Дягилевские вечера в Подмосковье События

Дягилевские вечера в Подмосковье

В Истре прошел фестиваль «Лето. Музыка. Музей»

За семь лет своего существования летний форум, созданный по инициативе художественного руководителя Московской областной филармонии Максима Дунаевского, превратился в масштабный open air классической музыки, по своему художественному уровню и организации сегодня сопоставимый с каким-нибудь европейским фестивалем подобного формата. Каждый год под открытым небом на территории Государственного историко-художественного музея «Новый Иерусалим» выступают маститые солисты и певцы ведущих оперных театров, признанные дирижеры и постоянные «хедлайнеры» фестиваля – Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова. В программе неизменно присутствуют симфонические шедевры русских и зарубежных композиторов, объединенные конкретной темой. Публика получает не только музыкальные, но и визуальные впечатления – посещает музейную выставку (в этом году это «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников») и любуется чарующим видом на Ново-Иерусалимский монастырь вдали. Капризы погоды фестивалю также не страшны: музыканты играют на крытой сцене, а слушатели готовы встречать любимых артистов хоть в зной, хоть в бурю – примеры стойкости и сопротивления дождю здесь уже случались. Впрочем, второй концерт нынешнего фестиваля все же пришлось отменить: на Подмосковье в тот вечер обрушился ураган.

«Лето. Музыка. Музей» стартует почти сразу же после завершения международного фестиваля искусств Юрия Башмета в Клину – такого же большого open air со схожей концепцией, но эта очевидная конкуренция Максима Дунаевского не смущает. Второй год подряд он доверяет руководство Дмитрию Юровскому – и дирижер, достойно подхвативший эту миссию, доверие оправдывает. В этот раз маэстро пригласил принять участие в фестивале блестящий состав исполнителей: это и Николай Луганский, и Александр Рамм, и Павел Милюков, и Альбина Латипова, дирижеры Клеман Нонсьё и Дмитрий Лисс, солисты и оркестр Большого театра (к сожалению, один вечер пришлось отменить из-за погодных катаклизмов). Концерты были посвящены «Русским сезонам» Сергея Дягилева и в целом деятельности великого импресарио. В программе – музыка композиторов, которых, говоря современным языком, в разное время «продюсировал» Дягилев: Стравинский, Лядов, Дебюсси, Мусоргский, Римский-Корсаков. Можно сказать, что теперь и в Подмосковье есть свой Дягилевский фестиваль – без Курентзиса, но с одним из Юровских, с такими же девизами – «Удиви меня» и «Не спать».

 

Открытие фестиваля выдалось жарким во всех смыслах этого слова. Концерт начался, когда солнце палило еще с неистовой силой, а закончился в прохладной ночи – и даже гроза, обрушившая на Москву те минуты, обошла подмосковную Истру стороной. В первом отделении солировал признанный любимец пианист Николай Луганский, выбравший, вопреки ожиданиям, не Рахманинова, с музыкой которого он уже почти породнился, а Чайковского – причем хитовый Первый концерт. Впрочем, Николай Львович признался, что не играл его уже восемь лет и теперь хочет возродить это сочинение в своем репертуаре. «Новый гимн России на Олимпиаде», как напомнил слушателям в своем конферансе ведущий Ярослав Тимофеев, прозвучал у Луганского очень деликатно, спокойно и по характеру, и по темпу, отчасти даже скупо на эмоции и чувства. Знаменитая тема вступила после проведения оркестра по-рахманиновски сурово-сдержанно – и в таком ключе пианист представил абсолютно все части. Интерпретация Луганского оказалась близка Дмитрию Юровскому: маэстро подхватил отчасти меланхоличную манеру игры пианиста и уверенно вел Госоркестр имени Светланова за собой, заставляя своих подопечных звучать так по-русски, как если бы они должны были демонстрировать отечественную культуру в Париже во времена Дягилева.

Во второй половине концерта эта презентация отечественных шедевров продолжилась. Но предварило ее невероятно томное исполнение Прелюдии к «Послеполуденному отдыху фавна» Дебюсси. Переклички деревянных духовых, подхватываемые густой оркестровой массой, буквально воспроизводили состояние большинства присутствовавших, изнуренных июльской жарой. «Половецкие пляски» Бородина стали идеальным воплощением и синтеза искусств, и самой идеи фестиваля: звуки рождались на фоне эффектной мультимедиапроекции, отсылавшей к модерну начала XX века, и, окутывая территорию музея, заполняли собой природное пространство. Завершило же это путешествие в мир Дягилева «Жар-птица» Стравинского – сюита из балета, прославившего имя композитора на весь мир. Сочинение, написанное по заказу Дягилева, предстало в ослепительных оркестровых и визуальных красках, с подлинным блеском, широким размахом, как и больше ста лет назад демонстрируя мощь и гений русской симфонической музыки и русской культуры.