События

В круге Турандот

Урал Опера представила первую премьеру сезона

В круге  Турандот

Театр давно выбрал стратегию постановки одной популярной и одной раритетной оперы в год и следует ей неукоснительно. Прошлый сезон открывала «Волшебная флейта» Моцарта, за ней шли «Греческие пассионы» Мартину; новая «Турандот» Пуччини должна дать хорошие сборы и полные залы, «Три сестры» Этвёша принесут музыкальную радость эстетам. «Турандот» не была частой гостьей Екатеринбурга: за 106 лет истории театра ее сыграли всего 110 раз, нынешняя постановка –  третья по счету, можно представить, как публика ждала этого названия с пряным ароматом восточной сказки. Постановочная команда, состоящая из независимых друг от друга художников, постаралась сделать вечер в опере линейным праздником –  красивым, ярким, немного громким и чуть наивным. Итальянский режиссер Жан-Ромен Весперини, чья «Богема» малоудачно закрывала прошлый оперный сезон в Большом театре, работает по принципу доверия к певцам и дирижеру. Если артист любит психологический театр, хочет подчинить свое поведение на сцене выражению «внутреннего», то ему ничего не помешает это сделать, и наоборот, если певец готов на вокальные аттракционы под аплодисменты –  действие «притормозит». Так, оба Калафа –  уверенный в себе звонкоголосый Паоло Лардиццоне и деликатный перфекционист Алексей Косарев –  оправдали доверия зрителя каждый по-своему: первый громко, соревнуясь со сверхгромким оркестром под руководством Оливера фон Дохнаньи, исполнял хиты, стоя посередине сцены; второй искал диалога, выстраивал как мог взаимо­отношения с другими участниками, хрестоматийными ариями не бравировал, вместо этого аккуратно подплетал их к своему образу героя-завоевателя и героя-любовника.

Нарядные костюмы и функциональная сценография Дирка Хофакера перенесли происходящее на обобщенный театральный Восток. Художник построил уходящую в глубину сцены золотую лестницу: на самом ее верху восседал император в окружении гаремных красавиц, пониже сновали министры-мудрецы и выходила на подиум строптивая дочь, там же знать и чиновники в шапках с висячими рогами, а внизу –  шевелящаяся толпа народа в хлопчатобумажных робах. Палачи-монголы трясли палками, на которых болталась богатая пушнина, турчанки-соблазнительницы из ориентального балета крутили ножками в пятнистых лосинах, с колосников спускались летучие китайские драконы. Город Пекин был изготовлен из бамбука и слоновой кости и готов в любой момент уменьшиться и поместиться в инкрустированную шкатулочку. Круглое вообще доминирует здесь над квадратным: гонг на веревке, внушительный диск луны, поворотный круг сцены, внутри которого есть круглая арена, где принцы отгадывают загадки принцессы. Круг как символ герметичности –  нет углов, негде спрятаться, нет начала и конца, не за что зацепиться. В Екатеринбурге поставили недописанную Пуччини «Турандот» с традиционным счастливым финалом, «приделанным» Альфано. Этот сахарный конец застрахует премьеру, гарантируя ей блестящее будущее в театре. Театр уже о нем позаботился, приготовив несколько составов во главе с тремя достойными исполнительницами заглавной партии. В первый день выступала гостья Зоя Церерина, вторая премьера досталась «своей» Ирине Риндзунер, для которой партия является коронной. Место Турандот в этой постановке незавидное: она похожа на поющую машину, и чтобы быть услышанной, петь приходится громко. С другой стороны, чем меньше сообщает режиссер, тем больше говорит музыка. Весь комплекс вопросов по «Турандот» –  намеренно ли Пуччини не дописал оперу, почему она не похожа на другие опусы композитора и не стоит в одном ряду с «Воццеком» Берга, при этом близка голливудскому кино и джазу, нужно ли апеллировать к Фрейду, чтобы добраться до бессознательного главной героини, –  придется решать самостоятельно, рассматривая луну и слушая оркестр. О других дирижерах театр тоже позаботился: со временем спектакль подхватят Алексей Богорад или сегодняшние ассистенты Иван Великанов и Хетаг Тедеев. И еще у екатеринбургской «Турандот» есть солидное портфолио –  толковый премьерный буклет, который выпустили Александр Рябин и Богдан Королек. Издание настолько интересное, что заслуживает отдельной рецензии.

И жизнь как музыка, и музыка как жизнь События

И жизнь как музыка, и музыка как жизнь

В Казани отпраздновали двойной юбилей Александра Сладковского

Самые точные слова События

Самые точные слова

Как откликнулся на юбилей Десятникова столичный театр

Под звуки застольной События

Под звуки застольной

Хроника третьего тура Конкурса молодых оперных исполнителей имени Шаляпина

Партитура Сибири: услышать будущее в нотах настоящего События

Партитура Сибири: услышать будущее в нотах настоящего

На фестивале «Музыка сибирских историй» прозвучали произведения, посвященные региону