Дягилевские вечера в Подмосковье События

Дягилевские вечера в Подмосковье

В Истре прошел фестиваль «Лето. Музыка. Музей»

За семь лет своего существования летний форум, созданный по инициативе художественного руководителя Московской областной филармонии Максима Дунаевского, превратился в масштабный open air классической музыки, по своему художественному уровню и организации сегодня сопоставимый с каким-нибудь европейским фестивалем подобного формата. Каждый год под открытым небом на территории Государственного историко-художественного музея «Новый Иерусалим» выступают маститые солисты и певцы ведущих оперных театров, признанные дирижеры и постоянные «хедлайнеры» фестиваля – Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова. В программе неизменно присутствуют симфонические шедевры русских и зарубежных композиторов, объединенные конкретной темой. Публика получает не только музыкальные, но и визуальные впечатления – посещает музейную выставку (в этом году это «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников») и любуется чарующим видом на Ново-Иерусалимский монастырь вдали. Капризы погоды фестивалю также не страшны: музыканты играют на крытой сцене, а слушатели готовы встречать любимых артистов хоть в зной, хоть в бурю – примеры стойкости и сопротивления дождю здесь уже случались. Впрочем, второй концерт нынешнего фестиваля все же пришлось отменить: на Подмосковье в тот вечер обрушился ураган.

«Лето. Музыка. Музей» стартует почти сразу же после завершения международного фестиваля искусств Юрия Башмета в Клину – такого же большого open air со схожей концепцией, но эта очевидная конкуренция Максима Дунаевского не смущает. Второй год подряд он доверяет руководство Дмитрию Юровскому – и дирижер, достойно подхвативший эту миссию, доверие оправдывает. В этот раз маэстро пригласил принять участие в фестивале блестящий состав исполнителей: это и Николай Луганский, и Александр Рамм, и Павел Милюков, и Альбина Латипова, дирижеры Клеман Нонсьё и Дмитрий Лисс, солисты и оркестр Большого театра (к сожалению, один вечер пришлось отменить из-за погодных катаклизмов). Концерты были посвящены «Русским сезонам» Сергея Дягилева и в целом деятельности великого импресарио. В программе – музыка композиторов, которых, говоря современным языком, в разное время «продюсировал» Дягилев: Стравинский, Лядов, Дебюсси, Мусоргский, Римский-Корсаков. Можно сказать, что теперь и в Подмосковье есть свой Дягилевский фестиваль – без Курентзиса, но с одним из Юровских, с такими же девизами – «Удиви меня» и «Не спать».

 

Открытие фестиваля выдалось жарким во всех смыслах этого слова. Концерт начался, когда солнце палило еще с неистовой силой, а закончился в прохладной ночи – и даже гроза, обрушившая на Москву те минуты, обошла подмосковную Истру стороной. В первом отделении солировал признанный любимец пианист Николай Луганский, выбравший, вопреки ожиданиям, не Рахманинова, с музыкой которого он уже почти породнился, а Чайковского – причем хитовый Первый концерт. Впрочем, Николай Львович признался, что не играл его уже восемь лет и теперь хочет возродить это сочинение в своем репертуаре. «Новый гимн России на Олимпиаде», как напомнил слушателям в своем конферансе ведущий Ярослав Тимофеев, прозвучал у Луганского очень деликатно, спокойно и по характеру, и по темпу, отчасти даже скупо на эмоции и чувства. Знаменитая тема вступила после проведения оркестра по-рахманиновски сурово-сдержанно – и в таком ключе пианист представил абсолютно все части. Интерпретация Луганского оказалась близка Дмитрию Юровскому: маэстро подхватил отчасти меланхоличную манеру игры пианиста и уверенно вел Госоркестр имени Светланова за собой, заставляя своих подопечных звучать так по-русски, как если бы они должны были демонстрировать отечественную культуру в Париже во времена Дягилева.

Во второй половине концерта эта презентация отечественных шедевров продолжилась. Но предварило ее невероятно томное исполнение Прелюдии к «Послеполуденному отдыху фавна» Дебюсси. Переклички деревянных духовых, подхватываемые густой оркестровой массой, буквально воспроизводили состояние большинства присутствовавших, изнуренных июльской жарой. «Половецкие пляски» Бородина стали идеальным воплощением и синтеза искусств, и самой идеи фестиваля: звуки рождались на фоне эффектной мультимедиапроекции, отсылавшей к модерну начала XX века, и, окутывая территорию музея, заполняли собой природное пространство. Завершило же это путешествие в мир Дягилева «Жар-птица» Стравинского – сюита из балета, прославившего имя композитора на весь мир. Сочинение, написанное по заказу Дягилева, предстало в ослепительных оркестровых и визуальных красках, с подлинным блеском, широким размахом, как и больше ста лет назад демонстрируя мощь и гений русской симфонической музыки и русской культуры.

Вырви кувшинку, Колен События

Вырви кувшинку, Колен

В Лилле поставили оперу Эдисона Денисова «Пена дней»

Цирк приехал События

Цирк приехал

На Бакинском фестивале искусств показали спектакль Даниэле Финци Паски Titizé. A Venetian Dream

По ту сторону черной дыры События

По ту сторону черной дыры

Десятая лаборатория «Открытый космос» сформировала звездную систему

«Броненосец “Потемкин”» взял новый курс События

«Броненосец “Потемкин”» взял новый курс

Легендарный фильм Сергея Эйзенштейна озвучили молодые композиторы