Симфонические концерты и камерные вечера, творческие встречи и увлекательные квизы, просветительские лекции и открытые кинопоказы опер и балетов – такая культурная программа подготовлена на расположенной неподалеку от Адлера федеральной территории.
Масштаб, с которым проходит главное летнее музыкальное событие юга России, по-хорошему удивляет. Уже на въезде в «Сириус» сразу обращаешь внимание на украшающие автобусные остановки баннеры с лицами звезд классической музыки, участвующих в программе (ожидающий своего маршрута человек может навести телефоном на расположенный внизу QR-код и получить полную информацию о событии, а также приобрести билет), по всему поселку развеваются флаги с надписью «Большой музыкальный», а собирающие тысячи слушателей open air-концерты на Медальной площади становятся главной вечерней точкой притяжения наряду с огромным «поющим фонтаном», расписание которого было специальным образом скорректировано.
Старт концертам на открытом воздухе дал оркестр Мариинского театра под управлением Гургена Петросяна (заявленный изначально Валерий Гергиев по состоянию здоровья приехать не смог), вслед за ним среди Олимпийских стадионов выступил ГАСО Республики Татарстан вместе со своим художественным руководителем Александром Сладковским, ну а дальше эстафету перехватил прилетевший из Москвы ГАСО России имени Е.Ф. Светланова, дважды сыгравший в декорациях ночных облаков и мелькающих в лучах прожекторов чаек. Вставший за пульт Дмитрий Юровский прекрасно нашел общий язык с коллективом, которым когда-то руководил его старший брат Владимир. Кантата Карла Орфа Carmina Burana прозвучала, как и должно, масштабно, величественно и вместе с тем тонко и поэтично. Хор «Мастера хорового пения» радио «Орфей» (художественный руководитель – Лев Конторович) обеспечивал необходимую динамику, технично распадаясь на взаимодействующие между собой группы, а солисты показали не только вокальное, но и актерское мастерство. Баритон Дмитрий Зуев умело перевоплощался в населяющих кантату Орфа разнохарактерных персонажей, представая то задумчивым монахом-философом, то разгульным бродягой в таверне, а то обаятельным героем-любовником. Прекрасная сопрано Гузель Шарипова своим легким чистым голосом очаровала в повествующих о любовной игре и томлении номерах. В партии тенора, которому Орф поручил всего одну арию от лица жареного лебедя, Андрей Попов показал себя мастером эксцентрики, с легкостью штурмуя верха, создавая при этом жалостливый и одновременно юмористический образ. На бис Дмитрий Юровский еще раз повторил знаменитый вступительный хор, обращение к изменчивой Фортуне, ставший одной из музыкальных эмблем XX века.
На той же самой площади через день ГАСО под управлением Дмитрия Юровского аккомпанировал Денису Мацуеву и его друзьям. Гала-концерт с участием звезд и молодых музыкантов стал частью проекта Crescendo, проводимого Мацуевым в разных городах России. В «Сириусе» прославленный пианист представил три концерта и принял участие в беседе с Хансом-Йоахимом Фраем – художественным руководителем фонда «Талант и успех». Открывшийся увертюрой Мендельсона «Сон в летнюю ночь» концерт представлял собой путешествие по странам и эпохам, в котором дирижеру приходилось переключаться между разными стилями, а нежная романтическая меланхолия (тонко и трепетно сыгранное юной скрипачкой Стефанией Поспехиной «Размышление» Массне) соседствовала с джазовой экспрессией (Фантазия на темы из оперы Гершвина «Порги и Бесс» Игоря Фролова в сопровождении оркестра была зажигательно исполнена домристкой Екатериной Мочаловой и контрабасистом Андреем Ивановым). Самая юная участница гала-концерта, одиннадцатилетняя пианистка Варвара Заруднева в Первом фортепианном концерте Мендельсона покорила блестящей техникой, а также сочетанием взрослой серьезности с детской искренностью и непосредственностью. Победитель Конкурса Чайковского трубач Степан Саломатников мастерски сыграл фантазию Жан-Батиста Арбана «Венецианский карнавал», заставив свой инструмент то нежно петь, то сверкать россыпью виртуозных пассажей. Серьезным номером программы стали Вариации на тему рококо Чайковского, в которых виолончелист Александр Рамм показал задуманный автором синтез европейской утонченности и галантности с русской задушевной песенностью. Ну а завершился музыкальный вечер одним из коронных номеров Дениса Мацуева – Первым фортепианным концертом Чайковского, первая часть которого была сыграна с таким блеском, силой и убедительностью, что даже дождь решил повременить и дать спокойно разойтись слушателям.
Роль заклинателя погоды явно пришлась Денису Мацуеву по вкусу, и уже следующим вечером, после пронесшихся над побережьем гроз, пианист, представляя джазовый концерт своего мини-фестиваля, смело заявил, что «дождя не будет». И действительно, предусмотрительно розданные пришедшим на Медальную площадь дождевики не понадобились, «солнечные» искрометные импровизации не оставили непогоде никаких шансов, так что можно было спокойно внимать как известным джазовым стандартам, так и взятым из классики мелодиям. К привычному джазовому трио (Денис Мацуев – фортепиано, Андрей Иванов – контрабас, Александр Зингер – ударные) присоединялись разные инструменты, создавая яркие тембровые и стилевые переклички. Домристка Екатерина Мочалова виртуозно импровизировала и на знаменитую тему Двадцать четвертого каприса Паганини, и на восточные мотивы, умело подражая этническим инструментам в паре с Александром Зингером, создававшим прихотливый ритмический орнамент. Семнадцатилетняя саксофонистка Софья Тюрина, с детских лет играющая вместе с Денисом Мацуевым, продемонстрировала свои технические возможности в «Полете шмеля» Римского-Корсакова, а удостоившийся особых оваций юный флейтист Владимир Съянов, выступивший этим летом на фестивале Crescendo в Суздале, уверенно чувствовал себя на сцене с мэтрами в джазовом стандарте Чика Кориа. Ближе к концу Денис Мацуев сыграл импровизацию на тему собственной баллады, сочиненной в двенадцать лет, ну а завершился вечер каскадом мелодий из «Пер Гюнта» Грига, с мощной кульминацией на тему «В пещере горного короля», часто звучащую на бис в классических концертах пианиста.
Между двумя концертами на большой площади Мацуев дал камерный концерт, целиком состоящий из музыки Чайковского. Пять фортепианных пьес («Размышление», а также «У камелька», «Подснежник», «Осенняя песнь» и «Святки» из «Времен года») прозвучали очень ясно, просто, искренне и убедительно. В интерпретации Мацуева не было ни чрезмерного пафоса, ни попытки как-то технически разукрасить эту музыку. И от этого голос Петра Ильича прозвучал очень глубоко и проникновенно. Ведь «Времена года» – это не столько о состоянии природы, сколько о человеческой душе и разных этапах жизни. В прозвучавшем вслед «Трио памяти великого художника», созданном Чайковским в честь Николая Рубинштейна, также удалось избежать излишне мрачных красок. Стефания Поспехина, Александр Рамм и Денис Мацуев спокойно и сосредоточенно вели свой «разговор о главном»: скоротечности жизни, о красоте, о радости и сменяющей ее печали. Каждый из участников этого прекрасного ансамбля, принадлежащий разным поколениям, вносил свой голос и свое понимание тех вечных проблем, с которыми каждому из нас неизбежно приходится сталкиваться в этом мире. И в этих перекличках и диалогах можно было почувствовать и смысл фестиваля, задуманного как встреча и общение человека с настоящим искусством и настоящей красотой.