Как-то вечером два студента Московской консерватории, сидя в комнате № 575 консерваторского общежития, решили попить чаю. Чаепитие затянулось – конечно, не на восемнадцать часов, как знаменитый обед Станиславского и Немировича-Данченко, положивший начало МХТ, – но оно также вылилось в судьбоносное решение. Друзья – а это были дирижер Барас Куджба и певец Илья Легатов – в тот вечер придумали новый музыкальный фестиваль в Пицунде. Барасу давно хотелось сделать что-то значительное на родине, и свой проект ребята решили посвятить маленькому (всего четыре тысячи жителей), но очень важному для Абхазии городу, духовному центру страны. И проводить концерты решили в самом намоленном его месте – Пицундском храме, история которого восходит к IV веку н.э.
И вскоре, в июле 2023-го, фестиваль состоялся. Таким образом, от чашки чая до осуществления проекта прошло меньше полугода. Как такое вообще возможно? О, тут надо знать Бараса. Его неуемная энергия, целеустремленность и умение дружить сделали свое дело. Молодого дирижера поддержали не только друзья-артисты, но и консерваторские педагоги – профессора Московской консерватории дирижер Александр Соловьёв и органистка и критик Евгения Кривицкая; помогли и земляки. И вуаля: фестиваль сразу заявил о себе как событие значительное, мощное, имеющее международный статус. В 2023 году участвовали артисты из Абхазии, России, Турции, Канады, Армении и США, выступали лауреаты только что завершившегося Конкурса Чайковского – Даниил Коган и Энджел Вонг. В этом году география чуть изменилась: к Абхазии, России, Армении и Турции добавились Азербайджан, Китай и Беларусь, при этом резко возросло количество участников и событий: за шесть дней дали девять концертов, в которых участвовало 35 солистов. Афиша уплотнилась, стала более разнообразной, и в целом Пицундский фест можно назвать парадом эпох, стран, стилей и, конечно, парадом артистов.
Центральным событием стало исполнение «Абхазского реквиема» Нодара Чанба (на стихи Гунды Сакания), который прозвучал под руководством автора в исполнении руководимой им же Государственной хоровой капеллы Абхазии при участии солистов – скрипача Федора Безносикова и флейтистки Олены Безносиковой-Полторацкой. Исполнение «Реквиема» как нельзя лучше иллюстрирует генеральную идею форума, направленную на популяризацию абхазской культуры, повышение ее имиджа и в целом позиционирование Абхазии как одного из важных мировых культурных центров.
Это новое сочинение (премьера состоялась два года назад в Сухуми) сразу стало классикой как одно из самых значительных произведений абхазской музыки, тем более что посвящено оно такой чувствительной и важной для истории страны теме, как Кавказская война XIX века и ее жертвы. Реквием звучит на абхазском языке, а музыка, сочетающая абхазские мотивы и элементы европейской музыки, воплощает еще один постулат Пицундского фестиваля, который стремится к диалогу культур.
И все же основным форматом Пицундского фестиваля стали гала-концерты, те самые «парады эпох, стилей и солистов». Реперной точкой почти в каждой программе становился орган – хозяин и главный герой этого храма, комфортно чувствующий себя в здешней акустике. Немецкий инструмент фирмы Шуке был открыт здесь в 1975 году – тогда же, когда и, собственно, концертный зал. И органные концерты – это, пожалуй, главный формат местной концертной жизни. На афише имена двух абхазских органистов – Луки Гаделия и Валерия Барганджия, а также москвички Евгении Кривицкой, которая с самого начала активно поддерживает фестиваль. Помимо сольных органных пьес, органисты играли в разнообразных, порой весьма неожиданных ансамблях. Евгения Кривицкая, пожалуй, удивила больше всех, исполнив рахманиновскую «Сирень» с китайской исполнительницей на национальном смычковом инструменте эрху, выпускницей Московской консерватории Чжоу Чжоу. Предлагая китайской коллеге эту пьесу (а точнее, изначально это был романс), Евгения учла и пентатонную, почти «китайскую» природу мелодии (вот уж о чем мы никогда раньше не задумывались, слушая такую нашу, русскую «Сирень»). Когда я увидела круглую маленькую деревянную коробочку с парой натянутых на узкий гриф струн – содрогнулась: казалось, звучный орган «забьет» нежное «пение» эрху, этой китайской «скрипки». Но тембровое сочетание получилось гармоничным, интересным, «Сирень» слушалась свежо. Сергей Васильевич наверняка удивился бы, но, по-моему, остался бы доволен.
Любопытными показались и ансамбли с участием гобоя, который не слишком часто звучит в концертах как сольный инструмент. На открытии прозвучала Фантазия на темы из оперы Беллини «Норма» в переложении Донато Ловрельо для гобоя, кларнета и фортепиано (Валерия Алесюк, Артем Ванян, Вера Галактионова), на концерте 30 июля – Трио для флейты, гобоя и фортепиано (Олена Безносикова-Полторацкая, Лаура Бетрозова и вновь белорусская гобоистка Валерия Алесюк), написанное английской пианисткой и композитором Мадлен Дринг. Она трепетно относилась к гобою, так как была замужем за гобоистом Лондонского симфонического оркестра. Валерия Алесюк выбрала этот совсем не женский инструмент тоже по семейным причинам: на нем играли папа и дядя: «Деваться было некуда», – с юмором объясняет свой выбор девушка.
Музыканты, объединенные в разных сочетаниях в интернациональные ансамбли, сменяли друг друга в гала-концертах, и слушатели в Пицунде ежевечерне могли познакомиться с роскошной молодой плеядой солистов, многим из которых я предрекаю большое будущее. Помимо названных, это скрипачи: наши Федор Безносиков и Роман Викулов, а также Товуз Аббасова (Азербайджан) и Мария-Эмилия Терзян-Хагба (Абхазия), пианисты – россияне Арсений Тарасевич-Николаев и Хадижа Исрапил, а также Лана Адлейба, Каиа Хупория из Абхазии и турок Фарук Калайджи. Выступил и домрист и исполнитель на мандолине Илья Стреляев.
Не менее мощно выглядел и вокальный десант, который привез в Пицунду худрук фестиваля Барас Куджба. Некоторые приехали прямо «с корабля на бал», а именно – с успешного выступления на Конкурсе имени Елены Образцовой, который накануне проходил в Петербурге. Илья Легатов прилетел как триумфатор состязания – с Гран-при в кармане, а Богдан Гуенок – со спецпризом Фонда Образцовой. Ух, как зажгли они на открытии в терцете с армянским баритоном Жаком Мартиросяном в шлягерном Sole mio! Вспомнились даже легендарные три тенора, хотя в нашей тройке тенор был только один – Илья. На вокальных вечерах и гала-концертах блистали и другие члены вокальной команды: молодые российские звезды сопрано Полина Шабунина и меццо Полина Шароварова, абхазская сопрано Кристина Эшба, белорусский тенор Иван Жигало. Участвовала в гала-концертах и Хоровая капелла Абхазии, в хоровых номерах за пульт вставали Александр Соловьёв и Барас Куджба – учитель и ученик.
Барас изначально задумывал Пицундский фестиваль как благотворительный. В этом году доходы от концертов пойдут на обновление концертного зала Пицундского храма, прежде всего, на замену светового оборудования. Благородная цель, очень в духе Абхазии и ее людей, ведь буквально в начале июля, незадолго до открытия фестиваля, уроженка Пицунды Хибла Герзмава подарила храму, где она так много выступает, новый рояль Bӧsendorfer, на котором, собственно, и играли музыканты.
Пицундский фестиваль вызвал большой интерес публики. Мне было интересно, кто в зале? Свои или приезжие, местные или туристы? Организаторы считают, что пятьдесят на пятьдесят, но мне показалось, что больше все-таки абхазцев, местной интеллигенции. Признаюсь, я с удовольствием подслушивала красивые, ни на что не похожие интонации их языка. Вот, например, как перед началом концерта они приветствовали друг друга: «Шушпакоу? (Как дела?)» – «Зеги бзиоуп (Все отлично)». А по окончании обменивались мнениями: «Ишугуапхама? (Вам понравилось?)» – «Даарадза (Очень)».