Фестиваль для людей События

Фестиваль для людей

В Абхазии стартовал XXII Международный фестиваль «Хибла Герзмава приглашает…»

Хибла Герзмава – одна из ведущих оперных певиц нашего времени. У нее многочисленная армия поклонников и по-настоящему широкая известность, а все ключевые вокальные события в России проходят либо по ее инициативе, либо с ее участием. Пожалуй, она даже «последняя из могикан», ведь культ настоящих примадонн, которые масштабом личности приковывают к себе всеобщее внимание, в современном мире, к сожалению, сходит на нет. Главное, в столь «громком» статусе Хиблы Герзмава нет ничего наносного: на сцене певица всякий раз подтверждает свое особое место в оперном искусстве. Ее и превозносят, и критикуют, но нельзя не заметить очевидный феномен – то, что в стиле других певиц выглядело бы наивным или пафосным, у нее всегда оборачивается обезоруживающей искренностью. И корни такого феномена – в ее собственных корнях: в самобытной красоте Абхазии, в уютном и гостеприимном городе детства Сухуме, в примерном родительском воспитании, в любви к родной земле. Традиционно свой фестиваль Хибла Герзмава посвящает Абхазии и родителям, а в этом году она также отдала дань памяти второму президенту Республики, сделавшему для людей много важного и доброго, Сергею Багапш.

Абхазский народ своей главной певице, прославляющей страну на весь мир, отвечает взаимностью. Большой гала-концерт в честь открытия XXII фестиваля «Хибла Герзмава приглашает…» возле набережной Сухума начинался при отличной солнечной июльской погоде, но свои коррективы в запланированную программу постепенно вносил дождь: ведущий концерта Юлиан Макаров обратился к публике с предложением аплодисментами проголосовать за сокращение концерта, но уходить никто не собирался. С одной стороны, это даже немного удивительно, потому что слушатели столкнулись с такими длинными и не совсем подходящими для формата open air полотнами, как ария хана Кончака из «Князя Игоря» Бородина и каватина Людмилы из «Руслана и Людмилы» Глинки, где завершение каждого из разделов провоцирует на преждевременные овации. С другой стороны, популярная классика действует на людей магнетически. Оперные «хиты» сами заставляют себя слушать, невозможно эмоционально не откликнуться, тем более если они хорошо исполнены.

Фестиваль проходит для людей и ради людей – можно много рассуждать о специфике академического вокала в условиях звукоусиления, а также о том, в какой степени южный климат влияет на голосовые аппараты артистов, но в конечном итоге никакие «нюансы» никому не мешали, все были счастливы от соприкосновения с классикой высшей пробы.

Оценку концерта с точки зрения критика, наверное, даже не совсем уместную в «курортном» контексте, можно ограничить обозначением лишь некоторых моментов. В качестве главного звездного гостя Хибла Герзмава пригласила Ильдара Абдразакова, которому президент Аслан Бжания специально к открытию фестиваля присвоил звание народного артиста Абхазии. В самом начале вечера именно Ильдар Абдразаков пел сложную для обладателя высокого баса арию Кончака, на которой собрать внимание публики вне спектакля довольно трудно, поэтому не удивительно, что гораздо эффектнее и блестяще прозвучала ария дона Базилио из «Севильского цирюльника» Россини. Игровую виртуозную каватину Фигаро из этой же оперы старательно, но не идеально исполнил лауреат I Международного конкурса вокалистов и концертмейстеров Хиблы Герзмава, солист Мариинского театра Вячеслав Васильев. Вместе с ним из «обоймы лауреатов» на фестиваль приехала Екатерина Савинкова, чье колоратурное сопрано, наоборот, со временем стало звучать интереснее и увереннее. Еще одну молодую певицу, Зинаиду Царенко, представили публике крайне серьезно, возложив на нее громадную ответственность. Чуть меньше тридцати лет назад Хибла Герзмава из рук Елены Образцовой первой в истории получила Гран-при Конкурса имени Чайковского, а в прошлом году по итогам последнего проведения этого легендарного состязания символично «передала» почетный титул Зинаиде Царенко. Преемница, действительно, обладает редким богатым меццо-сопрано: сейчас, когда природа рождает преимущественно легкие голоса, она вполне убедительно озвучивает крепкий репертуар, однако еще чисто физически может далеко не все, а также ей пока недостает сценической харизмы и более детальной работы над художественным качеством интерпретаций.

Наконец, еще один гость фестиваля – тенор Сергей Скороходов. Не совсем понятно, почему он одновременно решил петь и арию Ленского из «Евгения Онегина» Чайковского, и арию Каварадосси из «Тоски» Пуччини. Его голос уже больше приспособлен к «мощностям», чем к лирическим партиям, что было очевидно, когда он вполне сопоставимо с прекрасным уровнем хозяйки праздника звучал в дуэте Тоски и Каварадосси. Хибла Герзмава, конечно, задавала коллегам высокую планку, умея, как в лаконичной арии Адрианы Лекуврер из одноименной оперы Чилеа, так и в большой дуэтной оперной сцене держать внимание слушателей роскошным звучанием голоса и интересным музыкантским наполнением смысловых интонаций.

Дирижировать гала-концертом должен был Валерий Гергиев. Чувствовалось, как все ждали его долгожданный приезд в Абхазию, который пришлось перенести на лучшие времена по причине болезни маэстро. Валерий Абисалович, конечно, как обычные люди, дома в постели не болеет: он на работе в Мариинском театре, откуда, несмотря на неважное самочувствие, записал обращение народу и гостям Абхазии, сообщив, что по причине осложнений после перенесенной простуды врач запретил ему перелет. Симфонический оркестр тем не менее приехал в полном составе и дебютировал на фестивале. Можно было бы шутя предположить, что такой профессиональный коллектив справился бы и без своего худрука, но нет: выручить Хиблу Герзмава экстренно приехал дирижер Большого театра Антон Гришанин, с которым она уже проводила фестиваль в прошлом году. В исполнении оркестра вполне собранно и внятно звучал знаменитый Полонез из «Евгения Онегина», и аккомпанемент певцам «предоставлялся» вполне комфортный в плане агогики и темпов.

Одним словом, праздник музыки удался! Благодаря Хибле Герзмава микроклимат на Черноморском побережье каждое лето точно становится лучше: из года в год и уже много лет огромное количество людей собирается на площади возле Абхазского драматического театра, чтобы отвлечься от повседневной массовой культуры и послушать ту музыку, которая делает людей человечнее. Программа фестиваля при поддержке Президентского фонда культурных инициатив продолжится другими знаковыми событиями. Хибла Герзмава после концерта со своими ученицами, студентками ее класса в Московской консерватории, выступит с пианистом Олегом Аккуратовым, представив программу «Где-то далеко, в памяти моей…», также в середине августа к ней приедут «Мастера хорового пения» и Лев Конторович – концерт состоится в средневековом православном Бедийском соборе. Кроме того, запланирован джазовый вечер, концерты и мастер-классы в разных городах России, фестивальные гастроли в Китае.

В гостях у Вебера События

В гостях у Вебера

В «Новой Опере» представили концерт из сочинений немецкого композитора

Переходная зона События

Переходная зона

В Московской филармонии продолжается цикл «Весь Стравинский»

Сказка квартетных странствий События

Сказка квартетных странствий

Солисты OpensoundOrchestra сыграли первый концерт нового цикла

Столкновение противоположностей События

Столкновение противоположностей

В «Зарядье» прозвучала музыка Брамса и Шостаковича