Ремонтируя старые корабли Тема номера

Ремонтируя старые корабли

Журнал «Музыкальная жизнь» подвел итоги сезона 2023/2024

Мы постепенно приноравливаемся к новой парадигме, где ставка сделана на Россию – наши оркестры, дирижеры, солисты. Что касается зарубежья, то вектор внимания – на Китай, Латинскую Америку, страны БРИКС. Что ж, смена привычек, необходимость выйти из зоны комфорта и осмотреться вокруг – это стимул для движения вперед, в том числе и в культуре. О трендах прошедшего сезона, о событиях и разочарованиях мы попросили высказаться не только ведущих российских критиков, но и молодых коллег, стремительно входящих сейчас на журналистскую орбиту.

Категории:

  1. Тенденция

  2. Разочарование

  3. Ньюсмейкер

  4. Проект

  5. Концерт

  6. Событие в опере

  7. Событие в балете


Ольга Русанова,
музыкальный обозреватель «Радио России», член правления Ассоциации музыкальных журналистов, критиков и музыковедов

1. Сезон выдался интересным и динамичным. Главные события концентрировались вокруг протагонистов нашей большой музыки – Гергиева, Башмета, Мацуева, Курентзиса, Сладковского, Абдразакова, Герзмава, их коллективов (театров, оркестров) и проектов (фестивалей, конкурсов etc.), которых ощутимо становится все больше.

Другой тренд – активизация региональных музыкальных институций, которые все чаще конкурируют со столичными коллегами. Имею в виду Нижегородский, Красноярский, Татарский, Башкирский, Самарский, Пермский, Екатеринбургский и некоторые другие оперные и музыкальные театры, калининградский Кафедральный собор, ГАСО Башкортостана и не только. Многое тут зависит от инициативных менеджеров, таких как Алексей Трифонов, Светлана Гузий, Вера Таривердиева, Артур Назиуллин…

Приходят хорошие новости и из других мест, возможно, до сих пор менее заметных: например, новый статус и, соответственно, новые перспективы обрел Музыкальный театр в Саранске, ставший Театром оперы и балета имени Яушева, а Камерный оркестр Оренбургской областной филармонии превратился в симфонический. Ну и вишенка на торте – появление филармоний в совсем малых городах: Рыбинске Ярославской области и полярном Салехарде.

2. Для меня это неприглашение критиков, журналистов, музыковедов, театроведов, – одним словом, экспертов в экспертный совет и жюри «Золотой Маски» по разделу «Музыкальный театр». Тем самым, как мне кажется, сводится на нет сам институт экспертизы. Жаль.

3. Прежде всего, Валерий Гергиев как руководитель громадной музыкальной империи, раскинувшейся по всей стране и соединившей Большой и Мариинский театр с филиалами от Калининграда до Владивостока, и это не считая других проектов маэстро.

Второй герой сезона − композитор Юрий Красавин, автор музыки к трем балетным мировым премьерам 2023–2024: «Бури» в Большом театре и двух разных «Пиковых дам» − в Большом и в Нижегородском оперном театре.

4. Их много, но назову несколько:

а) Дягилевский фестиваль, в этом году особенно щедрый на премьеры, изобретательные форматы, оригинальные локации и бесплатные события для широкой публики.

б) Фестиваль новой музыки в Омске, всякий раз удивляющий отбором стильных партитур XXI века и высоким качеством их исполнения.

в) Новый фестиваль Валерия Гергиева «Гений места», проходивший на родинах Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского и Стравинского. Идея великолепная, жаль только, что фестиваль доехал не до всех «родин»: например, не добрался до села Карево (Наумово), где родился Мусоргский, и села Новоспасское – места рождения Глинки, ограничившись областными центрами – Псковом и Смоленском.

г) Летний музыкальный фестиваль «Зарядье», придуманный Иваном Рудиным, который отвечает на давно назревший запрос Москвы на подобный формат, сочетающий вечера в зале и концерты open air в парке. Фестиваль идет весь июнь, но, с учетом наплыва туристов в Москву и популярной локации, хотелось бы продлить его если и не на все лето, то хотя бы на июль.

Иван Рудин

5. На мой взгляд, это новый концертный проект Свердловской филармонии: живые органные вечера в малых городах области с участием необычного «главного героя» − нового передвижного органа, способного воспроизвести голоса двадцати четырех знаменитых органов мира в акустике двадцати четырех соборов! Уникальный инструмент создан в Германии и Нидерландах специально по заказу екатеринбуржцев.

6. Оперный сезон получился незаурядным. Театры, кажется, решили посоревноваться в эксклюзивности новых постановок, и не прогадали. Десятилетиями невиданные и неслыханные «Пуритане» Беллини и «Гугеноты» Мейербера режиссеров Владислава Фурманова и Константина Балакина (в обоих случаях дирижер − Гергиев) − большие оперы, выпущенные каскадом, друг за дружкой, − смелый ход, на который могла решиться только труппа с мощными силами, каковыми обладает Мариинский театр. И все равно затея рискованная, но − ура! − вес был взят! А для зрителей двойная радость: и от открытия новых-старых названий, и от наслаждения музыкальными красотами и полными драматизма, захватывающими историческими сюжетами.

Отличился и МАМТ, представив отечественные раритеты: прелестную советскую деревенскую историю «Не только любовь» от Родиона Щедрина в постановке Евгения Писарева и Феликса Коробова, а также сделанную с большим тщанием «Русалку» Даргомыжского, когда-то бывшую хитом, а теперь почти забытую (режиссер – Александр Титель, дирижер – Тимур Зангиев).

Удались и новые «Черевички» в «Геликоне» (режиссер – Сергей Новиков, дирижер – Филипп Селиванов), и фантазия по мотивам оперы Прокофьева «Война и мир. Наташа и Андрей» в «Новой Опере» режиссера Алексея Мартынова и дирижера Тимура Зангиева, а также сильнейшая башкирская историческая драма композитора Салавата Низаметдинова на сюжет Мустая Карима «В ночь лунного затмения», лихо поставленная Ляйсан Сафаргуловой и дирижером Валерием Платоновым.

7. Балет порадовал не меньше, чем опера, причем в данном случае речь идет о целом сонме блестящих мировых и российских премьер. Несомненными удачами мне представляются рожденные в Большом театре уже упомянутые «Буря» Вячеслава Самодурова и «Пиковая дама» Юрия Посохова, а также еще одна «Пиковая дама» в версии Максима Петрова на нижегородской сцене.

Герман – Юсиф Эйвазов. Томский – Геворг Акобян. Фото Дамира Юсупова – Большой театр.

Глубокой, яркой, детально проработанной оказалась и мировая премьера балета «Рахманинов. Симфония длиною в жизнь» Олега Габышева на оригинальное либретто Ивана Складчикова (он же и художник спектакля) в Башкирской опере.

И наконец, событием стала российская премьера блокбастера Лорки Мясина «Грек Зорба» на музыку Микиса Теодоракиса в Татарском театре оперы и балета (именно в нем звучит знаменитый танец «Сиртаки»). Балет был поставлен в двадцати семи странах мира, Россия стала двадцать восьмой, а восьмидесятилетний сын великого Леонида Мясина был счастлив приехать в Россию, чтобы лично поставить свой спектакль на родине отца.


Владимир Жалнин,
музыковед, музыкальный журналист

1. Сезон запомнился мне:

а) Продолжением «ремонта старых кораблей». Балет «Пиковая дама» в Большом театре и кураторская программа Дома культуры «ГЭС-2» под названием «Что современно?», подмигивающая итальянскому философу Джорджо Агамбену.

б) Реставрацией классики. Возобновление в Большом театре легендарного «Ромео и Джульетты» в хореографии Лавровского, премьера «Гугенотов» Мейербера в Мариинском или «Черевички» Чайковского в «Геликон-опере» в духе больших костюмных спектаклей.

в) Обращением к редким партитурам XX столетия. «Любовь д’Артаньяна» Вайнберга в Нижегородской опере, «Ярославна» Тищенко в Пермской опере или «Мастер и Маргарита» Слонимского в Самарском театре – композиторская партитура ждала своей премьеры пятьдесят один год!

Важное качество сезона нынешнего – творческие коллаборации. Обменные гастроли между «Урал Оперой» и Нижегородским оперным (по инициативе Алексея Трифонова), между Мариинским и Большим театрами (с объединением театров под руководством Валерия Гергиева).

Уникальны опыты создания одного спектакля несколькими крупными институциями. Опера «Летучий голландец» (в неоднозначной режиссуре Константина Богомолова, но с выдающейся работой Филиппа Чижевского, музыкального руководителя постановки) создана тандемом московской «Новой Оперы» и Пермского оперного дома. «Снегурочка» Чайковского рождена в совместной постановке Большого и Малого театров. Еще один пример – балет «Графит» с музыкой Владимира Горлинского и хореографией Антона Пимонова. Это успешная коллаборация между московским «ГЭС-2» и екатеринбургской «Урал Оперой».

Очевидна тенденция работать с музыкой российских композиторов. Несомненная творческая удача сезона – показ «Свадебки» Стравинского (хореограф – Павел Глухов) в обрамлении оригинальной музыки Николая Попова – адепта мультимедиа и электроакустики. Запомнилась постановка в Пермском театре оперы и балета оперы «Человеческий голос» Пуленка (режиссер – Дмитрий Волкострелов) с прологом и эпилогом Владимира Горлинского. Петербургская филармония заказала новую музыку для фортепиано с оркестром Настасье Хрущевой – мировая премьера ее «Книги меланхолии» органично существовала в программе с Первым фортепианным концертом Чайковского.

Кажется, обозначенная тенденция в новом сезоне будет только расти. К примеру, Нижегородский оперный запланировал балет «Иван-царевич» с музыкой Алексея Сюмака (не без помощи творческой программы Союза композиторов «Ноты и квоты»), а Московская филармония приготовила для слушателей мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского (солист – Даниил Коган), новую симфоническую пьесу Владимира Раннева и произведение Алексея Сысоева, которое приурочено к столетию со дня рождения лидера итальянского авангарда Луиджи Ноно.

Настасья Хрущева

2. Так называемая «перезагрузка» «Золотой Маски» – главное разочарование сезона. Новая команда девальвировала смысл премии и главного театрального фестиваля страны. Больше у региональных трупп нет возможности показывать спектакли на столичных сценах. Вместо этого мудрое жюри приезжает в города номинантов, отсматривает спектакли и в закрытом режиме голосует, называя лучших. Забавно, что в этом году в номинации «Музыкальный театр» не было никого из представителей музыкальной критики, журналистики и прессы – всех тех, кто держит руку на пульсе музыкального театра! По сути, нет больше и таких важных и нужных проектов, как «Маска Плюс» с внеконкурсными показами, «Детский Weekend» со спектаклями для юной аудитории или проекта Maskbook, где молодые журналисты совершенствовали свои навыки и одновременно готовили интервью с многочисленными номинантами «Золотой Маски».

3. Ньюсмейкер – Юрий Красавин. Петербургский автор сочинил музыку сразу к трем новым балетам – это «Буря» в Большом театре (хореограф – Вячеслав Самодуров) и две «Пиковых дамы». «Дама»-1 – оригинальная партитура, созданная по заказу Нижегородского театра оперы и балета (хореограф – Максим Петров). «Дама»-2 – хитрая транскрипция из одноименной оперы Петра Чайковского в оригинальный балет для Большого театра (хореограф – Юрий Посохов). На восьмом десятке Красавин превратился в самого желанного театрального композитора – впереди кропотливая работа над новым заказом, а в октябре 2024-го музыка автора впервые прозвучит со сцены Концертного зала имени Чайковского.

Юрий Красавин

Настоящий прорыв и открытие сезона – ансамбль Im Spiegel. Год назад контрабасистка Мария Магиева объединила единомышленников и талантливых молодых музыкантов. Ансамбль быстро перерос в оркестр и зарекомендовал себя как сообщество высококлассных профессионалов, которым интересны концептуальные программы.

Ребята выступали в ДК «Рассвет», галерее «ГРАУНД Солянка» и художественном пространстве Île Thélème, работали с дирижером и обладателем Премии Художественного театра Федором Безносиковым, солисткой Большого театра Ладой Меркульевой, солистом musicAeterna Андреем Росциком, гобоистом-виртуозом Федором Освером, дирижером Джереми Уолкером. В программах Im Spiegel органично сочетаются Вивальди и Пендерецкий, а Бриттен – с Хиндемитом и Генделем. В сезоне 2024/2025 запланированы мировая премьера «Девять способов страдать» Настасьи Хрущевой на фестивале современной музыки в «Зарядье», а также диалог Четырнадцатой симфонии Шостаковича с музыкой Берио, Уствольской и Десятникова в условиях одного концерта. В числе солистов – певица и лидер N’Caged Арина Зверева, скрипач и один из концертмейстеров оркестра musicAeterna Владислав Песин.

4-5. Отмечу абонемент Musica sacra nova (кураторы – Антон Каретников и Сергей Терентьев) в Московской филармонии. Исполнение редких и совершенно уникальных партитур вроде Concerto Spirituale Артура Лурье или «Победы над солнцем» Михаила Матюшина с новыми найденными фрагментами (заслуга исследователя и музыковеда Сергея Уварова) помогает выстроить недостающие пазлы музыкальной истории.

Абонемент Musica sacra nova существует второй год, и теперь к циклу «больших» симфонических концертов добавились «лаборатории» – камерные концерты с концептуальными программами. Приглашены главные «игроки» на территории современного исполнительства – ансамбли INTRADA и Questa musica, РНМСО, маэстро Федор Леднёв.

6. Опера «Мир дивных комнат» с экспериментальной музыкой композитора из Саратова Вадима Генина и либретто Алены Верин-Галицкой. Она же стала главным «живым» персонажем этой мультимедийной часовой композиции. Опера-видеоигра – геймплей создавала арт-группа «Киберчайка» – с легкой руки куратора Ксении Ануфриевой превратилась в мощнейший финал фестиваля современной музыки «Музыка сейчас». К слову, все концерты этого проекта, проходившего в стенах нижегородского «Арсенала», доступны онлайн благодаря качественным трансляциям.

7. Балет «Сказки Перро» от екатеринбургской «Урал Оперы». Театр заказал новую музыку сразу трем российским композиторам – опытной Настасье Хрущевой, ее выпускнику Алексею Боловлёнкову и Дмитрию Мазурову – звезде андеграундной электроники, для которого балет стал первым в композиторской карьере и, по сути, первым опытом работы с большим симфоническим оркестром.

«Сказки Перро» для Максима Петрова – это первая работа в статусе нового балетного худрука «Урал Оперы». Здорово, что он подключил к процессу талантливых танцовщиков театра – Александра Меркушева и Константина Хлебникова, дебютировавших в качестве хореографов-постановщиков крупной формы. Особенно запомнилась работа Меркушева. В сказке о Синей Бороде хореограф придумывает неожиданные и парадоксальные вещи: танцовщики ползают, падают, могут сплетаться телами, образуя жуткий сверхорганизм. Все это в комплексе с продуманной световой партитурой (художник по свету – Константин Бинкин) и «темной» музыкой Дмитрия Мазурова, насыщенной микрохроматикой и отсылками к саундтреку «Сияния» Кубрика, стали самой сильной частью балетного спектакля.


Филипп Геллер,
музыкальный критик

1. В моду возвращается консерватизм режиссерских решений. То, что два предыдущих десятилетия нещадно ругали и осуждали, снова становится реальностью. Максимально традиционно были решены оперные премьеры этого сезона, такие как «Адриана Лекуврер» Чилеа в Большом (постановка Евгения Писарева), «Черевички» Чайковского в «Геликоне» (спектакль Сергея Новикова). Даже адепт режиссерского радикализма Дмитрий Бертман представил вполне классическую «Мадам Баттерфляй» в родной труппе. Валерий Гергиев показывал в Москве спектакли питерцев, созданные именно в традиционной эстетике: вспомним гастроли с операми Римского-Корсакова, «Хованщину» Мусоргского, недавнюю «Жизнь за царя» (здесь неожиданно «воскрес» спектакль Леонида Баратова) и «Руслана и Людмилу». То же, судя по всему, нас ждет и в Большом в новом сезоне. Он начнется с возрождения «Спящей красавицы» в постановке Юрия Григоровича и оформлении Симона Вирсаладзе.

Руслан Розыев – Иван Сусанин

2. Балет «Снежная королева» на музыку Чайковского в постановке Максима Севагина (МАМТ). Изначально казавшаяся странной идея соединить сказку Андерсена с трагической музыкой последних трех симфоний композитора на деле обернулась одним сплошным диссонансом, который усилила однообразная и чересчур камерная, разбросанная на мелкие пластические мотивчики хореография.

3. Конечно же, Валерий Гергиев. Новость в декабре о том, что дирижер возглавил Большой театр, сменив на этом посту Владимира Урина, вызвала массу разных реакций. Но, справедливости ради, стоит сказать, что пока темп, в котором работает маэстро, поражает: за эти полгода состоялись не одни обменные гастроли Мариинского и Большого театров, которые подарили меломанам незабываемые встречи с лучшими оперными и балетными спектаклями, прошел фестиваль в честь юбилея Николая Римского-Корсакова. Также Мариинский и Большой театры провели еще один фестиваль – «Гений места», выступив в Тихвине и других российских городах. В заключении сезона Гергиев дал концерт в Большом театре, в котором выступил вместе с Денисом Мацуевым. Из того, что вызывает вопросы и недовольство у многих зрителей сейчас, при новом руководстве, – это сильное повышение цен на спектакли главного театра страны.

4. Восьмой фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку», в котором столичные и региональные труппы, а также оперные студии представили московской публике целый спектр различных жанров музыкального театра.

5. Концерт ГАСО имени Светланова с программой из Скрипичного концерта Брамса и «Фантастической симфонии» Берлиоза в Московской филармонии. Благодаря французу по крови и духу Клеману Нонсьё берлиозовская партитура в исполнении русских музыкантов прозвучала по-балетному пластично и по-европейски элегантно и легко.

6. «Пиковая дама» в концертном исполнении в интерпретации La Voce Strumentale в Концертном зале имени П.И.Чайковского. Дмитрий Синьковский позволил москвичам внимательно расслушать собственное прочтение шедевра, которое он ранее представил в Нижнем Новгороде (спектакль Валерия Фокина). В «Пиковой даме» маэстро усилил эпизоды, написанные как стилизация, введя в оркестр барочные трубы, натуральные валторны и клавесин. А общий взгляд на партитуру оказался очень графичным и тонким: появившаяся рациональность взамен привычной сверхэмоциональности позволила взглянуть на оперу по-новому.

7. Этот сезон был ознаменован возвращением на сцену Большого театра такого легендарного спектакля, как «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева в интерпретации Леонида Лавровского. Постановка явно посвежела и помолодела благодаря обновившимся костюмам и отреставрированным декорациям, но показать хореографический стиль подлинника во всем великолепии пока удалось не всем. Впрочем, это дело времени. Зато Большой порадовал балетоманов оригинальными спектаклями современных хореографов на музыку Юрия Красавина – «Пиковой дамой» в интерпретации Юрия Посохова и «Бурей» в постановке Вячеслава Самодурова. А в «Кремлевском балете» появилась своя «Клеопатра» (хореограф – Андрей Петров), явно рассчитанная на то, чтобы стать «современной классикой» для широкой публики. Постановка поражает роскошным оформлением и помпезностью, но чрезмерная калейдоскопичность сцен и шаблонная музыка Владимира Качесова изрядно портят в целом достойно поставленный балет. К числу печальных событий сезона отношу уход из жизни основателя Театра классического балета Наталии Касаткиной – труппа без нее, конечно, осиротела, но сдаваться не собирается. Летом они выступают в Большом театре, представляя редкие спектакли своего репертуара, также публику ждет премьера спектакля «Пушкин. Сны после жизни». А уже в следующем сезоне коллектив собирается провести вечер в Кремлевском дворце, посвященный Наталии Касаткиной и Владимиру Василёву, где выступят не только артисты театра, но и звезды балета из ведущих российских трупп.

Джульетта – Екатерина Крысанова. Ромео – Владислав Лантратов. Фото Дамира Юсупова – Большой театр.

Сергей Буланов,
музыковед, музыкальный критик

1. Валерий Гергиев, став в декабре генеральным директором Большого театра и, как следствие, руководителем двух главных театральных институций страны, четко обозначил тенденцию своего правления – регулярные обменные гастроли Большого и Мариинки. Этот момент определяет и репертуарную тенденцию: акцент на исполнении русской музыки и отданное предпочтение не режиссерскому театру, а костюмированным спектаклям «золотого фонда», некоторые из которых даже специально восстанавливаются, как, например, «Жизнь за царя» Глинки образца 1939 года.

2. Среди творческих событий сезона определить разочарование трудно: откровенных провалов не было, а неудачи на удивление оказывались крайне спорными. Зато точно разочаровывались отдельные коллективы, самый яркий пример – смена директора в Театре оперы и балета Республики Коми, где разворачивался «пермский сценарий», когда музыканты в составе более чем двухсот человек безрезультатно вступились за Дмитрия Степанова, под началом которого хотели продолжать работать.

3. По количеству всяческих упоминаний, а главное, по значению и месту в искусстве в этом сезоне никто не смог сравниться с русскими композиторами XIX века. Три юбилейных даты дали больше всего инфоповодов: 220 лет исполнилось со дня рождения Глинки, 185 – Мусоргского, 180 – Римского-Корсакова.

4. Настоящий прорыв сезона – долгожданная интеграция Молодежной программы Большого театра в различные серьезные проекты. Уже не секрет, что возможность такой деятельности раньше сильно тормозил прежний главный дирижер: теперь началась новая эпоха. Артисты «Молодежки» ввелись в несколько спектаклей Большого, представили, к примеру, роскошный состав для Così fan tutte Моцарта. Центральным проектом сезона стала их коллаборация с «Новой Оперой» и Мастерской Брусникина, в результате которой появился спектакль высокого уровня – «Война и мир. Наташа и Андрей».

5. Небывалый ажиотаж сложился вокруг совместного концерта звезд мировой оперы Дмитрия Корчака, часто выступающего в Москве, и Кристины Мхитарян, которая экстренно заменила заболевшую итальянку и наконец-то спела в России. О том, почему до этого ей долго не удавалось договориться с концертными организациями на родине, певица рассказала в эксклюзивном интервью для майского номера «Музыкальной жизни».

6. Если брать «срез» премьер в российских театрах, успех, пожалуй, окажется на стороне МАМТ, где лихо и убедительно справились с двумя сложными русскими операми: в репертуар, который можно смело рекомендовать для просмотра, вошли «Русалка» Даргомыжского и «Не только любовь» Щедрина.

7. Не нужно быть балетоманом для того, чтобы знать о том, что и профессиональное сообщество, и просто зрители громко обсуждают премьеры композитора Юрия Красавина. Он создал две «Пиковые дамы» (диалог с музыкой Чайковского для Большого театра и его собственная версия для Нижнего Новгорода), а также «Бурю» по пьесе Шекспира, которую визуализировал Вячеслав Самодуров.


Владимир Дудин,
музыковед, музыкальный критик

1. В ситуации исчезнувших иностранцев происходит далеко не всегда успешный и быстрый поиск своих исполнителей. Музыканты в стране не переводятся, консерватории как будто функционируют, а вот с арт-менеджерами – полная беда, да и дирижеры и директора нынче ну очень нерасторопные, все впали в глубокую задумчивость. При этом лучшие, в том числе недавно взошедшие на оперном небосклоне, певцы продолжают быть желанными гостями за рубежом, а в родной стране их как будто совсем не ждут.

2. Разочарований в российских оперных театрах с каждым новым сезоном становится все больше. Причины везде разные. «Золушка» Россини в Мариинском театре в постановке Екатерины Малой расстроила не только и даже не столько тем, что этот спектакль стал визуальной калькой знаменитейшего одноименного фильма-оперы Ж.-П.Поннеля. Картинку с палладианскими фасадами и «волшебными» садами скопировали, но Поннеля без Поннеля все равно же не повторить. Кто мешал режиссеру в этой дерзко позаимствованной сценографической как бы лепоте поставить комическую буффу с, между прочим, очень неплохим составом солистов во главе с талантливейшей драматически и вокально Дарьей Росицкой в партии Анджелины? Ответ будет самый неутешительный, ибо он – о мере и вкусе отведенного таланта.

«Жизнь за царя» Глинки на Шаляпинском фестивале в Казани в постановке Юрия Александрова ни у кого ничего не заимствовала, хотя многие видеокартинки времен года и вызывали неприятные подозрения в том, что эти фотообои в спешке были прихвачены где-то с бескрайних полей интернета. От мэтра российской режиссуры в этой «первой патриотической опере» ждали много большего, чем было предложено. А получилась какая-то некрореалистическая фреска, в которой все действующие лица загнаны в гетто гигантской музейной рамы. То ли плакать, то ли смеяться над «подвигом русского крестьянина», было решительно непонятно.

Ну и печальная история с итогами «Золотой Маски», которая для меня, конечно, закончилась.

3. Нижегородский театр оперы и балета, плотность событий в котором увеличилась к летнему сезону. Премьера «Пиковой дамы» Юрия Красавина в постановке Максима Петрова с блистательной Марией Александровой в роли Графини, роскошная программа фестиваля «Стрелка» не могли не вызывать зависти у меломанов из Петербурга, где филармоническая афиша просела до неузнаваемости.

Лирико-колоратурное сопрано Альбина Шагимуратова в исторической премьере «Пуритан» Беллини на Новой сцене Мариинского театра вновь поразила своим перфекционизмом. Сложнейшую партию Эльвиры певица исполнила с таким запасом вокальной прочности, что хватило бы, наверное, на десятерых. В этой забытой, покрытой библиотечной пылью опере Альбина владеет ключами от тех дверей, которые открывают глаза и уши не только на идеальное владение стилем, но и на постижение музыкальных смыслов оперного опуса. Возникает впечатление, будто певица стремится исчерпать до дна каждую ноту и паузу, чтобы каждая золотая крупинка не пропала в создании вокально-драматического шедевра, который словно вчера был написан именно для нее. Несмотря на то, что она официально объявила о том, что больше не будет петь Лючию, сила желания маэстро Гергиева убедила сделать это еще раз на минувшем фестивале «Звезды белых ночей» – и это было фантастически прекрасно.

Альбина Шагимуратова

4. Дягилевский фестиваль в Перми продолжает сохранять к себе очень высокий интерес, держать марку формата, выбранного много лет назад. Несмотря на уход из афиши зарубежных имен, команде Теодора Курентзиса удается всеми правдами и неправдами собирать очень плотную занимательную программу, которая в этот раз отличилась присутствием в ней сразу трех оперных премьер, одна из которых – «Страсть» Дюсапена – оказалась российской.

5. Сольный концерт сопрано Елены Стихиной и пианистки Оксаны Клевцовой из сочинений Рихарда Штрауса в Концертном зале Мариинского театра. Программой из давно исчезнувших с афиш Восьми стихотворений из «Последних листков», Шести песен из «Лепестков лотоса», Четырех песен ор. 27 и Трех песен Офелии из «Гамлета» Елена напомнила, что фестиваль «Звезды белых ночей» в Мариинском театре мыслился по образу и подобию Зальцбургского.

Сольный концерт Джорджа Харлионо в Кафедральном соборе Калининграда. Для меня состоялось открытие этого удивительного молодого музыканта-виртуоза, который почему-то почти не играет ни в Москве, ни в Петербурге. Выступление виолончелиста Ивана Сендецкого на фестивале «Звезды белых ночей» – он очень сильный, умный, тонкий, глубокий и независимый, уже подавший большие надежды молодой музыкант. Первое выступление маэстро Александра Сладковского с оркестром musicAeterna и сочинениями Дворжака.

Джордж Харлионо и Валерий Гергиев

6. «Похождения повесы» Стравинского в Пермском театре оперы и балета порадовали не столько режиссурой, сколько очень точным составом исполнителей, среди которых отличились сопрано Ирина Байкова и Екатерина Проценко в партии Энн Трулав, Карлен Манукян в партии Тома и Игорь Подоплелов в партии Ника Шэдоу. Под руководством маэстро Федора Леднёва музыка в их интерпретации обрела форму и выразительность, близкую к идеальной.

Факт далеко не совершенной и небесспорной постановки оперы «Гугеноты» Мейербера в Мариинском театре, которую может себе позволить далеко не каждый театр в мире. Оперная труппа освоила сложнейшую партитуру.

7. Балеты с музыкой композитора Юрия Красавина: две совершенно разные «Пиковые дамы», поставленные в уже упомянутом Нижегородском театре оперы и балета и в Большом в Москве.


Марина Гайкович,
заведующая отделом культуры «Независимой газеты», член правления Ассоциации музыкальных журналистов, критиков и музыковедов

1. Большой театр погружается в летаргию. Тут, как говорится, без комментариев. Гастрольные спектакли идут в декорациях из подбора (это выдается за художественный акт). Планы на будущий сезон не объявлены.

2. См. предыдущий пункт. Здесь же и судьба «Золотой Маски» – премии, которая, как мне представлялось, давала импульс для развития музыкального театра.

3. Юрий Красавин. Три мировых премьеры, из которых две в Большом театре, – это, кажется рекорд.

4. Пожалуй, назову музыкальную программу «ГЭС-2», всегда вызывающую любопытство. Институция заказывает музыку современным композиторам – это отмечу особо.

5. «Страсти по Матфею» Баха в исполнении musicAeterna и Теодора Курентзиса. Впечатляющая интерпретация.

6. «Похищение из Сераля» в Нижегородском оперном театре. Режиссер Екатерина Одегова прежде всего вступает в диалог с композитором, дает возможность посмотреть на партитуру под другим углом, это ее выделяет. Дмитрий Синьковский и солисты, из которых выделю, конечно же, Надежду Павлову, поддерживают музыкальную интригу.

7. «Буря» в постановке Вячеслава Самодурова как размышление о сложности выбора.


Надежда Травина,
музыковед, музыкальный критик

1. Возросший интерес публики к музыкальным и театральным фестивалям в небольших старинных городах – помимо фестиваля Башмета в Клину, несколько тысяч человек в этом году посетили крупнейший оупен-эйр «Лето. Музыка. Музей» в Истре, концерты классической и джазовой музыки в «МИРА центре» в Суздале, музыкальные перформансы на «Выкса-фестивале», музыкальную программу на фестивале «Достоевский» в Зарайске.

2. Фестиваль «Золотая Маска». Кардинальная трансформация российской национальной театральной премии фактически ее убила: региональные театры лишились возможности привозить свои спектакли в столицу, несколько номинаций были и вовсе убраны, а лучшие работы жюри теперь отсматривало по видеозаписям. От прежней «Маски» осталась, по сути, только торжественная церемония награждения, но и ее в этом году многие номинанты проигнорировали.

3. Валерий Гергиев. Новость о том, что маэстро возглавит Большой театр, была подобна эффекту разорвавшейся бомбы – хотя слухи о его назначении уже ходили. В качестве новогоднего подарка к 2024 году Валерию Гергиеву подарили московские «земли» – три сцены Большого. Валерий Абисалович пообещал, что родную Мариинку не бросит, а будет «грамотно распределять свое внимание между двумя столицами», и сдержал свое обещание – вставал за пульт то оркестра Мариинского театра, то Большого (с незначительными опозданиями). И хотя с приходом Гергиева в главном театре страны пока не было громких премьер и в целом каких-то знаковых событий, кроме обменных гастролей Большого и Мариинки, маэстро окончательно стал самой обсуждаемой и популярной персоной этого сезона, при этом сохранив свой выдающийся дирижерский талант.

4. Серия концертов «Что современно?» в «ГЭС-2». Идея объединить в одной программе музыку прошлых столетий и опусы современных композиторов, конечно, не нова, но у Дмитрия Ренанского, автора проекта, она реализовалась необычайно интересно и концептуально. В уникальных акустических пространствах самой модной столичной академической площадки вступали в неожиданные диалоги Малер и Раннев, Бах и Хубеев, Вагнер и Сысоев. В проекте участвовали флагманы исполнения новейшей музыки в России – МАСМ, Алексей Любимов, Лена Ревич, хор Intrada, что само по себе придало вес проекту.

5. Исполнение Третьей симфонии Малера Госоркестром Республики Татарстан в Московской филармонии. Подопечные Александра Сладковского вместе с меццо-сопрано Ольгой Бородиной грандиозно завершили свой вояж по малеровским симфониям, буквально открыв «врата» во Вселенную Малера.

6. Российская премьера оперы Паскаля Дюсапена «Страсть» на Дягилевском фестивале. Дирижер Теодор Курентзис и режиссер Анна Гусева представили на бывшем паровозном заводе новый миф об Орфее и Эвридике. Это первый раз, когда фестиваль закрывала опера современного композитора, чья музыка у нас в принципе почти не звучит. Получилась потрясающего уровня работа с тонким и чрезвычайно трудным по исполнению звуковым материалом, родилась новая звезда – сопрано Наталья Смирнова, которую вокальным премудростям научила гуру новейшей музыки Ольга Власова.

7. «Свадебка» Стравинского в «Новой Опере», объединившейся с «Балетом Москва». Хореограф Павел Глухов, композитор Николай Попов, досочинивший фольклорный пролог, и группа Hodíla ízba воссоздали полноценные русские хореографические сцены с музыкой и пением. Удачный пример коллаборации современных художников, переосмысляющих культовое сочинение.

Сцена из “Свадебка” Стравинского. Фото – Мария Хуторцева