Не спать

В Перми объявлена программа Дягилевского фестиваля-2018

Благодаря подзаголовку «От заката до рассвета», позаимствованному у вампирского фильма Роберта Родригеса, художественный руководитель фестиваля Теодор Курентзис рекомендуется в этом году кем-то вроде главного вампира российской театральной реальности. К этой роли Курентзис присматривается давно: в год, когда центральным событием фестиваля оказалась опера Дмитрия Курляндского «Носферату», он был Дракулой, искушавшим привычные настройки на оперное полнозвучие и благоговение перед возвышенным жанром. А в прошлом году на ночном представлении оперы Cantos Алексея Сюмака пермский худрук выступил в образе поэта-парии Эзры Паунда, познавшего ад психлечебницы, не умаливший дантовского величия его стихотворного цикла Cantos.

Выводя публику за грань обыденности, на фестивале Курентзис кудесничает с форматами представлений, концертов, лекций, ночных концертов, новых сочинений и программ старинной музыки, каким-то чудом всегда выводя публику к границам нового опыта. Важно, что на Дягилевском давно уже нет противоречий между классическим и современным, технологичным и рукодельным, личным и коллективным. Искусство здесь преподносят вечно актуальной категорией, но и постоянно изменяющейся материей тоже.
Нынешний фестиваль откроет спектакль Ромео Кастеллуччи «Жанна на костре» (копродукция Пермской оперы, Лионской оперы, театра Ла Монне/Де Мюнт, Театра Базеля). Сценическим представлением оратории Артюра Онеггера докажут неустареваемость пра-театральной формы, существовавшей до разделения театра на драматический и музыкальный, а также «зажгут» сюжет о том, как частной судьбой героини манипулирует большая политика. В роли чтецов выступят звезды французского театра и кино Одри Бонне – Жанна и Дени Лаван – брат Доминик. 14 и 16 июня дирижирует Теодор Курентзис, 15-го – Петр Белякин.

Кульминацией фестиваля обещает стать показ спектакля бельгийского хореографа Алена Плателя «Не спать» (Nicht Schlafen). Девять артистов его компании «les ballets C de la B» разыграют пластическую притчу об ужасах жизни и смерти. Саундтрек композитора Стивена Пренгельса смешивает музыку Густава Малера с африканской полифонией и записанным на пленку сопением спящих животных. Идею о благе доисторических снов человечества и подлой современности сочинил легендарный оперный интендант Жерар Мортье, кому в Перми поклоняются, словно Отцу Небесному (19 и 20 июня, 19.00).

Проект «Иглы и опиум» (Needles and Opium) канадского режиссера-многостаночника Робера Лепажа представит пермякам современный извод театра технологий. Актеры компании Ex Machina разыграют иллюзионистский спектакль в пространстве неправдоподобно стоящего на ребре куба. Театр «беспокойных действий» по меньшей мере, наградит ощущением неисчерпаемости режиссерских фантазий. Два представления пройдут на новой фестивальной площадке – в Дворце культуры Солдатова (17, 18 июня, 21.00). Во второй день на этот спектакль «наложится» параллельная программа Ensemble Modern. Лучший в Европе ансамбль современной музыки исполнит сочинения Георга Фридриха Хааса (первого в мировом рейтинге современных композиторов) и Сальваторе Шаррино (входящего в первую десятку мирового рейтинга).

Другую полезную информацию о том же Георге Фридрихе Хаасе позволит извлечь концерт Московского Ансамбля Современной Музыки (22 июня, 23.00), где кроме опусов тезки великого Георга Фридриха Генделя прозвучат сочинения Энно Поппе, исповедующего поэтику «научного рационализма», и 34-летнего Робина Хоффмана, который пишет мюзиклы, музыку кино и большие опусы для Лондонского филармонического, Пражского симфонического и других оркестров.

Размах ночных событий на Дягилевском фестивале-2018 заткнет за пояс все режимные «пристрелки» предыдущих лет. На выбор – программы, начинающиеся либо в 23.00, либо в 23.30, либо в 2.00. Четырежды в конференц-зале отеля «Урал» можно будет организованно поспать на «Sleep conсerts. Путешествие в себя» под звуки альта и живой электроники в исполнении Сергея Полтавского (15, 18, 20, 22 июня, начало в 23.30).

В привычное ночное время распахнет двери Дягилевская гимназия, где намечено традиционное piano gala (16 июня, 23.00). Вместо одного из постоянных участников клавиатурных бдений – Антона Батагова приедет пианист Александр Мельников, с которым Курентзис уже провел «тайную вечерю» в Перми: сыграл в начале апреля в Пермском театре Семнадцатый концерт Моцарта. На фестивале Мельников в компании двух Алексеев (Любимова и Зуева) и одного Вячеслава (Попругина) включится не только в пианистический non-stop марафон, он предстанет еще и аккомпаниатором в «Лунном Пьеро» Шёнберга. Цикл исполнит второе после Курентзиса пермско-греческое сокровище – солистка, хористка и превосходная актриса Элени-Лидия Стамеллу (18 июня, 22.00).

Пианист Алексей Любимов выступит с монографической программой Элвина Кёррана, автора саундтреков, в частности, к фильмам Пазолини (18 июня, 02.00). Хор musicAeterna, только что удостоенный премии Opera Awards, представит «Марианские антифоны» Алексея Ретинского – композитора молодого, красивого, чья хоровая музыка застревает в воспоминаниях приятным подобием картины, явившейся гоголевским богослову, философу и ритору у постоялого двора ночью. «В окнах светился огонь. Десяток сливных дерев торчало под тыном. Звезды кое-где глянули в это время на небо» («Вий»). Вот за эти «звезды кое-где…» и надо бегом бежать на концерт, невзирая на темную ночь (20 июня, 02.00).

Американской поставангардистке Мередит Монк, умеющей стрекотать и жужжать голосами доисторических насекомых, сделали скидку: ее перформанс «Cellular Songs» в ДК «Орленок» будет начинаться в 21.00 (22, 23 июня). А единственной в России мастерице японского танца «буто» Анне Гарафеевой под мировую премьеру перформанса о французском скульпторе и художнице Камилле Клодель предоставлено в распоряжение предполуночное время – 23.00 (23 июня), а в качестве соавторов представления – сценограф Ксения Перетрухина и композитор Алексей Ретинский.

Другой Алексей – Гориболь – вечером (18.00) того же дня начнет играть премьеру «Буковинских песен» Леонида Десятникова, и это будет первое полное исполнение фортепианного цикла в России. Во второй части своего концерта Гориболь с пермской звездой Надеждой Павловой исполнят «Грустные песни» Бориса Тищенко. Почему бы не погрустить перед последним дягилевским днем в Перми?

В завершение фестиваля Теодор Курентзис пополнит пермскую малеровскую коллекцию исполнением Четвертой симфонии (24 июня, 19.00), после чего отправится на ночной концерт Московского Ансамбля Современной Музыки (23.00), где под музыку изобретателя стиля «новая простота» Арво Пярта позволит себе, наконец, расслабиться и получить удовольствие. И это будет первый случай, когда выступление Курентзиса на сцене Пермского театра оперы и балета и номинальное окончание Дягилевского фестиваля не совпадут во времени и пространстве.

Столкновение противоположностей События

Столкновение противоположностей

В «Зарядье» прозвучала музыка Брамса и Шостаковича

Балетам быть! События

Балетам быть!

В Петербурге обсудили стратегии создания новой балетной музыки

Ремонт старых поездов События

Ремонт старых поездов

В рамках «Ночи искусств» на Рижском вокзале состоялся концерт неоклассики

Прыжки между безднами События

Прыжки между безднами

Завершился Шестой сезон фестиваля Союза композиторов России «Пять вечеров»