«В зале Санкт-Петербургской Капеллы за несколько конкурсных дней мы услышали много прекрасных голосов, члены международного жюри прослушали более двухсот арий и романсов. Елена Образцова задумывала этот конкурс не просто как соревнование, она называла его “фестивалем музыки”, подарком своему родному городу», – с такими словами генеральный директор конкурса Наталья Игнатенко обратилась к петербургской публике и зрителям онлайн-трансляций в начале торжественной церемонии закрытия большого оперного марафона, поучаствовать в котором традиционно приезжают талантливые молодые оперные певцы из разных стран мира, мечтающие добиться успехов в своей нелегкой профессии.
В последнее время публика не без оснований замечает, что в списки участников разных российских конкурсов попадают практически одни и те же имена. Поспорить с этим трудно, но так было практически всегда – пройдет время и поколение сменится, но сегодня именно они, пусть и в разной степени, но конкурентоспособны и стараются воспользоваться любыми шансами для самореализации. Чтобы «золотой список» все же ощутимо обновлялся, Конкурс Елены Образцовой проводили не ежегодно, а раз в два года – такой период оказывался вполне достаточным. Однако нынешний сезон конкурса в виде исключения стал внеочередным, поскольку организаторы решили не пропускать 2024 год и отметить 25-летнюю дату со дня основания конкурса в год 85-летия со дня рождения самой певицы. Заявки на участие прислали более 400 певцов из 19 стран, однако отборочное жюри после просмотра видеозаписей к очным прослушиваниям допустило 90, на сцену из них вышли только 65, 35 прошли во второй тур и 13 стали финалистами. Такая «статистика» хорошо показывает и востребованность конкурса, и тщательный отбор, к которому, конечно, всегда найдутся вопросы, но окончательный список вопреки мистической цифре 13 оказался счастливым.
По регламенту конкурса в финал можно было пропустить на двух человек больше, но у нескольких полуфиналистов после подсчета сошлись одинаковые баллы – на перевыполнение плана оргкомитет не пошел, хотя, учитывая цель финала, стоило было бы пропустить в третий тур чуть больше певцов и при необходимости сократить программу до исполнения одной арии, поскольку каждый уже спел по пять произведений, их амплуа и данные уже были абсолютно понятны, оставалось лишь выяснить, как голоса звучат с оркестром и кто будет наиболее профессионален в этих условиях. К сожалению, специально собранный для конкурса оркестр, куда позвали неплохих питерских музыкантов, в том числе из Мариинского театра, дирижер Василий Юркевич «собрать» не смог: вероятно, он далек не просто от оперной специфики, но и даже от реальной практики работы с музыкантами, поскольку по его жестам ориентироваться им было явно трудно, а если это и удавалось, то приходилось откликаться на просьбы о динамических крайностях, только тихо или громко, и, что самое фатальное, неверные темпы. Организаторы Конкурса Образцовой на пресс-конференции, надо отдать должное, взяли на себя ответственность за этот инцидент, пообещав в следующий раз уделить особое внимание подготовке третьего тура с оркестром.
Уровень молодых вокалистов оценивали: народная артистка СССР Маквала Касрашвили, солист Мариинского театра Михаил Петренко, кастинг-директор Венгерской оперы бас Томаш Батор, директор Большого театра Узбекистана тенор Рамиз Усманов, оперные агенты Тедди Герстель и Алессандро Ариози, а также профессор Санкт-Петербургской консерватории Нина Арсентьева. Анализируя логику судейских решений, где всегда есть доля субъективности, можно предположить, что в приоритете были редкие голоса, ведь не секрет, что всегда очень трудно найти хороших теноров разного калибра, «русских басов», мало меццо-сопрано и драматических сопрано. Баритонов и легких сопрано, как самых естественных от природы голосов, всегда больше, им выйти на первое положение изначально труднее. Кстати, не нужно забывать, что любой конкурс – это поиск не только «первого состава», но и героев второго плана, характерных персонажей. Главное, Конкурс Елены Образцовой, кроме прочего, никогда не забывает о своей важной образовательной миссии, когда участники получают возможность учиться на опыте друг друга и могут услышать ценные советы от профессионального жюри.
Победил на XV Международном конкурсе молодых оперных певцов Елены Образцовой тенор Илья Легатов. За прошедшие конкурсные годы Гран-при присуждали всего три раза (Ильдар Абдразаков, Виталий Билый, Юлия Лежнева), в чем был смысл, поскольку столь высокое звание накладывает ощутимую ответственность. Выпускник Молодежной оперной программы Большого театра Илья Легатов на каждом туре был профессионален и убедителен. В первом туре, исполнив арию Идоменея, он продемонстрировал стабильное «моцартовское» владение техникой, понимание классического стиля и выверенное произношение, а дальше арией Ромео из оперы Гуно «Ромео и Джульетта» сразу же показал, что возможности его голоса этим репертуаром вовсе не ограничиваются.
Во втором туре он исполнил арию Коррадо из «Корсара» Верди, а также вокальные миниатюры Штрауса и Чайковского – можно было оценить его внимание к слову, продуманную фразировку, музыкальность. Победную программу третьего тура Илья начал с арии Пьера Безухова из «Войны и мира» Прокофьева, напомнив о своем недавнем успехе в этой партии на сцене «Новой Оперы», затем легко справился с Плачем Федерико из «Арлезианки» Чилеа.
Основную конкуренцию Илье Легатову составлял только драматический тенор Арсений Яковлев, которому уже 32 года, и он многим хорошо знаком: несколько лет назад у него выстраивалась многообещающая карьера, поскольку таких мощных, фактурных и отлично выученных теноров практически нет. Увы, в какой-то момент предложения с престижными контрактами стали поступать все реже, и на Конкурсе Образцовой вместо возможного перезапуска карьеры певец в очередной раз продемонстрировал нестабильность, обидное неумение справиться с собственными эмоциями и психофизикой: если первый тур он спел однозначно на Гран-при, то второй и последний только на третье место, которое ему и присудили. Первую премию взял опять же тенор, но теперь с приставкой «контра». Иван Бородулин, что редкость, не столько «генделевский» контратенор, сколько альтернативный артист для женских «брючных» партий: арию Вани из «Жизни за царя» Глинки так ярко и во всех регистрах насыщенно мало кто поет. Единственное, жюри почему-то закрыло глаза на то, что он два раза посреди одного слова брал дыхание, а ведь умение петь масштабные фразы в этом репертуаре имеет ключевое значение.
Второе место присудили Константину Федотову – он уже «опытный конкурсант», но имея отличные природные данные и по-настоящему редкий глубокий бас, почти не вырывается на первые позиции. Причина в том, что Зарастро невозможно петь как хана Кончака, а стиль Верди заметно отличается от того, как писал Мусоргский. Для того чтобы иметь большой успех и стать востребованным, любому певцу надо много работать над техникой и интерпретацией, над произношением на иностранных языках, изучать оперные стили, ежедневно заниматься и совершенствоваться. Вторую премию Константину во многом обеспечила удачная финальная программа – он пел речитатив и арию Короля Рене из «Иоланты» Чайковского, а также куплеты Мефистофеля из «Фауста» Гуно.
Третье место, пожалуй, в нашем контексте наиболее дискуссионно. С Арсением Яковлевым его разделила Валентина Правдина, обладающая драматическим сопрано, уже вполне готовым для Леоноры, Маргариты, Чио-Чио-сан. Столь редкий и богатый тип голоса, как ни странно, зачастую «обкрадывает» хозяек: певице придется еще потрудиться, чтобы уменьшились интонационные погрешности и появилось мастерство нюансировки, особенно в том, что касается умения петь на пиано. С похожим «раскладом» на третью строчку могли бы претендовать колоратуры. Чжан Мэнвэнь, у которой на протяжении двух туров расслышать что-то необычное было трудно, в финале вышла петь Каватину Людмилы из «Руслана и Людмилы» Глинки сразу же после того, как эту сложнейшую музыку исполнила Вероника Хорошева. Блеском и точностью мелкой техники, а также логикой формы и постоянным движением музыкальной мысли вперед, чего так не хватало многим участникам, китаянка не оставила шансов русской певице.
С уверенностью можно сказать, что «дальше и выше» полученных дипломов в жизни, скорее всего, пойдут как минимум два финалиста плюс сопрано из Молдовы Ана Кучерявый, почему-то не попавшая в финал, хотя пела она грамотно и выразительно. В числе лауреатов конкурса вполне мог оказаться баритон Богдан Гуенок, к техничному вокалу которого можно и не придраться, но актерского наполнения музыкального материала и сценической смелости ему ощутимо не хватало. Из немногочисленных меццо-сопрано в финале оказалась только Юлия Вакула. Для тех, кто привык к мощным «центральным» русским голосам, ее россиниевское колоратурное меццо-сопрано может быть не совсем привычным, однако таких подвижных голосов, не обделенных запоминающейся красотой тембра, на самом деле крайне мало. Да, не факт, что она будет когда-нибудь петь Марфу в «Хованщине» или Азучену в «Трубадуре», но и исполнительницы этих партий вряд ли смогут приблизиться к тому, как она звучит в Розине из «Севильского цирюльника» или Арсаче из «Семирамиды». Кстати, Юлия и русскую арию – Кащеевны – исполнила замечательно: только лишь голосом и уместными скупыми жестами она смогла показать свой художественный вкус и взвешенное решение образа, что также не многим на конкурсе удавалось, не говоря уже о их замечательном слаженном ансамбле с пианистом Александром Анасенко, в чем можно было убедиться на первых двух турах.
Безусловно, только реальный и продолжительный сценический опыт нынешних конкурсантов в будущем покажет, справедливы ли официальные итоги конкурса и наши рассуждения. Однако важно понимать, что Конкурс Елены Образцовой играет важную этапную роль в жизни участников: не случайно каждый раз в оргкомитет приходит внушительное количество заявок – далеко не после каждого конкурса молодые певцы получают такой опыт и начинают адекватнее сами себя оценивать, а также чувствовать, что такое настоящая конкуренция, которая в современном мире более чем серьезна. На юбилейный сезон организаторы Конкурса Елены Образцовой после необоснованно долгого перерыва получили грантовую поддержку Президентского фонда культурных инициатив, которой этот крупнейший «фестиваль музыки», не теряющий связи со своей выдающейся авторитетной историей, более чем достоин.