Учиться современной музыке События

Учиться современной музыке

Гнесинская академия запустила новый образовательный проект Gnesin contemporary music week

Этой осенью студенты и аспиранты Гнесинской академии представили лабораторию современной музыки: подготовка к проекту проходила весь сентябрь, а в октябре состоялся четырехдневный интенсив с воркшопами и лекциями ведущих исполнителей московских ансамблей, музыковедов и дирижеров. У Gnesin contemporary music week нет аналогов в России, к тому же создана она по инициативе студентов. Лабораторию придумали и организовали четыре музыковеда и журналист Гнесинки.

«Мне кажется важным, чтобы новая музыка зазвучала в стенах академии. Это было принципиальным моментом, – говорит Татьяна Яковлева, музыковед и один из кураторов проекта. – Мы постарались собрать для наших участников преподавателей и лекторов, которые играют огромную роль в процессе формирования новой музыки сегодня. Возможно, именно благодаря этому стена неприятия и непонимания современного искусства начала, наконец, разрушаться».

Музыканты из МАСМа и «Студии новой музыки» занимались с участниками проекта весь сентябрь, а в октябре – непосредственно на Gnesin week – провели воркшопы (формат, в котором показана не готовая пьеса, как обычно бывает на мастер-классах, а процесс работы над новыми техниками и приемами, то, как разбирать сложные современные тексты). Над ансамблями с ребятами занимались флейтист Иван Бушуев и пианистка Наталия Черкасова, скрипач Станислав Малышев, кларнетист Евгений Бархатов, певица и дирижер Ольга Власова; с мастер-классами и лекциями подключились альтист Сергей Полтавский, ударник Дмитрий Власик, баянист Сергей Чирков, контрабасист Григорий Кротенко и арфистка Оксана Сушкова.

Один из радикальных экспериментов Гнесинской лаборатории – пространственная импровизация под руководством композитора Владимира Горлинского. Возможность извлечь звук из абсолютно разных предметов здесь и сейчас, вслушиваться в него с разных ракурсов – эта неожиданная форма работы оказалась сверхновой и пришлась по вкусу многим участникам.

«Это был очень интересный эксперимент. Благодаря Горлинскому я услышала и ощутила всю звуковую палитру окружающей среды и попыталась встроиться в нее. Выход за пределы академических рамок пробуждает фантазию и раскрепощает. Ведь звучать может что угодно!»  – говорит Евгения Зубарева, участник лаборатории.

 На Gnesin week приходили не только студенты из Гнесинки, но и просто те люди, кто интересуется новой музыкой. Музыковед и куратор проекта Наталья Вересковская отмечает: «Если понаблюдать, сегодня существует довольно много концертов, лекций, фестивалей по современной музыке. Не только музыканты начинают понимать и принимать новый язык, но и люди из далеких от искусства профессий ­– такова энергетика сегодняшнего времени».

Завершал Неделю концерт участников и тьюторов лаборатории, включавший в программу ансамбли Тристана Мюрая, Клауса Ланга, Арнольда Шёнберга, Лучано Берио, Николая Корндорфа, Фредерика Ржевски и сольную пьесу Кэти Берберян. Медитативные, сакральные, «ночные» сочинения, исполненные в погружающей темноте, чередовались с энергичными и театральными экспериментами. Переполненный зал Гнесинки завороженно наблюдал за сменами партитур, то погружаясь в микромир обволакивающих звуков, то удивляясь свистам, причмокиваниям и рычаниям музыкантов. Усердие и энтузиазм участников лаборатории, чутко следующих наставлениям тьюторов, определили безусловный успех концерта: публика горячо принимала новую музыку и долго не отпускала участников.

Gnesin week – это история не про результат, а про сам процесс. Возможность с утра до вечера впитывать, поглощать, изучать одно из самых интересных явлений – современную академическую музыку. У проекта планируется продолжение, о чем сказал музыковед и куратор лаборатории Денис Добровольский: «Потребность в изучении и исполнении современной музыки есть не только у участников и гостей лаборатории, но и у приглашенных тьюторов. Делиться своими знаниями и опытом, а значит учиться новой музыке вместе – это то, что нужно сегодня всем нам».

Вера Давтян

Мистер Икс на Эйфелевой башне События

Мистер Икс на Эйфелевой башне

В театре Оперетты поставили новую версию «Принцессы цирка»

Царь иудейский События

Царь иудейский

Йорн Бойзен продирижировал в Москве собственной реконструкцией «Страстей по Марку»

Рахманинов в диалоге с Респиги События

Рахманинов в диалоге с Респиги

В Московской филармонии выступил Российский национальный оркестр под управлением Александра Рудина

Лучше, мама, не пищи События

Лучше, мама, не пищи

В Театре Сац поставили «Сказку о глупом неразумном мышонке»