Канадский скрипач и альтист Джеймс Энес не слишком известен в России, хотя неоднократно выступал здесь, а в 2015 году входил в жюри Конкурса имени П.И.Чайковского. В обширной дискографии великолепного музыканта, увенчанной многочисленными наградами, – практически весь основной скрипичный репертуар, а также концерты, которые специально для Энеса создали наши современники: Аарон Джей Кернис и Джеймс Ньютон Ховард – автор музыки к «Красотке», «Беглецу», «Шестому чувству» и десяткам других знаменитых фильмов. Один из двух концертов на новом альбоме Энеса также принадлежит композитору, не просто известному своей киномузыкой, но служащему воплощением жанра как такового – Джону Уильямсу.
Уильямс – это не только «Звездные войны», «Индиана Джонс», «Челюсти», «Список Шиндлера», «Один дома», «Сабрина», «Гарри Поттер», пятьдесят четыре номинации на «Оскар», но и множество произведений академических жанров, включая полтора десятка концертов. На сегодня последний из них – Второй скрипичный, написанный в 2021 году для Анне-Софи Муттер. Как отмечала пресса, «Уильямс создал Второй концерт на пороге девяностолетия, и тем интереснее, что молодость ощущается в нем сильнее, нежели в Первом». Верно ли это, нет ли, Первый появился почти полувеком раньше – в 1974-м – и в отличие от большинства других концертов автора не был рассчитан на конкретного исполнителя и не писался по заказу.
Незадолго до того Уильямс потерял жену – концерт стал приношением ее памяти, однако Энес призывает относиться к этому знанию с осторожностью: «Хотя обстоятельства не могли не повлиять на сочинение, в нем слышны не только темнота или грусть, но также невероятная красота, воодушевленность, наряду с большой нежностью и ощущением устойчивости». Слова Энес подкрепляет делом – в его интерпретации есть и лиризм, и драма, и волнение, и виртуозность, и убежденность. Сам Уильямс говорит о классической схеме «быстро – медленно – быстро», но быстрым можно назвать только финал. Первая и вторая части скорее напоминают ноктюрн, где главную роль играет монолог скрипки, на который порой откликаются деревянные духовые. В обеих частях лишь эпизодически звучат tutti – тем неожиданнее доминирование оркестра в финале, который поначалу кажется частью другого опуса.
Стефан Денев дирижирует Симфоническим оркестром Сент-Луиса, в 1981 году участвовавшим в премьере сочинения; у столь яркого концерта это лишь третья коммерческая запись. А начинается диск с произведения еще одного американского композитора, работавшего по преимуществу на грани академического жанра, – Серенады для скрипки, струнных, арфы и ударных Леонарда Бернстайна по «Пиру» Платона. Пятичастная композиция Серенады, обусловленная диалогом великого афинского философа, куда более свободна, но как минимум одно сходство с концертом Уильямса трудно не услышать. По сравнению с остальными частями сочинения, по преимуществу светлыми, лирическими, задумчивыми, финал ошарашивает драматизмом, где маршевый гром оркестра переходит практически в джаз и затем в чисто виртуозное концертирование, которого не было прежде.
А открывает Серенаду необыкновенно красивая певучая фраза, звучащая даже странно для сочинения 1954 года: в момент, когда современниками Бернстайна уже написано столько новаторских скрипичных концертов, это звучит почти как ретро. Не случайно автор называл сочинение «забавной современной музыкой», которую «возненавидят критики». Тем не менее, как убеждает нас Энес, это красота безо всякой фиги в кармане – из пяти частей три в основном медленны и протяжны. В год столетия со дня рождения Бернстайна Серенада исполнялась в мире около трехсот раз, и жаль, что у нас почти не играют ее – одно из лучших сочинений композитора.