Евгений Стодушный: Идти по второму кругу мне неинтересно Персона

Евгений Стодушный: Идти по второму кругу мне неинтересно

Генеральный директор Красноярской филармонии Евгений Стодушный (ЕС) покинул пост, который занимал с 2018 года. В интервью Антону Дубину (АД) он рассказал о причинах своего ухода и дальнейших перспективах, о реализованных проектах и нерешенных задачах, о балансе между искусством и коммерцией в филармонических афишах, а также о проблемах музыкальной отрасли региона.


АД Евгений, давайте начнем наш разговор с напоминания о том, как вы попали в Красноярск и что этому предшествовало.

ЕС После окончания продюсерского факультета ГИТИСа в 2007-м мне посчастливилось начать карьеру с должности главного администратора камерного оркестра «Виртуозы Москвы» – яркая декада профессиональной деятельности в постоянно гастролирующем коллективе единомышленников, объединенных авторитетом художественного руководителя. Камерность административной команды позволяла проявить себя в самых разных инициативах: от организации гастролей за рубежом до выпуска звукозаписей на «Мосфильме». Проработав меньше года, я получил первое повышение и уже в должности заместителя директора сотрудничал с коллективом десять лет.

В 2018 году на одном из профильных порталов прочитал новость об открытом конкурсе на замещение должности генерального директора Красноярской филармонии – на тот момент редкий пример публичного поиска руководителя в системообразующее учреждение крупного региона. Подобный подход был мне близок. Сразу созрело решение: нужно пробовать.

АД Стоит напомнить, что на эту высокую должность вы претендовали в возрасте тридцати трех лет.

ЕС Никогда не считал возраст реальной преградой. Это скорее про здоровые амбиции, желание брать на себя ответственность и стремление через профессионализм менять мир к лучшему. Условия конкурса не ставили возрастных ограничений, да и в силу трудового права не могли этого делать. Основным испытанием была защита кандидатами их концепций развития филармонии в горизонте пяти лет. Комиссия была заинтересована в подходах участников к достижению вполне конкретных исчислимых показателей: рост посещаемости, увеличение внебюджетных доходов, количество внедренных срочных трудовых договоров, активизация гастрольной деятельности и так далее. Приветствовались инновационные управленческие подходы и стремление к автономии. Если я правильно помню, на конкурс в итоге заявилось восемнадцать человек.

АД Что же произошло сейчас, что вы оставляете пост, к которому так стремились? В филармонии вы проработали шесть лет. Связан ли ваш уход с тем, что в Красноярском крае сменился губернатор?

ЕС У моего решения уйти нет политических причин. Новый губернатор Михаил Котюков с особым вниманием относится к эффективности и конкретным результатам. Мне импонирует такой подход, есть что презентовать руководителю. Программа развития, с которой я заходил шесть лет назад, реализована. Если опираться на цифры, то уместно сказать, что и перевыполнена. Только по итогам 2023 года видны краевые рекорды по посещаемости (более четырехсот тысяч зрителей) и росту доходов, пробивших планку в двести миллионов рублей. На мой взгляд, сегодня это почти предел производственной мощности нашей творческой корпорации.

Выход на новый уровень потребует капитальных вложений, например, на строительство нового органного зала в Красноярске или акустического концертного зала в Норильске. Таких инициатив в социально-экономической стратегии развития региона пока не заложено. В ближайшие пару лет от руководителя филармонии потребуется поддержка налаженных процессов. Это хорошая рабочая рутина, но мне было бы сложно найти в ней вдохновение. Полученные в Красноярске компетенции подталкивают на поиск сложных управленческих кейсов. В этом я вижу основу внутреннего стремления завершить нынешний этап работы и вступить на новое профессиональное поприще.

АД Новое – это что? Возврат в Москву?

ЕС Да, возвращение точно будет. Вся моя семья сейчас в столице, дочь собирается в первый класс, а супруга продолжает строить успешную карьеру в банковском секторе. У близких нахождение в Москве однозначно в приоритете. Относительно моей профессиональной деятельности: на ближайшие полгода я ангажирован, имеются обязательства в разных регионах России. Последние пару лет удавалось совмещать активную проектную деятельность с работой в филармонии. В этом заслуга в том числе потрясающей команды единомышленников, которая собралась у меня в Красноярске.

Говорить о конкретных предложениях и новых местах работы считаю преждевременным. Приоритетной сферой, где хотел бы развиваться, могу назвать музыкальные театры, многофункциональные концертные площадки и крупные образовательные институции. Также считаю перспективными направления по развитию корпоративной социальной ответственности и фандрайзинг.

АД А известно, кто будет в филармонии вместо вас?

ЕС Мне любезно сделали предложение продлить мое пребывание на должности в Красноярске. Для меня это признак высокого доверия, за что я невероятно благодарен краевому руководству. Соответственно, могу предположить, что готового решения о новой кандидатуре на место генерального директора у Министерства культуры Красноярского края пока нет. Практика показывает, что в таких случаях оперативное руководство возлагается на одного из действующих заместителей из существующей команды. В филармонии такие кадры есть, и я полностью уверен в компетенции коллег.

В дальнейшем, я надеюсь, проведут публичный конкурс как самый прозрачный механизм выбора достойного кандидата. Однако всегда сохраняется возможность, что регион будет точечно искать специалиста из нашей или смежной области.

АД Вы лично никого не предлагали на эту должность?

ЕС Как любой управленец, играющий вдолгую, я заинтересован в благополучии организации, которой без остатка отдавал себя последние шесть лет. Рекомендовать кого-то в качестве преемника – всегда риск вызвать излишнее эмоциональное брожение как внутри организации, так и в профессиональной среде.

Но как ответственный человек я представил министру культуры характеристики на ряд коллег из действующей команды, краевой отрасли и других регионов. Уверен, комиссия уже в этом году определит по результатам конкурса наиболее подходящего руководителя!

АД «Директорская филармония» – что вы вкладываете в это сочетание слов, которым не раз пользовались?

ЕС Неверно сводить роль генерального директора многофункционального концертного зала с большим набором творческих коллективов к простой формулировке «менеджер». Еще на стадии формирования концепции развития Красноярской филармонии я хорошо понимал, что работа лишь с хозяйственными операциями не принесет ожидаемого прорыва. В моем представлении «директорская филармония» – это организация, ориентированная на баланс между ожиданиями широкой публики, действующих артистов и власти. В такой модели директор является коммуникатором между этими тремя клубками интересов, задач и зачастую противоречий. Угодить всем невозможно, но искать компромиссы, выгодные для всех сторон, и есть подлинное искусство управления.

Если ты являешься фигурой калибра Гергиева, Спивакова, Башмета, то твой авторитет порой автоматически решает указанную задачу. Однако мэтров в нашей стране можно пересчитать по пальцам. При этом поклонников высокой культуры огромное множество – от Калининграда до Дальнего Востока, от Дудинки до Херсона. В таком контексте роль пассионарных визионеров-управленцев на местах становится определяющей.

АД Вы следили за тем, что происходило с вашей предшественницей?

ЕС В 2018 году филармония находилась в непростом положении. Организация несла большие репутационные издержки, испытывала кадровый голод среди специалистов, имея вместе с тем раздутый штат в некоторых подразделениях. И главное, отсутствовала объединяющая стратегия развития. Ссылаться на ошибки предшественников считаю бессмысленным. Принял хозяйство – изволь добиваться результата.

АД Вы произносили, опять-таки не раз, что одна из ваших ключевых задач – привлечение публики в филармонию, повышение интереса к академической музыке, и за каждого зрителя, слушателя идет борьба. Если люди приходят, для вас, с ваших же слов, это личная победа. Как монтируется ваше стремление повысить интерес к академической музыке с исполнением саундтреков к компьютерным играм?

ЕС Филармония, особенно такая большая, как Красноярская, – это творческое производство с самой разнообразной «линейкой продукции». Российская культура уже проходила времена, когда активно гастролирующий балет «кормил» мало востребованную оперу. Ситуация знакома не только многим региональным театрам, но и столичным. Сегодня если вы организуете фестиваль современной музыки или проводите барочную лабораторию, то экономической целесообразности данные проекты не имеют. Значит, нужно искать дополнительные источники финансирования, в том числе за счет проведения умеренного количества развлекательных легкодоступных программ. При формировании сводной афиши, как и в других концептуальных решениях, важен здоровый баланс. Творческий эскапизм еще никого не привел к долгосрочному успеху.

В результате только на сегодня у филармонии сформирован многомиллионный резерв, позволяющий проводить творческие эксперименты и уделять внимание поиску новых форм. Также популярные, модные, если хотите, форматы привели в наши залы нового слушателя. Каждого из них мы хотя бы на время выиграли в конкурентной борьбе у торговых центров, компьютерных игр и других доступных форм досуга.

АД Люди искушенные, воспитывающие в себе высокий вкус, напротив, могут от вас – при таком подходе к делу – отвернуться.

ЕС Вы сейчас ведете риторику, классическую для человека, не знакомого с маркетинговыми технологиями. Это не плохо и не хорошо, это просто не является вашей специализацией. Когда мы говорим о красноярской публике, мы рассуждаем не абстрактно, а примерно о миллионе человек. У этой целевой группы есть гендерные, возрастные, социальные характеристики. Чем точнее мы определяем группы, тем детальнее можем понять их мотивацию и приоритеты. И, например, те люди, которые ходят в Малый концертный зал на крупные музыкальные полотна в исполнении академического симфонического оркестра, без солистов, просто послушать интерпретацию того или иного дирижера, – они даже в информационном потоке не пересекаются с той публикой, которая интересуется музыкой к компьютерным играм – в оригинальной обработке русского оркестра. На симфонию по «Пушкинской карте» (федеральный проект по популяризации среди молодежи культурных событий) приходят примерно 5-7 процентов слушателей, а саундтреки к компьютерным играм в филармоническом зале собирают 92-95 процентов. И пусть это разные аудитории, важно, что они уже попали в сакральное пространство наших залов. А поиск баланса между популярными развлекательными проектами и аутентичными академическими программами – опять же ответственность руководителя «директорской филармонии».

АД Как обстоят дела с современной академической музыкой в Красноярском крае?

ЕС Интерес к современной академической музыке, на мой взгляд, находится в упадке. Количество инициатив в этом жанре, а главное, его востребованность даже у просвещенной публики – минимальны. Исключением являются несколько фестивалей в развитых культурных центрах, имеющих опыт развития современной культуры (например, в Перми, Нижнем Новгороде). В других регионах современная академическая музыка практически не звучит. Но сегодня существует уже даже политическая воля изменить эту ситуацию. Проводятся конкурсы на написание современных произведений (одним из ярких примеров я бы назвал проект «Партитура»), официально появилась должность «композитор», отсутствовавшая в квалификационном справочнике как факт. В Красноярске мы часто заказывали произведения к фестивальным концертам или особым проектам, например, с участием Сибирского юношеского оркестра.

АД Разве интерес настолько мал? Я вижу аншлаги на московских, петербургских концертах новой музыки.

ЕС Публика в Москве и регионах – разная, это первое. Во-вторых, никто не отменял экономическую составляющую. Предположим, человек проживает в не самом обеспеченном регионе и выделяет из домашнего бюджета четыре тысячи рублей в месяц на культурный досуг. Будет ли он при этом выбирать современную академическую музыку? Или захочет сначала показать своей семье, например, концерт Юрия Башмета, который бывает в Красноярске раз в год? Ну и, повторюсь, сложность восприятия новой музыки. Для того чтобы эта музыка развивалась, скажем, в Красноярском крае, она должна развиваться вкупе с другими жанрами: книжными ярмарками, лекториями, выставками современного искусства. К новой музыке приходит подготовленный слушатель. А сейчас основная задача региональных филармоний, на мой взгляд, –удержание уже существующего слушателя и максимальная его экспансия, работа со вкусом – это важный, но следующий шаг. Я бы хотел, чтобы на хрестоматийные симфонии Чайковского приходило больше людей. И когда я пойму, что это максимум, которого может добиться филармония, больше ресурсов будет уделено современному направлению. При этом у нас бывают лаборатории новой музыки, к нам приезжают ансамбли. Мы трезво понимаем, что аудитория концерта современной музыки – порядка двухсот человек. Обычно такие концерты проходят в нашем Органном зале, который как раз соответствует подобным объемам спроса. В таких условиях эти программы проходят с аншлагом. Мы вполне осознаем емкость спроса, а чтобы эта емкость увеличивалась, прибегаем к небольшим хитростям: современные произведения звучат отчасти в программах известных артистов. Теодор Курентзис вносит большой вклад в это направление у нас в крае, в том числе через профессиональное развитие молодых исполнителей.

АД Если говорить в целом о музыкальной отрасли Красноярского края, какие вам видятся ключевые проблемы?

ЕС Первое – это, конечно, престиж и статус академической музыки. То есть сейчас, пока есть интерес властей края к этому направлению, оно развивается. Очень важно такой интерес сохранять и поддерживать, что требует серьезной работы руководства филармонии с представителями краевого правительства и регионального министерства культуры. Второй момент – профессиональный: это, безусловно, кадровый голод. Россия гордится одной из самых низких безработиц в мире, но это говорит о том, что конкуренция на рынке труда практически отсутствует. Поиск высококвалифицированных кадров среди музыкантов, танцовщиков, художников, хореографов, режиссеров культурно-массовых мероприятий упирается в очевидный дефицит на рынке труда. То же самое происходит с управленцами, я имею в виду не только руководителей организаций, но и специалистов по фандрайзингу, авторскому праву и юриспруденции в целом, написанию грантов (отдел развития), маркетингу. Все, что я вам перечисляю, напрямую влияет на эффективность работы организации, помогает ей выстраивать мосты между искусством и публикой. Перечисленные компетенции очень дороги и обычно перекупаются коммерческим сектором. У организаций культуры есть возможность брать только молодых специалистов, находящихся на взлете и еще не имеющих достаточного практического опыта. Обычно картина выглядит следующим образом: ты берешь новичка, воспитываешь его, он за год-два-три приобретает очень высокую рыночную стоимость и уходит, например, в банк или горнодобывающую компанию, где на новом месте выполняет объем раза в два или три меньше с кратно большей заработной платой. Эта кадровая проблема была для меня наиболее острой.

Из концептуальных проблем – риск региона замкнуться на внутрикультурной кухне. Поскольку финансирование академической музыки, большинства профильных учреждений края ведется из местного бюджета, зритель тоже должен быть краевой – таковы отчетные правила. Вопрос обмена опытом, выезда за пределы региона всегда носит двоякий характер: какое прямое влияние это имеет на целевую аудиторию, жителей Красноярского края? Часто в сиюминутном моменте невозможно аргументировать, доказать необходимость. Но как только останавливается межрегиональный, федеральный трансфер специалистов (гастроли, стажировки, образовательные поездки, включенность в проекты за пределами своих институций), организации становятся серыми, безликими – действуют строго по шаблону государственного задания, теряя шарм и оригинальность, способную восхищать аудиторию.

АД За годы работы в Красноярской филармонии вы не раз участвовали в патриотических проектах. Что это – веление сердца или следование тренду?

ЕС Охотно отвечу. Работая в коллективе, который гастролировал по всему миру (имею в виду «Виртуозы Москвы»), владея иностранными языками, стажируясь за рубежом, я приезжал в Красноярск абсолютным западником. А через шесть лет уезжаю отсюда погруженным и взвешенным славянофилом. Понять нашу страну, ее масштаб, суть и глубину можно только поработав за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, погрузившись в региональную жизнь. Сибирь для этого – идеальное место.

АД Это говорит человек из Москвы, учившийся в Америке.

ЕС Именно так. Вдали от столицы ты как будто пересобираешь свою идентичность, находишь себя заново. У меня никогда не было малой родины, теперь она появилась. Приходит понимание, что это и есть – мы. Отсюда, собственно говоря, патриотические проекты. В основе мотивации нашей команды никогда не было ни финансовой, ни политической конъюнктуры. Возможно, поэтому проекты получались большими и честными.

АД Ну хорошо. Тогда в завершение такой вопрос: что вам не удалось сделать на посту генерального директора Красноярской филармонии?

ЕС Я считаю, что с художественной точки зрения филармонии есть над чем работать. В первую очередь это касается разнообразия творческого предложения: нужно продолжать приглашать новых молодых солистов, уравновешивая это пулом традиционных творческих партнеров. Необходимо участие в концертах филармонии новых российских дирижеров. Кроме того, недостаточен по количеству набор мероприятий на открытом воздухе. Безусловно, это затратная история, не всегда хватает ресурсов даже у такой филармонии, как наша. Но я бы заметно увеличил число концертов за пределами концертного зала. Если уже Сибирский юношеский оркестр смог покорить предгорье плато Путорана, то бросить такую нишу будет ошибкой. Этот формат открывает доступность музыки для широкой аудитории.

Не удалось также решить проблему по пространству для профессионального роста коллективов. Несмотря на то что у филармонии более двадцати пяти тысяч квадратных метров, нам мало места, у нас не хватает репетиториев. Каждый клочок нашего здания занят постоянно. Бывали ситуации, когда, скажем, группа контрабасов репетировала у лифта. Мне стыдно за это. Я понимаю, что это не моя вина. Но эту задачу я не смог ресурсно решить. Была у меня и мечта запустить проект социального жилья для работников организации, то есть найти инвестиции или правительственную программу и построить дом, чтобы люди получали жилье от филармонии. Не бесплатно, но в льготную ипотеку или в рассрочку. Эта идея давно витала в воздухе, ее обсуждали. Я бы взялся за реализацию, но – не хватило личного ресурса и времени.