Почти двести человек сводного хора артистов из Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода – на сцене Большого зала Санкт-Петербургской филармонии, одиннадцать коллективов со всей России – в Большом зале Московской консерватории – так мощно и громко отметил 50-летие декан Санкт-Петербургской консерватории, дирижер и, прежде всего, композитор Сергей Екимов. Сфера его творческих интересов практически полностью сфокусирована на хоре – в нем он обрел тот совершенный инструмент, с помощью которого говорит со слушателями о любви, смерти, о красоте природы, о событиях давно минувших и сегодняшних дней, размышляет о таинстве бытия и мироздания.
География фестиваля впечатлила – Сыктывкар, Нижний Новгород, Челябинск, Барнаул, Новосибирск, Магнитогорск, Кемерово, Уфа. Но еще больше поразили творческие силы, принявшие участие в авторских вечерах Екимова. Практически в каждом городе его музыку пели разнообразные детские, студенческие и профессиональные коллективы региона – и очевидно, что музыка композитора нравится артистам, они с искренним удовольствием погружаются в непростые сочинения, где есть и прихотливая ритмика, и интонационные задачи, где-то атональность или серийность – в общем, это всегда большое серьезное высказывание композитора, чей мир вобрал многие современные техники. В то же время Екимов может позволить не стесняться лирических чувств, и посреди диссонансов всегда наступает момент, когда красота, мелодическое начало пробивают себе дорогу. В недавнем интервью он признался: «Этому я научился у моего любимого композитора XX века Альфреда Шнитке. В его сочинениях современное, не очень доступное, вдруг сменяется знакомыми для уха гармониями. Я тоже это делаю в своей манере, своим языком. Но есть у меня и партитуры сложные. Сочинение, посвященное 150‑летию Арнольда Шёнберга, например, написано в додекафонной технике. Его исполняют двенадцатиголосный смешанный хор, баян и шаманский бубен».
Во всех этих городах Сергей Екимов выступал и как дирижер – и это крайне важно, так как общение с живым автором помогает исполнителям найти правильный взгляд на музыку, яснее понять замысел и образный ряд. Сергей Екимов, обладающий большим педагогическим опытом (годы работы в Санкт-Петербургском институте культуры, а сейчас – должность декана Санкт-Петербургской консерватории и руководителя Хора студентов альма-матер), без труда воодушевлял коллективы. Важно, что в этом фестивальном вояже он закладывал традиции интерпретации своих произведений, и, думается, плоды пожинать можно будет уже совсем скоро.
Сергей Екимов – человек большого темперамента, быстро загорающийся идеями. В его лексиконе часто встречается слово «яркий», и это характеризует его музыку. Он мастерски выстроил программы юбилейных вечеров, всякий раз демонстрируя широкую палитру тем, которые его волнуют. Католический латинский Te Deum с органом соседствовал со старославянским каноном «О, Пасха велия». Циклу «Петр I глазами русских поэтов», погружающему в великую литературу, в российскую историю, с одной стороны, контрастировал символистко-абстрактный «Маленький белый умирающий лебедь» для хора, виолончели и органа, написанный в форме остинатных вариаций. А с другой – Концерт для хора на стихи армянского поэта Григора Нарекаци (еще одна дань уважения Альфреду Шнитке и в то же время – дерзкая смелость соперничества). Центром петербургского концерта стало «Последнее посвящение» – концерт для хора и чтеца, где магически прочла стихи Ахматовой народная артистка России Светлана Крючкова. Сочинение это подготовили единомышленники композитора – Муниципальный камерный хор «Нижний Новгород» и его руководитель Иван Стольников. Эти музыканты не только поют, но и записывают сочинения Сергея Екимова, способствуя еще более активному распространению его творчества в культурном пространстве.
Фестиваль, названный «И снова жить начну», объединяет такие разные, но очень духоподъемные и позитивные в своем генезисе сочинения. Цитируемая строка была взята Екимовым из заголовка своего собственного опуса – Дифирамба для виолончели и смешанного хора на стихи архиепископа Питирима (Павла Волочкова). Я присутствовала несколько лет назад на его премьере, когда им дирижировал профессор Александр Соловьёв (ему и посвящена партитура). Соло виолончели и тогда, и сейчас, в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, с впечатляющей экспрессией исполнял ректор Санкт-Петербургской консерватории Алексей Васильев, который в своем поздравлении со сцены подчеркнул: «Мало ныне живущих композиторов удостаиваются чести праздновать юбилей в этом прославленном зале».
Да, это статусно, престижно, амбициозно, но стопроцентный аншлаг, горячие овации, топовые дирижеры, солисты и коллективы, увлеченно певшие музыку Сергея Екимова, подтвердили его звание Мастера и право быть услышанным на главной петербургской концертной сцене и многих иных важных площадках. «И снова жить начну» – фраза многозначная, и 50-летие, безусловно, не только повод для смотра достижений (как сделал наш юбиляр), но и веха, новая ступенька, где профессионализм композитора оплодотворяется зрелым взглядом на жизнь, переосмыслением ценностной шкалы и появлением новых шедевров.
Юбилей отгремел, но марафон продолжается – впереди XXI Международный фестиваль «Поющий мир» и XX Международный конкурс хоровых коллективов и вокальных ансамблей имени Ю. Фалика – детище Сергея Екимова, являющегося ко всем своим талантам еще и блестящим организатором. Обещает он и новый виток концертной серии авторских вечеров: публика и артисты уже ждут Сергея Екимова в Минске, Ереване, Екатеринбурге, Чебоксарах, Ярославле, Калининграде, Южно-Сахалинске.