Ева Геворгян: Мне бы хотелось сыграть с Теодором Курентзисом или Клаусом Мякеля Персона

Ева Геворгян: Мне бы хотелось сыграть с Теодором Курентзисом или Клаусом Мякеля

Ева Геворгян (ЕГ) уверенно шагнула во взрослую лигу пианистов. Ее гастрольный маршрут охватывает несколько континентов, а количество концертов в сезоне приближается к сотне. О том, как совмещать концертную жизнь и учебу, о репертуарных поисках, первом диске и творческих мечтах Ева рассказала корреспонденту «Музыкальной жизни» Марине Гайкович (МГ).


МГ Ева, у вас сейчас каникулы в Москве. Но занятия, конечно, не прекращаются?

ЕГ Я постоянно стараюсь держать себя в форме и каждый день минимум часов пять поиграть. Когда начинается концертная жизнь и появляется много перелетов, бывает так, что целый день вылетает.

МГ С соседями достигли компромисса? Вы как-то говорили, что они были недовольны…

ЕГ Да, у нас было много проблем, соседи вызывали полицию. Сейчас все успокоилось, но мне все равно нельзя заниматься в определенные часы. Хорошо, что у меня есть прекрасный инструмент компании Yamaha с функцией silent mood, и я могу при острой необходимости заниматься в наушниках. Раньше было пианино и стояло оно на кухне, а уже года три у меня кабинетный рояль. Yamaha предоставила этот рояль, когда я готовилась к Конкурсу Шопена, а потом мне захотелось его оставить у себя, и фонд «Ассамблея армян» помог мне его приобрести.

МГ Вы единственная в мире артистка, обладающая статусом Young Yamaha Artist. Что вам это дает?

ЕГ У нас замечательное сотрудничество, я очень рада, что в свое время стала Young Yamaha Artist, много участвовала в мероприятиях компании, были необычные концерты – мне, например, запомнились в Пушкинском музее. Часто, когда мне нужно записать себя или просто позаниматься, я всегда могу прийти в Yamaha-центр. Я очень благодарна Оксане Александровне Левко и всей команде за их поддержку. Я часто играю на Yamaha, когда бывают концерты в Большом зале консерватории, например.

МГ Как расширилась география ваших концертов?

ЕГ Две недели назад я вернулась из Мексики. Мне посчастливилось сыграть с Национальным оркестром Мексики в прекрасном Дворце изящных искусств Мехико, мы дважды исполнили Концерт Чайковского. Я счастлива, когда мне удается выступать в таких краях, потому что я не только играю концерты, но стараюсь по возможности погрузиться в новые страны, в культуру. Для меня это всегда новый опыт и безумно интересно, особенно когда далеко уезжаю.

МГ А в России?

ЕГ Конечно, в течение сезона я стараюсь не только в столице выступать, но и в разных городах, для меня это большая радость.

МГ Какие у вас впечатления от залов, инструментов?

ЕГ Впечатления от залов самые позитивные. У каждого зала есть своя энергетика, акустика, к каждому нужно приноровиться. Очень запомнился зал Свердловской филармонии, pianissimo было слышно даже на последнем ряду. Была впечатлена современным концертным залом «Пакгаузы» в Нижнем Новгороде, который построен на месте слияния Оки и Волги, со стеклянной стеной до пола, было очень атмосферно там играть.

МГ Это крупные города! А, скажем, Озерск?

ЕГ Озерск – небольшой закрытый город, родина первого промышленного ядерного реактора. Я была восхищена трепетным отношением публики и организаторов. Во время выступления не было слышно ни единого вздоха, несмотря на довольно сложную по восприятию программу (я исполняла Увертюру во французском стиле Баха), – настолько публика была вовлечена в музыку! Хочу заметить, что рояль в Озерске был выше всяких похвал – концертный Steinway, который прекрасно звучал. После концерта прошла творческая встреча, было очень душевно. С собой помимо букетов и подарков я увозила самые теплые впечатления об этом чудесном городе.

МГ В финале программы «Синяя птица» вы выступали в ансамбле с Александром Раммом. Встречались ли вы после и какую роль играет ансамблевое музицирование в вашей карьере?

ЕГ Мне это очень нравится! В Мадриде, где я учусь уже два года, очень серьезный ансамблевый класс, каждый семестр ты должен разучивать новое произведение и играть его на сцене. Я за это время выучила четыре трио, мы играли их на разных концертах. А с Александром Раммом я действительно впервые встретилась на конкурсе «Синяя птица», потом мы часто встречались, в том числе на фестивалях Дениса Леонидовича Мацуева. Знакомство с Александром на меня тоже повлияло, потому что до этого я ни разу не играла с музыкантами такого уровня – лауреатами Конкурса Чайковского.

МГ Расскажите, пожалуйста, про вашу учебу в Мадриде. Вы учитесь у Наталии Трулль в Московской консерватории, с большим уважением и даже любовью говорите о своем педагоге. Зачем вам второй вуз?

ЕГ В Мадриде я учусь у известного пианиста Станислава Юденича. Он лауреат Конкурса Вэна Клайберна, ученик Дмитрия Башкирова. Я поступала туда, чтобы набраться опыта от него, мне было интересно поработать с таким музыкантом. Всегда лучше, когда тебе не один человек дает советы, а, например, два. У тебя много идей, и ты от них отталкиваешься, ищешь свой стиль. С Наталией Владимировной я очень давно знакома, с 13 лет в ее классе, она мне, действительно, как мама и знает меня как никто другой из музыкантов. Она всегда может сразу, если я даже минуту поиграю, понять и сказать, какие у меня проблемы, что мне нужно сделать. Это сложно объяснить, она словно знает меня изнутри.

Со Станиславом мы очень кропотливо работаем над звуком, над образами произведений. Мне легко работать с обоими профессорами, так как их советы не противоречат друг другу, а дополняют. Это большое счастье – постигать секреты мастерства у таких великих музыкантов.

МГ Когда вы успеваете учиться, учитывая ваш график?

ЕГ В Мариде я на подготовительном отделении, у меня там только специальность, ансамбль, испанский язык и теория, а в консерватории, конечно, посложнее. Когда я в Москве, я стараюсь заходить в консерваторию и что-то сдавать, и во время сессии стараюсь разгрузить свой график. Я очень благодарна учителям, которые входят в мою ситуацию. Но экзамены я сдаю!

МГ Вы участвовали во многих солидных конкурсах, но не стали подавать заявку на Конкурс Чайковского. Почему?

ЕГ Надо понимать, зачем ты идешь на этот конкурс. Ведь конкурсы для музыканта – это прежде всего возможность получить концерты. Поскольку у меня это уже есть, Наталия Владимировна и близкие, к мнению которых я прислушиваюсь, советовали мне не тратить нервы. К тому же я недавно участвовала в Конкурсе Рахманинова, меня слышали на Конкурсе Шопена. Чтобы выходить на следующий конкурс, надо показать себя с новой стороны. Поэтому я погрузилась в концертную жизнь, набираю новый репертуар. Я решила, что сейчас необходимости нет, а если решу когда-нибудь, то…

МГ Вы даже играли в Желязовой Воле на инструменте Шопена…

ЕГ Да, это потрясающе. Они устраивают вечера, когда люди находятся на улице, а ты в доме один, больше никого нет. Звук раздается из динамиков, которые установлены около дома.

МГ Вы до сих пор чувствуете себя членом Matsuev team?

ЕГ Я испытываю чувство огромной благодарности Денису Леонидовичу за все, что он для нас, молодых ребят, сделал. Он познакомил нас с большой сценой, и это останется навсегда. Grand Piano, или конкурс в Астане оставили очень теплые воспоминания, да и многочисленные фестивали тоже.

МГ Как складывается ваш гастрольный график?

ЕГ В этом сезоне у меня было очень много концертов – если посчитать, к ста точно приблизимся. Я сыграла в известном зале «Рудольфинум», в Праге. Это был интересный концерт, без дирижера. Я исполняла в один вечер Первый Бетховена и Двадцать седьмой концерты Моцарта, это выступление мне запомнилось. Я играла в Брешии, в Театро Гранде, на открытии Фестиваля имени Микеланджели, это был Двадцать третий концерт Моцарта со Штутгартским оркестром – тоже важное выступление для меня, оркестр очень высокого уровня. Скоро я поеду в Японию почти на месяц, будет концерт в Метрополитен-театре Токио со Вторым Рахманинова. И вот буквально через неделю лечу в Амстердам, где дебютирую в Малом зале Консертгебау.

МГ Вы сами дирижировали на концерте в Праге?

ЕГ Я попробовала на репетиции, но на концерте это все-таки делал концертмейстер, как изначально и планировалось.

МГ А где и с кем мечтаете сыграть?

ЕГ Самая сокровенная мечта – сыграть в Карнеги-холле, а что касается дирижеров, то мне посчастливилось уже много с кем выступать. Но мне бы хотелось сыграть с Теодором Курентзисом или Клаусом Мякеля. Надеюсь, что когда-нибудь доведется.

МГ Увидела в ваших соцсетях фото из Большого театра. Получается ходить в театры, музеи, на концерты?

ЕГ Да, для меня это особенно важно, поскольку у меня не получается жить жизнью обычного студента, ходить на лекции, я все время в отъезде. Это событие, когда я могу сходить в театр или музей, я это очень сильно люблю, я наполняюсь этим. Наталия Владимировна считает, да и я сама, что это очень важно для музыканта. Мы ведь должны что-то передавать в музыке, какие-то чувства, эмоции, их невозможно придумать, нужен какой-то опыт. Театры, музеи дают эти впечатления.

МГ Что произвело на вас особенно сильное впечатление?

ЕГ Балет «Ромео и Джульетта» в Большом. Редко когда меня что-то доводит до слез, но в финале, когда герои уходят из жизни, я прослезилась – настолько сильно сыграли ребята, заставили действительно прожить этот момент. Редко бывает, чтобы я так была тронута.

Я до сих пор помню, как ходила на концерт Курентзиса в Москве, это было несколько лет назад. Я нашла билетик на балкон, на самый последний ряд. Там было так много людей, что даже мое место заняли, и в итоге я сидела на ступеньках. Играли симфонию Малера, и я до сих пор помню, как звучал оркестр. Все слушали с замиранием сердца, это непередаваемые ощущения.

МГ А пианистов вы слушаете? Скажем, были на концертах Григория Соколова?

ЕГ Да, дважды – в Вербье и Мадриде. Произвело впечатление, насколько каждая нота, каждая секунда программы у него продумана до мелочей.

Я очень люблю старых мастеров, пианистов, которых уже нет в живых. Гилельса, Горовица, например, я почти все записи слушала. Тут такой момент, что я стараюсь какие-то вещи осознать, какие-то применить, но не копировать. Ищу свое.

МГ У вас вышел дебютный диск с прелюдиями Скрябина и миниатюрами Шопена на фирме «Мелодия».

ЕГ Да, это был мой первый диск, записанный в студии. До сих пор были записи с фестиваля в Руре и с Конкурса Шопена, но это все live. А именно студийный диск – единственный. Признаюсь, что было страшно, но мне очень повезло со звукорежиссером – это был Михаил Спасский, величайший профессионал своего дела. С ним все шло как по маслу, если можно так сказать. Если что-то не получалось, он спокойно говорил: «Давайте еще раз». За три-четыре дня мы эту программу собрали, все были счастливы, и Наталия Владимировна помогала советами. Это очень большое событие для меня. Надеюсь, что в скором времени появятся новые диски.

МГ Вы говорили в своих интервью, что хотите популяризировать классическую музыку, заниматься просветительской деятельностью. Необычное желание для музыканта в таком юном возрасте. Как вы пришли к этой мысли?

ЕГ Я просто вижу, что слушают мои ровесники-немузыканты, и это очень редко классика. Мне кажется, если человек когда-то сходил на концерт, который произвел на него впечатление, то он захочет повторить этот опыт. Если же такой встречи не произошло, то вряд ли он сам по своей воле пойдет в концертный зал. Поэтому я бы хотела популяризировать классическую музыку, стараюсь в тех же соцсетях выкладывать больше записей, чтобы заинтересовать своих читателей.

МГ Вы сами ведете соцсети?

ЕГ Конечно.

МГ Знаете своих подписчиков? Это люди из профессионального сообщества или, обобщая, врачи, учителя, инженеры и так далее?

ЕГ Самые-самые разные, я случайно о них узнаю. Ко мне на концерте подошла известная балерина и сказала, что читает меня. Я и подумать не могла, что такие люди на меня подписаны. Есть даже актеры. А есть и немузыканты, как вы и сказали, инженеры, врачи… Разнообразная аудитория – и я этому только рада. Многие писали, например, что они послушали мое исполнение и потом решили пойти на концерт.

МГ А сами вы на кого подписаны?

ЕГ На страницы фестивалей, известных музыкантов, слежу за всеми, много мотивационных страниц, мотивация на каждый день, мне это тоже иногда помогает.

МГ «Встань и иди заниматься!» – мне казалось, это не про вас.

ЕГ Я с удовольствием играю на концертах, а сама подготовка мало кому доставляет много радости, это ежедневный шестичасовой труд, который выматывает. Главное – золотую середину находить, чтобы не перегружаться, но продолжать расти.

МГ Что сейчас у вас в работе из нового?

ЕГ В этом полугодии выучила Второй концерт Листа, Второй концерт Шостаковича, недавно сыграла в Большом зале консерватории Рапсодию в стиле блюз Гершвина. Сейчас учу 24 прелюдии Шопена, буду как раз в Японии их впервые исполнять.

МГ Совсем недавно слышала вас в «Сириусе» с Первым концертом Чайковского. Давно он в репертуаре?

ЕГ Он достаточно новый для меня, только в этом сезоне начала его играть. До этого я только третью часть играла на «Щелкунчике». Конечно, я его знала с детства, мне кажется, он у всех пианистов в крови. Но на сцене начала исполнять только этой зимой. Первое исполнение было для меня травматично. Это было в Екатеринбурге, играла с температурой. После этого мне, к сожалению, пришлось на неделю прекратить играть, потому что у меня заболела рука. Потом я осторожно к нему возвращалась, психологически было сложно. Но сейчас уже все хорошо.

МГ А Третий Рахманинова, еще одна вершина для пианистов?

ЕГ Моя мечта – сыграть все концерты Рахманинова за один или два вечера. Она была близка к осуществлению, но по некоторым причинам слетело выступление. У меня в репертуаре все концерты, но Третий был особенным, я его учила дольше всех других концертов, к которым прикасалась, с ним была очень кропотливая работа. Там недостаточно выучить ноты, что само по себе сложно. Надо погрузиться в музыку, к тому же он очень широко известен, что тоже добавляет ответственности. Этот концерт я дважды сыграла в Воронеже и один раз в Канаде. Пока сделала паузу, но в следующем сезоне он обязательно будет.

МГ Для артиста, особенно для девушки, важна тема концертного наряда. Сегодня это становится предметом особого обсуждения, если вспомнить, например, Юйцзя Ван.

ЕГ Я слежу за Юйцзя и восхищаюсь ее умением преподносить себя, тем, что она не стесняется. Я, наверное, не могла бы в таких нарядах выйти, потому что у меня была бы внутренняя неуверенность. А она такая раскрепощенная, открытая, и мне это очень нравится.

Мои наряды возникают по-разному. Иногда мы покупаем готовое, иногда шьем платье, что-то советует Наталия Владимировна. Один раз я увидела обычное платье в интернете и мне понравился фасон. Мы его дополнили, пришили юбку, украшение – и получился концертный наряд. Я в нем играла Гершвина в Большом зале. Иногда такое тоже бывает.

МГ У вас тоже есть своя «фишка», часть вашего имиджа – роскошные длинные волосы. Это ваше желание?

ЕГ Мое желание. Многие спрашивали, зачем, почему не обрежешь? Я так срослась с ними, что это часть меня.

МГ Еще бы личного парикмахера…

ЕГ Ой, это вообще моя мечта, недавно об этом говорила маме, как хорошо, если бы был человек, который ухаживал бы за волосами, прически делал. Когда в туре находишься, помыть и посушить – это уже много времени отнимает.

МГ Как поживает ваша коллекция кактусов?

ЕГ Сменилась на коллекцию магнитов со всего мира – из Мексики, Канады, европейских стран: весь холодильник украшен. А кактусы переехали на дачу к бабушке.

МГ А у собачки, которую вам подарили на день рождения, как дела?

ЕГ Отлично, рядом лежит. Мне кажется, мама и папа больше себе ее подарили, чтобы о ком-то заботиться, когда я уезжаю. Кстати, она меломанка, очень любит Шопена. В последнее время она меня будит. Обычно я начинаю заниматься около девяти, и если я немного задерживаюсь, то Буся приходит в комнату и всячески привлекает мое внимание, дескать, иди за инструмент. Домашний профессор!

Равиль Ислямов: Главное для меня – не количество концертов, а возможность обратиться к чувствам слушателей Персона

Равиль Ислямов: Главное для меня – не количество концертов, а возможность обратиться к чувствам слушателей

Джузеппе Андалоро: Уметь петь на фортепиано – одна из первых технических трудностей… Персона

Джузеппе Андалоро: Уметь петь на фортепиано – одна из первых технических трудностей…

Андрей Попов: «Волга Опера» – один из символов нашего региона Персона

Андрей Попов: «Волга Опера» – один из символов нашего региона

Антон Батагов: Тоника, субдоминанта, доминанта, тоника Персона

Антон Батагов: Тоника, субдоминанта, доминанта, тоника