Carl Nielsen <br> Flute Concerto, Symphony No. 3, Pan and Syrinx, Adam Walker, Edward Gardner, Bergen Philharmonic Orchestra, Chandos Релизы

Carl Nielsen
Flute Concerto, Symphony No. 3, Pan and Syrinx, Adam Walker, Edward Gardner, Bergen Philharmonic Orchestra, Chandos

Если Шопен – пушки, прикрытые цветами, то Карл Нильсен – умасленные пряными благовониями хоругви крылатых гусар, с адским лязганьем перемалывающие в кровавый фарш все, что попадается им на пути. Музыка великого датчанина, не столь широко исполнявшаяся при его жизни за пределами родины, начиная с 1950-х с неугасимой настойчивостью завоевывает внимание как исполнителей, так и слушателей по всему миру. Полные циклы нильсеновских симфоний успели записать дирижеры от Герберта Блумстедта до Пааво Ярви, а общая экспансия его оркестровой и вокальной музыки распространилась на многие европейские и американские филармонии.

Эдвард Гарднер, главный дирижер Лондонского филармонического оркестра и Бергенской филармонии, совместно с британским лейблом Chandos Records выпускает уже второй альбом музыки Нильсена. Первый релиз был отведен под эпический Скрипичный концерт и «зубодробительную» Четвертую «Неугасимую» симфонию. Новый состоит из Третьей симфонии, названной автором Sinfonia espansiva (1911), и более поздних произведений: симфонической поэмы «Пан и Сиринга» (1918) и Концерта для флейты с оркестром (1926), для записи которого к команде Гарднера и музыкантов Бергенского филармонического оркестра присоединился флейтист Адам Уолкер.

Одна из «визитных карточек» Третьей симфонии – громоподобное tutti, которым открывается ее первая часть, Allegro espansivo. Оркестр 26 раз в унисон повторяет ноту ля в разных октавах, рубленый ритм с постоянными синкопами нагнетает напряжение, из которого рождается главная партия. Сразу после «высокооктанового» вступления начинается борьба – не порядка с хаосом, как в «Неугасимой», а противоборство разных природных стихий, каждая из которых наделена собственной фактурой. «Первая часть – выплеск энергии, жизнь, выходящая в огромный мир, который мы, люди, хотим не только познать во всем многообразии, но желаем покорить», – вспоминал сам композитор в 1931 году, через двадцать лет после премьеры.

Гарднер трактует вступление по-своему. В его открывающих октавах чувствуется полный контроль над происходящим: синкопы четко просчитаны, интенсивность фортиссимо ограничена. Это же ощущение у него распространяется на всю симфонию. Дирижер постепенно заводит надежно работающий механизм: энергетические волны первой части «Эспансивы» демонстрируются зрителю за стеклом павильона парижской Всемирной выставки, а обрывки вальсообразных мотивов в разработке вообще начинают отдавать слегка вульгарной светскостью. На этом фоне тотальный стазис второй части, внезапное перемирие между воюющими музыкальными силами, приходит гораздо менее неожиданно. Andante Pastorale, в котором все противоборства на время прекращаются, по выражению музыковеда Дэниэла М. Гримли, «заземляет накопившееся электричество». Мы попадаем в медленно эволюционирующее музыкальное пространство, где властвуют длинные мелодические линии, и где, наконец, хоть иногда можно предчувствовать происходящее в следующем такте. У Гарднера начинает главенствовать слегка жеманная атмосфера великосветского бала, вызывающая в основном недоумение. Нельзя сказать, что такая интерпретация совсем уж чужеродна музыке, но местами она ощущается не по-нильсеновски манерно.

В похожем стиле проходят следующие Allegretto un poco и Allegro. Третья часть – переход от радикальных контрастов к устойчивости, приводящий нас в ре мажор. От него в финале остается сделать один маленький шаг до ля мажора, дойти до которого Нильсен нам обещал громоподобным вступлением в самом начале симфонии. Радость достижения цели, ликование от сияющего завершения всех противоборств – то, что хочется испытать, пройдя через текучие формы и гармонии «Эспансивы». Помогает ли этому Гарднер? Скорее нет: от обуздания того, что хорошо знаешь, эмоций сильно меньше, чем от борьбы с неведомыми силами.

Созданная в 1918 году симфоническая поэма «Пан и Сиринга» пишется сразу за Четвертой «Неугасимой» симфонией. Целое оркестра время от времени распадается на небольшие группы, ведущие друг с другом мистическую игру, на фоне которой сверкают перкуссии: треугольник, ксилофон, трещотка и глокеншпиль. Вспоминается Сибелиус, но, в отличие от финского коллеги, переносящего слушателя своими поэмами в магический темный северный лес, Нильсен высекает волшебные искры на ярком южном солнце.

Оркестру Гарднера миниатюра дается значительно лучше Третьей симфонии. Приходятся к месту и выделка деталей, и аккуратно-игривая сдержанность. В кульминации, где ликующе звучит, звенит и трещит все, что можно, вдруг появляются отблески того огня, которого не хватало «Эспансиве».

В отличие от симфоний, изобилующих полновесной нильсеновской героикой, его инструментальные концерты – для скрипки, флейты и кларнета – сделаны гораздо сдержаннее. По Концерту для флейты (1926) рассыпано множество тонко выписанных мелодий, которые аккуратно выделывает солист Адам Уолкер. Взаимодействие с дирижером случилось: жонглирование темами между флейтой и оркестром сделано точно и довольно музыкально, а постоянные смены характеров и звуковых фактур ощущаются, как и должны, полноценными музыкальными событиями.

Кавалерийская удаль полностью не исчезла: время от времени изящные игры флейты и оркестровых групп прерываются масштабными кульминациями. При всем этом Нильсен нашел место для небольшой шутки: фразы заблудившегося тромбона в финале второй части концерта диссонируют примерно со всем остальным оркестром. Инструмент все никак не может нащупать нужную тональность, а когда, наконец, находит желанный ми мажор, концерт заканчивается. Коллаборация Гарднера и Уолкера – самое яркое впечатление от всего альбома.