Наступившая осень оказалась богата на урожай в виде композиторских конкурсов. Уже объявили победителей конкурса «Другое пространство», и в ноябре–декабре маэстро Владимир Юровский продирижирует отдельными опусами на сцене Московской филармонии. Примерно в это же время жюри консерваторского конкурса «Новые классики» выберут лучших из лучших, в том числе в номинации «популярная музыка». Альтернативой этих состязаний стал конкурс Союза композиторов России под названием «Avanti» (с итальянского – «вперед»). В отличие от вышеперечисленных, данный конкурс имел ряд особенностей. Во-первых, к участию допускались только члены Союза регионов страны. Во-вторых, что наиболее ценно и почетно, издательство «Композитор» и фирма «Мелодия» обещают сохранить сочинения лауреатов для истории (будут выпущены ноты и, соответственно, диск). И в-третьих, композиторы старше 35 лет могли не переживать: конкурс не подразумевал каких-либо возрастных ограничений.
Что касается номинаций, то присланные заявки (говорят, их оказалось более двухсот!) были распределены по четырем категориям: «Сольное инструментальное сочинение», «Сочинение для камерного ансамбля», «Сочинение для голоса с инструментальным сопровождением» и «Сочинение с участием этнических инструментов». Призовые места варьировались, а в вокальной номинации первую премию и вовсе не присудили. Члены жюри, выходившие на сцену Малого зала консерватории, не объясняли свое решение, а обращались к залу с фразами наподобие «денег нет, но мы держимся» и «нас не догонят». А Сергей Слонимский с горечью констатировал, что футбол в нашей стране любят больше, чем музыкальное искусство. С мэтром, однако, можно поспорить: чемпионат мира закончился, а творчество современных композиторов постоянно набирает оборот.
Это безоговорочно доказал концерт лауреатов Avanti – как москвичей, так и представителей Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга, Сургута, Новосибирска, Калуги и Самары. Торжественный вечер постарались всячески разнообразить, чтобы презентация опусов ни в коем случае не выглядела формально. И пока в Большом театре давали «Кандида», на сцене Малого зала тоже порой возникал свой театр – то девочка в розовом платье вскочит за рояль, то девушка со свечой в руках застынет, то в начале каждого отделения загадочным образом появится человек с басовым владимирским рожком. Эти мини-перформансы три с половиной часа артистично объявляла музыковед Наталия Сурнина.
Впрочем, большую часть вечера можно было обозначить как «бенефис Андрея Бызова». Уральский композитор забрал не только две премии, но и специальный приз Российского музыкального союза за цикл «Детям до 16». Столь нетривиальное название придумал отнюдь не Федеральный закон, а сам автор, хотя так и не пояснил – можно ли играть эти пьесы детям, или стоит еще подрасти. Наверное, можно, ибо отдельные номера сборника представили совсем юные пианисты Вера Селиваненко и Александр Посикера, а также сам Андрей Бызов, напомнив о скором наступлении понедельника своей миниатюрой «Завтра в школу». Нетрудно догадаться, почему именно это сочинение получило особую награду: детский альбом Бызова не только предлагает альтернативу фортепианному сборнику Артоболевской, но и замахивается на традицию Шумана и Чайковского – а это дорогого стоит.
В этой же номинации, посвященной сольному инструментальному сочинению, места распределились следующим образом. «Бронзу» взяла Елена Анисимова, написавшая, ни много ни мало, пьесу для тубы. Но благодаря Ивану Габову прозвучали не фанфары и не соноры, а упругие ритмы и мелодии в духе Пьяццоллы. «Серебро» досталось Игорю Друху за пьесу «Psalm»: его дочь Юлия с чувством исполнила quasi-восточные мотивы на кларнете, заворожив публику. «Золото» же получила Карина Барас, создавшая фортепианный цикл «Афоризмы» (вероятно, вдохновившись одноименным циклом Шостаковича). Виктор Чернелевский сыграл лишь избранные пьесы, но в них можно было услышать пародию Барас на стиль Скрябина, Прокофьева, Хиндемита. Единственное, что невозможно было бы соотнести с этой тройкой, – стук пальцев по крышке рояля, старательно воспроизведенный пианистом.
Музыку для камерного ансамбля слушать оказалось весьма интересно. Особенно – «забойную» пьесу «DIXI» Эльмира Низамова (II премия), где квартет саксофонов Glazunov-Saxophone, Тимофей Калашник (ударные) и сам автор за роялем органично сливались в джазовых пассажах, элементах репетитивности, нанизанных на непрерывное остинато. «Камерная сюита» Андрея Бызова запомнилась своим навязчивым мотивом-рефреном. Как указано в буклете, в оригинальной «версии» ее исполняет один человек на двух инструментах сразу. Здесь фокуса не случилось: на сцену вышли Екатерина Мочалова (мандолина) и Илья Рубинштейн (виолончель). Третье место в номинации «сочинение для камерного ансамбля» – снова Игорь Друх. В театральной сценке «Хамелеон», представленной Московским ансамблем современной музыки, слышались цирковые мелодии, которые растворялись в приемах и штрихах сонористики – и наоборот (чем не хамелеон?)
Этнические инструменты – всегда экзотика для ушей публики, но в таком концерте не вызвали особого энтузиазма у тех, кто остался на второе отделение. И здесь был Андрей Бызов, в очередной раз опередивший соперников. Правда, непонятно, почему балалайка оказалась вдруг этническим инструментом, встав в один ряд с владимирским рожком из пьесы «Голоса» Марины Шмотовой (2 место), но в другие номинации ее не запишешь. Лауреатом третьей премии стал Григорий Зайцев: его «Авгурии» хоть и созданы для белорусских цимбал с участием фортепиано, но звучали не в народном духе, а скорее, как саундтрек к рекламе.
В категории «сочинение для голоса с инструментальным сопровождением» лауреаты будто бы соревновались в эпатаже. Выиграла, безусловно, Екатерина Карпенко (хотя жюри присудило ей лишь третью премию). По словам автора, вокализ «Плач у подножья заката» был написан под впечатлением от военных действий на Донбассе. Но публике, особенно в первом ряду, казалось, что наступил конец света: певица Дарья Хозиева рыдала, из колонок сверху надрывно выли «электронные» волки, а дирижер Сергей Иньков экспрессивно управлял ансамблем солистов. Два других опуса этой номинации не претендовали на фрик-шоу, но впечатлили не меньше: «Pontica poetica» Сергея Зятькова погрузила всех в суровую атмосферу Востока (во многом благодаря прекрасному голосу Тамуны Гочашвили), а «Песни» Глеба Никулина – в таинство и мистику, очень точно переданные Елизаветой Улахович.
Когда до наступления Дня музыки осталось всего полтора часа, на сцене появились все причастные к этому действу. Объединившись в смешанный оркестр, лихо и задорно они исполнили Финал сонаты для балалайки Андрея Бызова. И глядя на этот праздник, невольно вспомнились строки из небезызвестного опуса Шостаковича: «Возлюбим же эстетичное, гармоничное, мелодичное, законное, полифонное, народное…»