Я не являюсь большим поклонником Густава Малера. Музыка этого композитора кажется мне претенциозной, литературной и эгоцентричной, а его стремление подолгу выяснять на нотных страницах свои нелады с миром мне не близко – я сторонник более позитивной повестки. Более того, в партитурах Малера я нахожу немало дурной музыки, и «тема Альмы Малер» из Шестой симфонии – лишь один из примеров. Некоторые красивые адажио, конечно, сильно меняют картину, но в Шестой симфонии нет и такого адажио. С другой стороны, чего не отнимешь у Малера – это знания инструментов и оркестрового мастерства. Самая слабая музыкальная идея подается у него самым эффектным и выпуклым способом. И вот тут-то требуются настоящие оркестр и дирижер.
Теодор Курентзис и musicAeterna – мало сказать умелые профессионалы. Они делают самой сутью своего исполнения богатство малеровского оркестра, разнообразие штрихов, витиеватость ритмов и блеск совокупного звучания. Поэтому Шестая симфония, к которой прилипло название «Трагическая», воспринимается как сплошной праздник для ушей. Мне приходилось слышать Шестую у Курентзиса живьем, в Большом зале консерватории – и, разумеется, живого впечатления диск не заменит.
Но работу звукорежиссеров нужно признать выдающейся: они не пропустили ни одной подробности, а вся интерпретация Теодора Курентзиса состоит из подробностей. На поверку оказывается, что секрет исполнения прост: он всего лишь в том, что точно исполнить все, что написал композитор, и ничего не потерять в общей картине. Тогда любование получившимся результатом превращается в основной сюжет восприятия, а вовсе не размышления о трагическом положении личности в миропорядке. Оказывается, что мажора и радости в произведении гораздо больше, чем слез и ужасов, посещающих лирического героя симфонии на краю бездны.
Шестая симфония Малера в исполнении Курентзиса – триумф игры и веселого труда, ее стоит послушать даже тем, кто, подобно мне, старается обходить этого композитора стороной.