Римский-Корсаков на берегах Гудзона События

Римский-Корсаков на берегах Гудзона

В августе Бард-колледж, расположенный в двух часах езды от Нью-Йорка, вот уже почти 30 лет проводит музыкальный фестиваль, получающий престижную прессу и собирающий полные залы.

Каждый год Bard Music Festival посвящен новому герою: этим летом выбор пал на Римского-Корсакова. Строго говоря, в этом году в Барде звучала музыка не только Римского-Корсакова: фестиваль традиционно носит название типа «… and His World», сразу заявляя намерение рассмотреть названную фигуру в контексте, а, значит, включить в концертные программы музыку не только главного героя, но и его предшественников, современников и последователей. Размах происходящего впечатляет: в течение двух уик-эндов публику ждут двенадцать концертов и две панельные дискуссии, участие в которых принимают исполнители и музыковеды, в этом году представлявшие главным образом Россию и США.

Обращает на себя внимание статус и ресурсы фестивального оператора. Например, Бард –  частный колледж с почти 160-летней историей –  располагает редким по качеству концертным залом. Здание Фишер-центра было спроектировано Фрэнком Гери –  одним из зачинателей архитектурного деконструктивизма, автором таких объектов, как Танцующий дом в Праге, музей Гуггенхайма в Бильбао и Концертный зал имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе. Акустика площадки рассчитана не кем иным, как Ясухисой Тойотой.

Откуда в маленьком городке Аннандейл такой фестиваль и такой концертный зал? Ответ на два вопроса один: причиной тому –  Леон Ботстайн –  дирижер, ученый, просветитель, общественный деятель, харизматик и коммуникатор, c 1975 года занимающий пост Президента Барда. Очевидно, именно его энергии, статусу и связям колледж обязан совершенствованием инфраструктуры, ростом количества студентов, привлечением спонсорских денег и развитием музыкального направления в своей деятельности.

Мощный образовательный заряд, носителем которого является Бард, естественно реализуется и в концепции фестиваля. Его цель –  рассмотреть выбранное явление с разных сторон и создать в итоге объемную картину конкретной эпохи и характерных для нее художественных тенденций. Цель эта лежит в русле популярного музыковедения, и вполне естественно, что программированием фестиваля занимаются ученые с большим опытом выступлений, в том числе и в популярном (или, согласно более привычной для нас терминологии, просветительском) жанре: сам Леон Ботстайн, крупный специалист по творчеству Шуберта Кристофер Гиббс и Байрон Адамс, авторитетный исследователь в области английской музыки.

Главной цели подчинены все элементы фестивального целого: каждый концерт посвящен одному из ракурсов генеральной темы, программе предпосланы статьи в буклете и развернутые предконцертные лекции, каждый уик-энд проходит панельная дискуссия. Например, в первую неделю в этом формате была рассмотрена тема «Русская музыка до и после “Могучей кучки”», а через неделю обсуждалась проблема «Искусство и политика в России». Важная и, возможно, самая трудоемкая часть ежегодной фестивальной программы –  издание научного тома, призванного «переоткрыть» того или иного композитора. Редактором книги «Rimsky-Korsakov and His World» выступила Марина Фролова-Уокер –  фестивальный Scholar in Residence.

Организаторы выбирают композитора, которому будет посвящен фестиваль, по разным причинам. Например, героем 1998 года стал Чайковский, так как тогда, по словам Леона Ботстайна, «пришло время для нового взгляда на него –  не сентиментального и поверхностного, как его тогда широко воспринимали в США, а великого, утонченного, сложного, фантастического композитора». Шостакович оказался в центре внимания, когда фестиваль задался целью понять, что его фигура значит сегодня и почему он сохраняет столь высокую популярность. Поводом для проведения фестиваля «Прокофьев и его мир» стала публикация дневников композитора. Следующим русским героем фестиваля в Барде, предположительно, станет Рахманинов.

«Фигура Римского-Корсакова –  самого популярного композитора из числа кучкистов –  находится в точке пересечения множества тенденций, важных для русского искусства. Он –  великий учитель, продуктивный автор, проживший очень долгую жизнь», –  объясняет свой выбор Леон Ботстайн. Трогательным элементом фестивальной мифологии стала история о том, почему из всех русских композиторов Римский-Корсаков наиболее близок Барду и его публике: во время кругосветного путешествия он проходил по Гудзону, на берегу которого располагается колледж.

Основной движущей силой фестивальной программы в этом году стали American Symphony Orchestra и молодежный The Orchestra Now, руководимые Ботстайном. Они исполнили такие не часто звучащие даже в России партитуры, как прелюдия-кантата «Из Гомера», сюита «Золотой петушок» и Фортепианный концерт Римско го-Корсакова (солист –  Орион Вайс), Четвертая симфония Танеева, Симфоническая поэма Балакирева «Тамара», увертюра и марш Олоферна из оперы Серова «Юдифь», Восемь русских народных песен Лядова, Болеро Даргомыжского, «В Средней Азии» Бородина (программы «Изобретая русский звук», «Музыка под властью самодержавия» и «Классическое, национальное и экзотическое»).

Добавим к оркестрам Фестивальный хор Барда, включающий хористов из Метрополитен-оперы, преимущественно русских солистов (Ольга Толкмит, Надежда Бабинцева, Любовь Петрова, Ефим Завальный, Александр Нестеренко, Екатерина Егорова, Михаил Светлов, Андрей Валентий, Яков Стрижак) –  и готов состав для исполнения «Демона» Рубинштейна, прозвучавшего за неделю до официального старта фестиваля (режиссер –  Тадеуш Штрассбергер), «Моцарта и Сальери» и «Царской невесты», завершившей фестиваль. Помимо этого хор под управлением Джеймса Бэгвелла исполнил программу «Русские хоровые традиции», включившую сочинения композиторов от Бортнянского до Рахманинова.

Неполным будет представление о масштабе фестиваля без упоминания широкого спектра камерных концертов, посвященных темам «Любители и профессионалы», «Наследие Пушкина», «Москва/Санкт-Петербург», «Фортепиано в России», «Домашнее музицирование в России» и «Впечатляющее наследие Римского-Корсакова». Среди инструменталистов позволю себе лишь отметить выступления пианиста Андрея Гугнина, принципиально выбивавшегося из собранного фестивалем добротного состава –  масштабностью мышления, безошибочной работой музыкального инстинкта и талантом воссоздавать даже в небольших опусах впечатляющую глубину и объем содержания.

«Царская невеста»: Ефим Завальный – Грязной, Любовь Петрова – Марфа, Тереза Буххольц – Домна Сабурова, Кэтрин Прахт – Дуняша

Особый акцент в череде фестивальных событий, он же –  довольно смелый шаг организаторов –  программа «Русский фольклор в зеркале музыкального искусства». Один из немногих концертов, чьим составлением занимался не программный комитет, а музыковед, выступавший одновременно и в роли ведущего-комментатора, –  Марина Фролова-Уокер. Смелость проекта заключалась в том, что американскую публику познакомили с русским фольклором в его максимально естественном (каким он может быть выведен на концертную сцену) виде. Выступления коллектива «Виртуальная деревня» –  фольклорного ансамбля выпускников Московской консерватории, возрожденного в начале 2000-х на праздновании его 25-летия, –  перемежались с исполнением пьес профессиональных композиторов (от Бетховена до Стравинского), созданных с использованием русских народных тем. Думается, что содружество выпускников Московской консерватории не было бы таковым, если бы не предложило своему театрализованному проекту, в котором в пространство ритуала оказались вовлечены не только их коллеги-исполнители авторской музыки, но и работники сцены –  структуру и логику симфонического цикла.

Римский-Корсаков «переоткрыт» –  и не только американской, но и русской публикой, обнаружившей, к своему удивлению, например, в его наследии поразительной красоты камерные ансамбли, а также впечатляюще различные манеры письма –  в области фортепианной и камерно-инструментальной музыки. Через год на берегах Гудзона «переоткрытие» ждет Эриха Вольфганга Корнгольда: Scholar in Residence определен, работа над программой начата.