединяет в себе ренессансную полифонию с более архаичными средневековыми структурами.
Плейлист альбома подтверждает заявленный антологический принцип. Из пятнадцати композиций тринадцать принадлежат Окегему, а две оставшиеся – Жилю Беншуа и Хуану Корнаго. Их появление не случайно – в XV веке была широко распространена практика обработок и цитирований. Цитата из Беншуа появляется в La despourveue et la bannye, а ¿Qu’es mi vida preguntays? Хуана Корнаго Окегем аранжирует, превращая чужую песню в собственное произведение. Источник цитаты и посвященное ему сочинение помещены друг за другом, что позволяет почти мгновенно сравнить их.
Музыканты не позволяют себе излишних вольностей и очень аккуратно обращаются к аранжировкам. Стоит сказать, что интерпретации музыки Средневековья и Возрождения часто сопровождаются досочинением партий, заменой голосов на инструменты и введением многочисленных импровизаций. Все это допустимо, но результат по качеству может быть самым разным. Blue Heron использует инструменты вместо некоторых голосов, но, пожалуй, этим все и ограничивается. Инструменты не перетягивают на себя внимание и музыка остается преимущественно вокальной. Баланс между голосами и инструментами выстроен настолько тонко и деликатно, что, с одной стороны, не остается сомнений в главенствующей роли пения, с другой – тембры и их сочетания постоянно меняются, и это не позволяет ощутить скуку. Чистые и ясные голоса солистов звучат без лишней страсти, несмотря на переполненные ею тексты.
Альбом оставляет после себя удивительное послевкусие спокойствия и умиротворения. Его можно охарактеризовать одним словом: светлый. Второй том песен Окегема, безусловно, заслуживает вашего прослушивания, но, может, стоит обратить внимание еще и на первый?