Бал ростовской «Золушки» События

Бал ростовской «Золушки»

Ростовский музыкальный театр показал в Большом «Золушку» Сергея Прокофьева

Театр отметил свой двадцатипятилетний юбилей на Исторической сцене Большого театра и привез оперу «Турандот» Пуччини, оперетту «Сильва» Кальмана и балет «Золушка» Прокофьева.

Премьера последнего спектакля прошла два года назад, автором эксклюзивной ростовской «Золушки» стал главный балетмейстер труппы Иван Кузнецов. И это его первый трехактный балет – своего рода дебют в таком масштабном формате.

В этой интерпретации Кузнецов выступает настоящим приверженцем традиций русского классического балета. Смело можно сказать, что в «Золушке» он заявляет себя молодым хореографом, умеющим обращаться с крупной формой, чувствующим симфоническую музыку, а именно сложнейшую прокофьевскую партитуру. В наше время, когда новые постановки – либо модные одноактники, либо балеты, больше похожие на шоу, обязательно должны появляться авторы, которые могут рождать крупномасштабные классические спектакли. Иван Кузнецов, к счастью, из них. Постановщик создает яркие, интересные мизансцены, виртуозно манипулирует формой гран-па во втором акте, придумывает красивые лирические адажио для главных героев. По эстетике новая «Золушка» напоминает самую первую версию – спектакль Ростислава Захарова. Так что ростовская постановка соответствует всем канонам балета-феерии. Все здесь направлено на зрелищность и на то, чтобы впечатлить зрителя красотой. Сказочно-фантазийные костюмы Евгении Лимаровой потрясают своей роскошью и разнообразием, так же как и уместно вплетенные в визуальный облик постановки видеопроекции и анимация, создающие волшебный антураж (художник-постановщик – Екатерина Ляхова, видеохудожники – Алина Пайлозян, Вячеслав Шестак). Заметим, что и версия Захарова, ныне идущая в Михайловском театре, также в духе нашего времени щедро снабжена компьютерной графикой. Ложка дегтя среди всего оформления ростовской «Золушки», однако, все же нашлась. Ею стало платье главной героини на балу яркого гламурно-розового цвета, сильно диссонирующее с цветовой гаммой костюмов остальных героев и разрушающее целостность картинки…

Наталья Хамитова (Кривляка), Вита Мулюкина (Злюка), Анастасия Сапрон (Золушка)

Несмотря на в лучшем смысле традиционное, максимально близкое к автору прочтение произведения (вплоть до того, что на сцене в доме Мачехи играют две девушки-скрипачки или настоящий духовой оркестр на балу – это условие прописано Прокофьевым в нотах, но в спектаклях соблюдается очень редко) Кузнецов добавил свежие детали и штрихи в этот балет с восьмидесятилетней историей.

Например, на музыку интродукции в спектакле идет Пролог, в котором зритель увидит мать маленькой Золушки, умершую на ее глазах, но оставившую дочери сорванный апельсин. И тема с этим оранжевым фруктом пройдет через всю постановку: сестры главной героини тщетно будут отбирать у нее этот символ материнской любви, а на балу на сцене появится огромная ваза, наполненная апельсинами, с которыми в руках будут танцевать придворные. В финале счастливые Золушка и Принц окажутся в саду, где Фея подарит им, конечно, же апельсин – как символ зарождения новой семьи.

Есть в этой постановке и эксклюзивные персонажи. Это птица Феникс, околдовывающая зрителей под музыку испанского танца; воздушный Дракон, внутри которого обитает стайка девушек (номер с ними гармонично ложится на мистическую музыку «Ориенталии»).

Абсолютно беспрецедентной можно назвать работу оркестра. Знаменитый Михаил Грановский, ставший главным дирижером труппы в октябре прошлого года, добился такого звучания, которого иной раз не услышишь и у столичных коллективов по отношению к балетной музыке, даже музыке Прокофьева. Оркестр работал как отлаженный механизм, в котором каждый участник знает свое дело и место. Однако это не отменяло чуткой эмоциональности, душевности и вдохновения, которые были ощутимы в этой интерпретации. Особенно удались самые проникновенные эпизоды партитуры, будь то Адажио Золушки и Принца, «Медленный вальс» или финальное «Аморозо». Казалось, в эти моменты время переставало существовать – настолько волшебную, сладостно-томную атмосферу создавали музыканты.

Анастасия Сапрон (Золушка), Игорь Кочуров (Принц)

Порадовал и общий уровень труппы. Чувствуется сплоченность артистов и то удовольствие, которое они получают от танца, – а это очень немаловажный фактор. Вышколенный, ровный кордебалет радовал глаз стройностью, синхронностью движений и создавал красивый антураж в сценах с солистами, но свою мощь по праву показал в придворных танцах второго акта. Четверка сверстников Принца (Иван Азанов, Артем Кайков, Никита Повалихин, Ильшат Умурзаков), чья вариация выстроена по всем классическим канонам и напоминает придирчивому глазу балетомана аналогичный номер из «Раймонды» Глазунова, по своему уровню исполнения выглядела достойно и честь мужчин не посрамила.

Очень живыми и бойкими получились сестрицы Золушки – даже толика обаяния присутствовала в глупых, вредных и сварливых Злюке и Кривляке. И в этом заслуга талантливых артисток – Виты Мулюкиной и Натальи Хамитовой. Необычно в спектакле решен образ Мачехи: она здесь только мимирует и совсем не танцует, что явно лишает героиню возможной доли комизма. Но он у Ивана Кузнецова и ни к чему, ведь Мачеха в его постановке – изысканная гранд-дама, элегантная светская леди, четко соблюдающая правила этикета. Оттого становится понятным ее холодное спокойствие в отношении поведения дочерей, на перебранки которых она как будто и не реагирует, не замечает их. Ростовский театр может гордиться тем, что в их труппе есть Наталья Щербина, которая способна создать такой запоминающийся образ за относительно небольшое количество времени пребывания на сцене.

Анастасия Сапрон (Золушка), Игорь Кочуров (Принц)

А вот портрет Золушки в спектакле Кузнецова не получил каких-то новых, необычных или неожиданных красок: это все та же чистая душой девушка, обретшая счастье за доброту и терпение. Анастасия Сапрон в этой роли была бесконечно мила и красива, а ее танец – легок, изящен и бесшумен. Балерина справедливо сорвала овацию в финале второго акта – ее тридцать два фуэте были исполнены практически не сходя с места, как говорится, «на почтовой марке».

Но особый восторг вызвал великолепный Игорь Кочуров в партии Принца. Его танец был академически безупречен, четко выстроен и насыщен настоящим природным аристократизмом. Особенно запомнились jeté en tournant – ими артист легко рассекал пространство неуютной огромной Исторической сцены, чужим он на ней отнюдь не выглядел. Этот персонаж запросто смог растопить сердце не только Золушки, но и искушенной московской публики, став истинным героем вечера.