9, 11 сентября
From Prokofiev Back to Bach
Санкт-Петербургская филармония
Двухдневная программа пианиста Ильи Папояна, лауреата XVII Международного конкурса имени П. И. Чайковского (2023), и Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра под управлением Александра Титова позволяет услышать (пускай и вразнобой, но друг за другом) все пять фортепианных концертов Прокофьева: такое нечасто происходит. Что же касается Баха, волею устроителей концерта клавирно сочетающегося с Прокофьевым, то его музыка, напротив, звучит в последнее время все чаще. Что говорит нам звонкое название программы? Все дороги музыки, включая модернистские, так или иначе, ведут (возвращают) к Баху? Какая-то правда в этом есть.
13–24 сентября
Фестиваль Российского национального оркестра
Московская филармония
Уже не Большой, но по-прежнему значимый Фестиваль РНО возвращается в Концертный зал имени П. И. Чайковского после четырехлетнего перерыва. Поменялось руководство (в 2022 году Михаила Плетнёва сменил в Российском национальном оркестре Александр Рудин), поменялся и фестивальный формат: в программе этого года всего три концерта (по словам Рудина в интервью «Музыкальной жизни», «в нынешней ситуации гигантомания противопоказана»), а единственная зарубежная персона в исполнительском списке — нередко выступающий на российских сценах француз Клеман Нонсьё. Неизменен только акцент на редкой музыке.
Откроют фестиваль «Песни Гурре» Арнольда Шёнберга (к 150-летию со дня рождения композитора) на поэтический текст Йенса Петера Якобсена — с гигантским составом исполнителей: РНО, ГАСО, Капелла Юрлова, Хор Свешникова, Камерный хор Московской консерватории, Хор юношей Хорового училища имени Свешникова, меццо-сопрано Екатерина Семенчук и Мария Баракова, тенора Сергей Скороходов и Антон Бочкарёв, бас-баритон Михаил Петренко, актриса Дарья Мороз (художественное слово), дирижер Филипп Чижевский.
Самого Александра Рудина, с его слов, «не очень привлекают подобные грандиозные составы», и он бы «не взялся за это произведение». Но, подчеркивает музыкант, идею включить редко звучащий опус в программу фестиваля «мы, конечно же, поддержали, как и персоналию дирижера Филиппа Чижевского». Программа «родилась из обмена идеями между РНО и МГАФ». «Песни» же за 97 лет со дня их ленинградской премьеры будут исполняться в России лишь в пятый раз: в частности, в 2003-м они звучали в Большом театре (чтецом тогда был австрийский актер Клаус Мария Брандауэр). Также на Фестивале РНО можно будет услышать Концерт для контрабаса с оркестром Сергея Кусевицкого (солист — Григорий Кротенко): 150-летию знаменитого контрабасиста и дирижера, учителя Бернстайна, популяризатора русской музыки посвящен концерт 20 сентября (в программе — симфоническая картина «Сны» Прокофьева, оркестровая фантазия «От мрака к свету» Глазунова и Первый фортепианный концерт Метнера, где в качестве солиста выступит Борис Березовский). Завершат же фестиваль «Гимн о Святом Таинстве» Мессиана, «Богоявление» Капле и «Мученичество Святого Себастьяна» Дебюсси (среди участников этого заключительного концерта — сопрано Альбина Шагимуратова и виолончелист Александр Рудин).
21 сентября
«Комсомолия» и «Коммунистический манифест»
МКЗ «Зарядье»
Нуждающаяся, как нам думается, в некотором обосновании программа советских редкостей (симфоническая поэма «Комсомолия» Рославца, «Коммунистический манифест» Шульгофа, Симфония № 2 «Посвящение Октябрю» Шостаковича) то ли следует модному ныне тренду, то ли, напротив, призывает уйти от исторического контекста и сосредоточиться исключительно на музыке, ее достоинствах и недостатках. Последнее было опробовано несколько лет назад в Московской консерватории, когда без всяких пояснений «просто» игралась музыка Александра Мосолова уже не лучшей пробы (в начале 1930-х его уникальный композиторский стиль радикально поменялся, и тому были объективные и субъективные причины, о которых стоило бы рассказать консерваторской публике). По какому пути пойдут организаторы концерта в «Зарядье» (с участием дирижера Ивана Рудина, МГСО, Московского государственного академического камерного хора, Детского хора «Весна» имени А. С. Пономарёва, сопрано Алины Отяковской, меццо-сопрано Елизаветы Вайслейб, тенора Сослана Кусова, баса Владислава Бирюкова), предсказать наверняка вряд ли можно. Но нетрудно предположить, что скорее это будет «чисто музыкальный» путь, ведь в программе, кроме упомянутого, — Скрипичный концерт Яначека «Блуждания маленькой души» (солистка — Ольга Волкова) и Концертино Вайнберга для скрипки и струнного оркестра — явно «из другой оперы».
18 сентября
100 лет Арнольду Кацу
Новосибирская государственная филармония
18 сентября, в день столетия Арнольда Каца (ученика Ильи Мусина в Ленинградской консерватории, основателя, художественного руководителя и главного дирижера Новосибирского академического симфонического оркестра), в Новосибирской филармонии состоится первый из посвященных ему концертов. Оркестр под руководством Димитриса Ботиниса впервые исполнит увертюру «Чакона большого города» Александра Чайковского, а Вадим Репин сыграет Скрипичный концерт Сибелиуса. Ранее сообщалось о планах транслировать (в тот же юбилейный день) на всех станциях новосибирского метрополитена музыку в исполнении оркестра под управлением Каца, а также запустить к столетию дирижера тематический метровагон.
Следующий концерт в честь маэстро пройдет в Новосибирске 26 сентября. Программа включает в себя Шестую («Патетическую») симфонию Чайковского, Симфонию № 35 Моцарта и бетховенскую увертюру к балету «Творения Прометея». За дирижерским пультом — Хаожань Ли (Китай). Далее — 29 сентября — концерт Новосибирского академического симфонического оркестра и Юрия Башмета.
Естественно, это далеко не полный список юбилейных мероприятий: планируется и показ в Государственном концертном зале имени А. М. Каца нового документального фильма об Арнольде Михайловиче (режиссер — Элла Давлетшина), и открытие выставки в Новосибирском краеведческом музее (фотографии, личные вещи Каца, афиши концертов), и выступления НАСО в Санкт-Петербурге и Москве (впрочем, это уже октябрьская концертная история)…