Кто будет веровать и креститься События

Кто будет веровать и креститься

Ансамбль Collegium Musicum представил сто кантат Баха в Москве

Ансамбль Collegium Musicum завершил седьмой сезон цикла концертов «Все кантаты Баха с Романом Насоновым», исполнив сотое по счету сочинение.


100 лет – длительность века и просто красивая цифра. Все девальвируется. Когда-то сто рублей – это были большие деньги, а когда-то – и вовсе не деньги. И только исполнение сотни баховских кантат в исторической манере не подлежит скепсису и обесцениванию. Через каких-нибудь пять или семь лет мы узнаем, удалось ли ансамблю Collegium Musicum под руководством Олега Романенко исполнить все двести баховских церковных кантат, но рекордная серия-сотка еще долго не покорится никому в нашей стране. 30 июня стало для коллектива особым днем, и надо сказать, что организаторы концерта приложили максимум усилий для того, чтобы праздничная атмосфера наполнила лютеранский собор.

Замысел марафона возник в 2017 году под воздействием подкаста «Литургический год с И. С. Бахом» доцента Московской консерватории Романа Насонова.

«У меня родилась идея исполнить все кантаты именно в соборе Петра и Павла, ведь это самое правильное и нужное место, где они могут прозвучать в Москве», – рассказывает Олег Романенко. Роман Насонов когда-то преподавал Олегу историю зарубежной музыки – и вот учитель и ученик стали партнерами, объединив усилия. Раз в месяц музыковед перевоплощается в «пастора», импровизируя для слушателей-«прихожан» страстные речи, раскрывающие христианский смысл каждого из звучащих произведений.

Для концертов разработана особая трехчастная структура: органная прелюдия на тему актуального хорала – рассказ о кантате – ее исполнение. Обычно на органе звучат сочинения Баха, но в тех случаях, когда великий композитор обошел вниманием нужную мелодию, Даниэль Сальвадор, титульный органист Папской базилики Святого Михаила в Мадриде, сочиняет собственный шедевр в барочном стиле.

Еще одна особенность цикла – его концептуальный характер. Каждый сезон уникален. Завершившийся седьмой под названием «Триста лет спустя» состоял исключительно из сочинений, написанных в первый год служения кантора в Лейпциге. Выборка кантат следовала за событиями церковной жизни, а ведущий реконструировал идеи Баха, объединяющие эти произведения – задуманные как комментарии к чтениям Евангелия. Две кантаты юбилейного вечера – Wer da gläubet und getauft wird, BWV 37 («Кто будет веровать и креститься») и Höchsterwünschtes Freudenfest, BWV 194 («Се – долгожданный, радостнейший праздник») – написаны на Вознесение и Троицын день, два больших праздника, венчающих год.

Кантата № 37 избегает всякого драматизма. Фраза Иисуса, наставление ученикам (Мк 16:16), произнесенное перед восшествием на небо, лежит в основе вступительного хора: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет». Основное внимание прихожан фокусируется на вере и крещении. Продолжение этой строки «а кто не будет веровать, осужден будет», неизвестный автор либретто в силу неких причин купировал. В результате вечером 30 июня прозвучало совершенно «мажорное» сочинение – не о душе, находящейся в опасности, а о пути к блаженству по ту сторону земного бытия.

Несмотря на торжественный повод кантата не предусматривает внешних эффектов, в том числе оркестровых. Из духовых инструментов в ней отметились только два гобоя д’амур – в заглавном хоре они выводят элегантную и простую мелодию. Филипп Нодель в обществе своих учеников – постоянный участник концертов; свой труд он посвящает гобоистам баховского ансамбля, изобретателям редких красочных разновидностей инструмента. С самого начала предан проекту и тенор Михаил Нор. В этот вечер ему досталась ария о божественной любви, наполняющей жизнью христианскую веру. За естественностью, с которой прозвучал этот номер, стоит большой опыт интерпретации музыки Баха, приобретенный Михаилом (Евангелистом номер один в московских «Страстях» последнего времени) за семь сезонов. Бас Богдан Петренко бережно преподнес все барочные фигуры, которыми композитор насытил еще одну арию кантаты: восходящая мелодия – устремление к небесам, фигурация из секвенций – крещение.

Пару скромной Вознесенской кантате составила двухчастная кантата BWV 194, сочиненная на торжественное открытие нового органа в деревне Штёрмталь. Символично, что именно в этот вечер Collegium Musicum чествовал нового участника команды – орган-позитив работы Павла Чилина, раскапризничавшийся перед началом торжеств из-за московской жары. Настраивать его пришлось незапланированные четверть часа, но терпеливые слушатели были вознаграждены: Даниэль Сальвадор любовно опробовал инструмент, показав его красочную палитру.

Учитывая светское, кётенское происхождение кантаты, неудивительно, что Бах начинает ее с французской увертюры, за которой следуют части, написанные в танцевальных ритмах. Вдохновенный гавот для сопрано и струнных прозвучал особенно празднично. Приятно наблюдать за творческими успехами Милы Фраёновой, которую многие слушатели привыкли видеть на сцене со скрипкой в руках – в составе таких ансамблей, как Pratum Integrum и NeoBarocco. Певице хорошо удаются сложные и продолжительные колоратуры, а голос вокалистки звучит так же приятно, как и ее имя. Строй органа в Штёрмтале предопределил непривычно высокую тесситуру мужских партий, однако Петренко и Нор справились со всеми трудностями.

Идея этой нарядной кантаты – освящение церкви как дома Божьего и укрепление веры прихожан – кажется созвучной устремлениям авторов цикла. «Музыка и тексты кантат всегда актуальны, всегда на злобу дня. Они и наставляют, и обличают, и вдохновляют. И я уверен, что публикой они воспринимаются хорошо, ведь мы всё для этого делаем: перевод – и в программках, и в проекции на куполе. Плюс еще комментарии Романа Александровича никого не оставляют равнодушным», – говорит Олег Романенко.

Понимая, что проект осуществляется без какой-либо внешней финансовой поддержки, хочется пожелать музыкантам и организаторам творческих сил и вдохновения, а также – выносливости. Пусть вторая половина барочного марафона, минуя лишние препятствия, пройдет легко и без одышки!