Рожденный в муках События

Рожденный в муках

На сцене Воркутинского
театра ожили события
далекого прошлого

Мы слышим мужской голос, озвучивающий приказ об организации «театра по обслуживанию вольнонаемного населения воркутинского бассейна». Приказ датирован 1943 годом, голос – будто из тех времен, с характерными шумами, как в далеко не совершенных динамиках военной поры. Так начинается спектакль Воркутинского драматического театра имени Б. А. Мордвинова «Сильва. Дойти до премьеры». Недавняя премьера посвящена юбилею – 80-летию театра, который в буквальном смысле слова рождался в муках. Точно в соответствии с приказом он открылся 1 октября того же 1943 года. Труппе и оркестру, собранным из заключенных и отчасти из вольнонаемных, предстояло подготовить и показать классическую оперетту Имре Кальмана. Ежедневно три с половиной километра под конвоем, в сопровождении служебных собак – на репетицию и столько же обратно. И все равно это был шанс не рухнуть от истощения под вагонеткой с углем. С одной стороны – изнурительный, на выживание, рабский труд, с другой – мир прекрасных иллюзий, роскошных платьев и фраков. Голодный и холодный барачный быт – и красотки кабаре… Сергей Коробков написал пьесу о людях, дошедших до своей премьеры, создавших театр… Хотя в спектакле есть и внесценический персонаж – первая исполнительница роли Стасси, на репетициях из-за болезни не появляющаяся и так и не доживающая до премьеры. До премьеры в тех условиях надо было не только дойти, но и дожить.

Режиссер Валерий Маркин органично включает в ткань спектакля кинохронику (видеоряд подготовлен Алёной Бурмистровой и Петром Галкиным). Он сразу погружает зрителя в атмосферу времени: люди толкают перед собой тяжелые тачки, мчится паровоз с воркутинским углем, возникает похожее на барак, но украшенное колоннами деревянное здание клуба, ставшего театром. И все это – на фоне столь узнаваемой и мощной увертюры Кальмана к «Королеве чардаша». Видео проецируется на стилизованно драпированный занавес на заднем плане, еще один оксюморон: кирки, вагонетки, взмахи лопат – и деталь театрального интерьера, кусочек другой жизни.

Если для гулаговских заключенных сотворение «другой жизни» было подвигом, то для драматической труппы Воркутинского театра постановка музыкального спектакля стало проявлением настоящей творческой отваги. Полагаю, что больше половины сценического времени занимают сцены репетиций (а в финале – и самого спектакля) «Сильвы», причем самые, что называется, хитовые, что на слуху даже у тех, кто никогда не был в театре оперетты. Хореограф Ангелина Комлева помогла артистам станцевать «Сильву». Но непоющим актерам надо было запеть! «Предлагаемые обстоятельства» играли на руку театру. Герои спектакля репетируют больными, кашляют, исполнительница роли Сильвы заявляет, что будет петь вполголоса. «Эдвин» на репетиции падает в обморок… С учетом всех этих оговорок-подпорок театр с задачей справился! Сказались усилия педагога по вокалу Ирины Ларионовой и музыкального руководителя постановки Елены Пекарь. Где-то, особенно в хоровых сценах, деликатно, но эффективно помогает подзвучка, где-то очень умело используется фонограмма, сопровождающая старую театральную хронику. К слову сказать, Елена Пекарь – директор Воркутинского драматического театра, которому невероятно повезло, потому что она – с консерваторским образованием. Более того, в этом спектакле она замечательно показала себя в качестве драматической актрисы, сыграв роль Концертмейстера.

Вообще, помимо того, что в спектакле занята вся труппа, в нем как актеры участвуют помощник режиссера, гримеры, костюмеры, реквизиторы, художник-декоратор и даже рабочие сцены. Случай уникальный. Хочется верить, что спектакль о создании театра стал для всех его сотрудников событием объединяющим, подтверждающим ценность служения общему делу.

А ведь именно так относились к своей миссии создатели воркутинской «Сильвы» в 1943 году. С тревогой и надеждой вслушивались они в сводки с фронтов, с надеждой они отдавались и кальмановской музыкальной стихии, которая в разгар войны приносила кусочек мира и манила возвращением в, казалось бы, забытую жизнь. Но пока героям спектакля приходится считаться с реалиями. Сергей Коробков прописывает характерные для того времени коллизии, в которые попадают персонажи. «Стасси» приехала вслед за осужденным мужем, который репетирует Ферри в «Сильве». Быть декабристкой в сталинские времена запрещалось, нельзя было приезжать в Воркуту. «Стасси» и «Ферри» вынуждены скрывать, кем они приходятся друг другу, оба страдают от того, что общение между ними практически исключено… «Бони», балагур и весельчак, вовсе не растерял смелости и, рискуя собой, готов бросить вызов властям. Лишь заступничество приближенной к высшему лагерному руководству исполнительницы роли Сильвы позволяет избежать самого печального развития событий… «Эдвин» в какой-то момент не выдерживает и конфликтует с Дирижером, не верит, что в таких условиях можно без халтуры и профанации сыграть спектакль…

 

В многонаселенном воркутинском спектакле есть ряд замечательных актерских работ. Вдумчиво и сосредоточенно ведет роль Режиссера Николай Аникин. В его персонаже есть основательность и мудрость, позволяющие ему уверенно вести всех участников репетиций к цели – той самой премьере. Оксана Ковалева играет роль примы. Ее героиня – ведущая артистка оперетты, жена большого начальника, направленного на службу в Воркуту. Конечно, «Сильва» Ковалевой знает себе цену и как актриса, и как женщина, но главное – она этим пользуется только для того, чтобы помочь своим коллегам: всем вместе дойти до премьеры, а «Бони» – спасти жизнь. «Бони» в исполнении Евгения Канатова – одна из самых ярких ролей в спектакле. Артист великолепно поет, выразителен в пластике, которая у него очень насыщенная, вплоть до акробатических элементов. Возможно, стоило чуть смикшировать экзальтированность персонажа, которую Канатов подчеркнуто демонстрирует. Можно было бы ее объяснить надетой на себя «маской», и все же хотелось бы острее почувствовать, как сквозь нее прорастает внутренняя драма. На роль «Эдвина» приглашен профессиональный певец, артист Сыктывкарского театра оперы и балета Максим Палий. К радостному удивлению, в певческих номерах он нисколько не тянет «вокальное одеяло» на себя, а в драматических сценах ничуть не уступает своим партнерам. Практически как бенефисные поданы роли, сыгранные мастерами воркутинской драмы: Князя Воляпюка – Анатолием Аноприенко и Княгини Воляпюк – Валентиной Авраамовой. Их появление публика встречает заслуженными аплодисментами.

Сюжетный финал спектакля – премьера «Сильвы», но главный финал – иной. На том же занавесе на заднем плане возникают фотографии создателей и артистов Воркутинского театра. Первое фото – Бориса Мордвинова, имя которого носит театр. В 1940 году, когда его отправили отбывать трудовую повинность в Воркуту, Мордвинов занимал должность главного режиссера Большого театра. Второе фото – Михаила Мальцева, начальника Управления Воркутстроя НКВД СССР. Именно он подписал приказ о создании театра. А далее – Наталья Глебова, Александр Стояно, Борис Дейнека и еще десятки артистов, давших жизнь театру в Воркуте. Фотографии всплывают и исчезают в течение восьми минут. Все это время публика в Ногинске, куда театр вывез спектакль для показа и где мне довелось его посмотреть, аплодировала тем самым героям, совершившим, казалось бы, невозможное. В память о них театр и поставил спектакль. Это дорогого стоит.

Костюмированный скандал События

Костюмированный скандал

Как Кирилл Серебренников переиначил «Дона Карлоса» Верди

Возвращение ангела меланхолии События

Возвращение ангела меланхолии

Теодор Курентзис выступил в Московской филармонии впервые с 2019 года

Мефисто-танго События

Мефисто-танго

Первый российский исполнитель «Истории доктора Иоганна Фауста» Шнитке снова сыграл знаменитую кантату

Холмы – и никаких равнин События

Холмы – и никаких равнин

Авторский вечер к 75-летию Ефрема Подгайца завершил XX Осенний хоровой фестиваль