Давнюю популярность завоевали в мировом исполнительском сообществе бельгийские конкурсы, прежде всего имени Королевы Елизаветы (ранее – Конкурс имени Эжена Изаи), открывший многие великие имена музыкантов, начиная с конца 30-х годов XX столетия. Он продолжает нести свою высокую миссию и в наши дни. Но есть в Бельгии и иные музыкальные экспозиции, где нет соревнований между выступающими. Здесь идет вольный показ произведений, принадлежащих композиторам разных национальных школ. Последние три года это фестиваль Pro Musica Pulchra, который не столько наследует, сколько развивает плодотворные традиции своих предшественников.
Программы фестиваля скоординированы так, что слушатели, пользуясь небольшими расстояниями между городами, вполне успевают посетить все самое интересное. Главная особенность фестиваля Pro Musica Pulchra – многообразие жанров, форм, исполнительских стилей разных школ – от органа эпохи барокко до современного джаза.
Поскольку все концерты фестиваля идут в соборных помещениях, то в них доминирует, как правило, органная музыка. Неизменно широко представлены камерные ансамбли любых тембровых сочетаний. Традиционной именно для концертов летних фестивалей в Бельгии стала их краткость – всего 45 минут в первую половину дня. Эта традиция имеет давние исторические корни, и сегодня в рамках объединения Pro Musica Pulchra расширила сферу своей деятельности, включив мастер-классы, конференции и другие виды культурного обмена.
Открытие же августовского фестиваля 2018 года было представлено как «симфоническая увертюра». Коллектив Mind Speller Chamber Orchestra под руководством Т. Майтесяна исполнял барочную и классическую музыку (Бах, Моцарт, Гайдн), а также романтические партитуры (Рахманинов, Брамс, Массне и даже В. Монти). Дирижер и солист – супервайзер и генеральный директор фестиваля Тигран Майтесян. Уже более 20 лет проживает в Бельгии этот выпускник аспирантуры Московской консерватории, талантливый скрипач, педагог, дирижер, постоянно стремящийся к самосовершенствованию и расширению своего репертуара.
В этом году, например, он блистательно сыграл на Московском фестивале к 85-летию С. М. Слонимского его скрипичный «Весенний концерт». Присутствовавший на этом форуме знаменитый композитор написал Т. Майтесяну, игрой которого был захвачен, что он впервые слышит свое произведение, многократно исполнявшееся во всем мире, именно в той исполнительской версии, как он задумал. И нет ничего удивительного, что Т. Майтесян приглашен с исполнением «Весеннего концерта» в Лондон и ряд европейских столиц, а для записи Концерта (вместе с Сонатой для скрипки и фортепиано и скрипичной Монодией) – в Deutsche Grammophon.
Символично для преемственности поколений аспирантов Московской консерватории стало то, что, услышав в Москве исполнение труднейшего альтового концерта Слонимского «Трагикомедия» (по Достоевскому, посвящен Ю. Башмету), Т. Майтесян пригласил молодого талантливого скрипача-альтиста Чжан Кайлиня (выпускника РАМ имени Гнесиных) для участия в концертах фестиваля Pro Musica Pulchra.
Честью для китайского инструменталиста стало его выступление со знаменитым Даниэлем Блюменталем, лауреатом Конкурса пианистов имени Королевы Елизаветы и многих других престижных состязаний. Создавалось впечатление, что молодой и маститый музыканты давно выступают вместе – столь образно поэтичной была гармония их игры.
В фестивале Pro Musica Pulchra он выступал в трех концертах. В Антверпене – как скрипач в дуэте с Д. Блюменталем, в Брюсселе – как альтист-солист; во французском Лилле Чжан Кайлинь солировал как скрипач в симфонической программе (поэма «Лян и Чжу»), а дуэты с Т. Майтесяном осуществил уже как альтист. За дирижерским пультом был доцент Чжэнь Сицзэ (также обучавшийся в России) – музыкант серьезный и самобытный.
Скажем сразу: задача, что взял на себя Чжан Кайлинь, – по плечу скорее опытному мультиинструменталисту. Несомненной удачей скрипача стало исполнение популярной уже более полувека в Китае пьесы «Влюбленные бабочки» или «Лян и Чжу», принадлежащей перу двух композиторов, Чэнь Гана и Хэ Чжаньхао. Она давно стала образцом китайской классической музыки, что дала миру свой вариант «Ромео и Джульетты».
Оба мастера проявляют большой интерес к крупным симфоническим формам и охотно пишут концерты для таких народных инструментов, как эрху, пипа и гучжэн.
Контрастные картины этой пьесы складываются в большую симфоническую фантазию для дуэта скрипки и фортепиано (а также имеют оркестровую версию). Ведущим, как обрамление, становится импрессионистически тонкая музыка полета бабочек. Исключительно романтична тема любви. Если звуки полета бабочек опираются на китайский пентахорд, то образ любви прочерчен исключительно в европейских традициях романтизма.
Шедевр Бетховена, его Скрипичный концерт, – лишь единственный опус гения, посвященный солирующей скрипке и оркестру. Трудно найти концертирующего скрипача, что не обращался бы к этой партитуре.
В Лилле исполнялся urtext шедевра, и надо сказать, что гениальная музыка Бетховена никого не оставила равнодушным. Блистательная и одновременно очень стильная игра Т. Майтесяна покорила слушателей Концерта Бетховена уже на репетиции. Представьте себе, что огромный зал Лилльского собора (он вместил около 1500 человек) был почти заполнен слушателями уже в репетиционное время, когда неоднократно публика аплодисментами демонстрировала свое горячее одобрение и солисту, и оркестру, и дирижеру. Концерт начинался в 18 часов, репетиция шла с 14 до 16.30, но в оставшееся время основной массив слушателей не сократился! Более того, уже во время вечернего концерта слушатели были вынуждены приносить всё новые стулья. Коллектив Mind Speller Chamber Orchestra, руководимый Чжэнь Сицзэ, играл исключительно вдохновенно, тем вызвав горячие симпатии публики и приглашение организаторов фестиваля приехать во Францию через год.
Прекрасной кодой было совместное выступление дуэта скрипки (Т. Майтесян) и альта (Чжан Кайлинь), представившего музыку Баха и другие шедевры мировой классики.