Александр Чайковский: На народных инструментах можно играть современную, суперавангардную и вообще любую музыку Персона

Александр Чайковский: На народных инструментах можно играть современную, суперавангардную и вообще любую музыку

В сентябре, в  рамках V Фестиваля современного домрового искусства Prima Domra в Тамбове подведет итоги одноименный международный конкурс композиторов, объявленный с целью популяризации домры и мандолины. Автор идеи – художественный руководитель фестиваля, доцент РАМ имени Гнесиных, известная исполнительница на этих инструментах Екатерина Мочалова. А возглавит жюри мэтр российской композиторской школы, Председатель Совета Союза композиторов России Александр Чайковский. Условия конкурса могут заинтересовать авторов любого возраста и национальности: единственное ограничение – это формат произведения, которое должно быть написано для домры/мандолины и камерного хора, струнного оркестра, фортепиано, либо для оркестра русских народных инструментов. Заявки принимаются до 10 августа 2024 года. Александра Торяник (АТ) расспросила Александра Чайковского (АЧ) об особенностях конкурса, перспективах развития музыки для народных инструментов и об интеграции их в академическое пространство.


АТ Зачем нужны композиторские конкурсы? Что они дают автору?

АЧ Первое, что они дают автору, особенно молодому, – это возможность исполниться. Если ты выйдешь в финал, то хотя бы тебя сыграют – это уже очень много. Во-вторых, это шанс показаться на глаза и заявить о себе. В-третьих, проверить свои силы, посмотреть, как ты выглядишь среди других. Конкурс не для того, чтобы победить и забрать деньги (это, конечно, всегда хорошо), но самое главное – композитор, особенно молодой, только вступающий на свой путь, начинает ощущать себя, свое пространство, где он вообще находится. Он услышит массу других исполнителей, другой музыки и приобретет огромнейший опыт. Для композитора это огромный скачок в его профессионализме, мастерстве, понимании природы инструментов. Я считаю, на таких конкурсах нет отрицательных моментов, композитор только плюсует – и при удаче, и при неудаче. Я еще не знаю, где больше плюсов: когда ты удачно показался, получил премию, тебя сыграли, или когда ты неудачно показался, но понял свои недостатки. Тем более сейчас, когда техника исполнения на народных инструментах активно развивается, появляется масса новых приемов, интересных комбинаций. Это крайне полезно для автора. Композиторских конкурсов для народных инструментов пока не так много, это очень интересный вариант.

АТ Чем конкурс Prima Domra отличается от других конкурсов композиторов?

АЧ Во-первых, на этом конкурсе есть конкретная программа. Сочинения должны быть связаны или с именем Рахманинова, или с именем Державина, или Поленова. То есть это не просто абстрактное творчество, здесь дается определенная художественная задача, поэтому этот конкурс очень непростой. Вообще, очень мало существует конкурсов, где есть конкретная программа и участники обязаны выдержать определенные условия, диктующие содержание сочинений. Я пока не знаю другого такого конкурса у нас в стране и думаю, что это как раз интересно, что здесь есть вот такое ограничение.

АТ Народные инструменты все чаще выходят за рамки своего «цеха»: появляются сочинения для домры и органа, домры и виолончели, домры и джазового трио, домры и хора. Все это – направления, которые еще несколько десятилетий назад казались просто невозможными. Как вы относитесь к таким сочетаниям, интересно ли это для композиторов?

АЧ Я отношусь замечательно. Я, наверное, был одним из первых, кто соединил домру с хором. И мне кажется, что впереди таких сочинений еще очень много. Это прекрасно все звучит. Вообще, домра – инструмент очень компанейский, она очень «прилипает» ко всем возможным вариантам инструментария. Домра с органом изумительно звучит; я считаю, что она намного лучше, пластичнее звучит с органом, чем какой-то, скажем, духовой инструмент. И вообще, наличие народных инструментов настолько увеличило количество комбинаций для композитора, что иногда действительно думаешь: почему еще пятьдесят лет назад к этому не стали приходить? Музыке дана совершенно колоссальная отдушина, я бы сказал, новое поле – сочетание народных и классических инструментов. И надо сказать, ударных инструментов изобретается сейчас огромное количество, на новых предметах начинают шуршать, стучать… Это очень здорово и очень интересно.

АТ В течение долгого времени для народных инструментов писали либо композиторы, которые играли на этих инструментах, либо были как-то связаны с народными оркестрами. Такое ощущение, что было разделение: одни пишут для народных инструментов, другие пишут для симфонического оркестра и так называемых «классических» инструментов. Действительно ли это было так? Может быть, писать для народных инструментов было менее престижным? Почему, на ваш взгляд, Хренников, Свиридов, Гаврилин, Б. Чайковский и другие композиторы, которым очень близки были русский эпос и русский мелодизм, не обращались к домре и балалайке? И изменилось ли это сейчас?

АЧ Во-первых, вспомним, что происходило в исполнительстве на русских народных инструментах в то время, когда Хренников заканчивал Московскую консерваторию – это было начало 1930-х годов. Василий Андреев создал первый оркестр народных инструментов в начале XX века. То есть прошло тридцать лет, о каких-то сложившихся традициях говорить рано. Целый аккорд совершенно новых инструментов – это не сразу входит в схему привычного музицирования. Более того, на русских народных инструментах тогда исполняли исключительно – и это естественно – русскую народную песенную музыку, и по большому счету не было виртуозов высокого ранга. Появлялись отдельные, но они фокусировались в основном на русских народных темах, исполняли вариации и показывали какие-то виртуозные фокусы.

Что касается уже следующего поколения композиторов, авторов послевоенного периода – Свиридов, Шостакович, Вайнберг, Борис Чайковский, – я думаю, что здесь уже надо было народникам быть активнее и озадачивать тогда еще молодых композиторов. В свое время совсем молодая Губайдулина написала для домры – ее же кто-то просил. Потом появился замечательный баянист Фридрих Липс, который стал, можно сказать, «докучать» композиторам. Благодаря его инициативности, его энергии, какой-то способности убеждать та же Губайдулина, Шнитке написали очень много музыки для баяна. И сейчас баян – это совершенно привычный инструмент, который используют и в оркестрах, и в ансамблях, и сольно. Что касается струнных – балалайки и домры, то здесь Екатерина Мочалова – одна из первых. Посмотрите, какой взрыв произошел, сколько сочинений для домры уже написали и пишут сейчас. И вот – конкурс композиторов Prima Domra.

Еще один момент. Сейчас во многих консерваториях (раньше это было только в Гнесинской академии) композиторы изучают народный оркестр. И в Московской, и в Петербургской консерваториях мы ввели у студентов предмет «Инструментовка для народного оркестра». Это тоже приносит плоды: многие студенты консерватории начали употреблять народные инструменты в ансамблях с классическими инструментами. То есть дело пошло, и уже очень активно. Но это еще благодаря тому, что сейчас появилось очень много совершенно фантастических молодых ребят, виртуозов, которые настолько двинули технические возможности народных инструментов, что психологически они уже воспринимаются иначе: на них можно играть вообще любую музыку – современную, суперавангардную. Такие смешанные созвучия народных инструментов с классическими – скрипкой, виолончелью – это крайне интересно, это бывает необыкновенно свежо, очень красиво и эффектно.

Не меньше ста лет нужно было, чтобы это стало обычным явлением. Вот сейчас, наверное, время пришло.

АТ На ваш взгляд, уступают ли сейчас народные инструменты инструментам симфонического оркестра в отношении своих выразительных возможностей?

 АЧ Я не думаю, что они уступают. Нет инструментов хуже или лучше – так вообще не бывает. Бывают исполнители – хуже, лучше, это да. Вы можете на камышовой дудке такое играть и быть таким потрясающим артистом! Все дело в тех руках, в которых инструменты. И еще дело в том, когда какой инструмент применить. Есть два инструмента, которые могут заменить все: это орган и рояль. Если говорить о других инструментах, то у каждого – своя позиция, свое лицо. Каждый инструмент в чем-то очень хорош, что-то он сыграть не может – ну и что? Это неважно – главное, что они разные. И когда сливается вот эта разность, то получается красота.

АТ Во многих своих сочинениях вы уже давно обращаетесь к использованию тембра народных инструментов: например, ваши «Пять пейзажей китайских художников» для оркестра китайских инструментов и струнного оркестра, «Садовая симфония» для квартета народных инструментов и симфонического оркестра, «Сказ о Борисе и Глебе», «Один день Ивана Денисовича», где в оркестре используются народные инструменты. Что вы видите в таком сочетании – эксперимент, новые краски, или это вообще поиски нового выразительного языка симфонического оркестра?

АЧ Ну, это, собственно говоря, почти одно и то же. Для меня это стало уже достаточно привычным. В моей Восьмой симфонии включается в конце баян, и это производит очень сильный эффект совершенно нового не просто тембра, а абсолютно другого музыкального бытия. Более того, я думаю, что скоро придет время, когда народные инструменты вообще появятся в штате симфонических оркестров, как в свое время саксофон. Сейчас, например, в симфоническом оркестре обязательно какой-то из кларнетистов должен владеть саксофоном, потому что композиторы очень часто стали использовать саксофон в разных сочинениях. То же самое будет, я думаю, и здесь. Потому что для композитора это колоссальное количество новых возможностей, красок, контрастов. И, тем более, появляются шикарные исполнители! Гениальные артисты всегда двигали свой инструмент вперед, ярчайшие примеры – это Ростропович и Башмет. Сколько музыки специально для них было написано! Сотни сочинений! Из них многие стали уже классическими, прочно вошли в репертуар исполнителей. Я думаю, что то же самое будет и с народными инструментами. Я бы даже уже не употреблял такое специальное словосочетание «народный инструмент» по отношению к баяну, домре или мандолине. Они, вообще-то, уже, по-моему, не народные, а… общего значения, такие же, как скрипка или труба.

АТ ⁠Народные инструменты пришли к вам или вы к ним?

АЧ Ха-ха! Я не знаю. Наверное, народные инструменты пришли ко мне… Хотя в самый первый раз я использовал домру в киномузыке. Это было очень давно, я еще только поступил в аспирантуру и писал музыку для кинофильма под названием «Таланты и поклонники» по Островскому, и там был лирический номер. Я чувствовал, что там должен быть какой-то особый инструмент, но никак не мог придумать, какой инструмент мне взять, все мне не нравилось. И почему я вдруг домру взял, я сейчас совершенно не помню, это было больше пятидесяти лет назад. Наверное, что-то слушал… Но это получилось действительно очень красиво.

Тогда, в первый раз, я особенности народных инструментов совершенно не знал, потому что в консерватории не проходили это… А потом, когда ко мне пришел «Терем-квартет» и предложил написать для них оперу по Пушкину «Царь Никита и сорок его дочерей», вот там мне пришлось, собственно говоря, немножко посмотреть, что это за инструменты, научиться для них писать. Так дальше и пошло…

АТ Сейчас становится модным играть на электронных или электроакустических инструментах. Вы наверняка знакомы с творчеством Алексея Архиповского, и сейчас у нас появляется большое количество экспериментов в этом направлении. Как вы относитесь к этому?

АЧ Я к этому отношусь нормально, мне нравится. Например, в оркестре я уже очень часто использую и синтезатор, и электрогитару, бас-гитару, и это все уже совершенно нормально звучит. Башмет играл мой концерт на электроальте, и это звучало прекрасно, я не нахожу в этом ничего отрицательного. Я думаю, что это один из возможных ходов. Я думаю, что это будет очень интересно – и электробалалайка, и электродомра. Единственное, если весь оркестр будет играть на электро-народных инструментах, не пропадет ли тогда именно народный тембр? А вот отдельные инструменты, мне кажется, вполне можно употреблять, потому что у них масса интересных возможностей: можно переключать тембры, расширять диапазон, может быть много эффектов и чисто шумовых. Это очень интересно.

АТ А у вас есть творческие планы в этом направлении?

АЧ А я очень хочу написать для электродомры! Катя Мочалова только почему-то вот не хочет, хотя она мне показывала, как звучит ее электродомра – мне очень нравится. Так что я надеюсь успеть написать что-то для этого инструмента.

АТ Что вы можете пожелать молодым композиторам в преддверии конкурса?

АЧ Я хочу пожелать, чтобы они смогли написать действительно интересные сочинения, чтобы они гораздо внимательнее – особенно в наше время – относились к народным инструментам, не боялись их, потому что в этом направлении можно найти для себя массу необычных и невероятно интересных выходов в новую сферу, в новый язык.