БРЕМЕНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ <br> МЕЛОДИЯ, 1969 Релизы

БРЕМЕНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ
МЕЛОДИЯ, 1969

В этом году исполняется 55 лет позитивной музыкальной аудиосказке Василия Ливанова и Юрия Энтина, которая подарила нескольким поколениям фейерверк чистых эмоций — так и должна действовать сказка! История Трубадура и его друзей никогда не была совсем уж детской, это дало ей долголетие и остроту восприя­тия. Эстетические и моральные тренды прихотливо переплетаются в похождениях сказочных музыкантов. В них царят романтичное Средневековье и энергичная хипповость, дурашливая решительность и спортивная эротичность. Последняя тема, впрочем, касается главных героев, остальные персонажи — просто милые и кукольные.

Запись проходила по категории «детской», была издана рекордными тиражами, ее переписывали на магнитофоны не так часто, как, например, телевизионные «Бенефисы». И позитивная музыка, и понятные образы безупречно вписывались в актуальную тогда культуру. Эффект был усилен и параллельным мульт­фильмом — теперь трудно сказать, какой из форматов был главным. Проект имел продолжение — «По следам Бременских музыкантов» (1973), оно было тоже тонким и точным, но время пришло уже иное.

Свободный дух 1960-х, эпохи любви и веры в возможность борьбы за позитив, — история бременского квинтета пронизана им, но и культурные символы 1970-х также аллегорически присутствуют, поэтому здесь уже нет никаких Буржуинов, Толстяков, Спрутсов, Карабасов-Барабасов. Стилистически это был уже скорее постпозитив и постхипповость: Король мил и безволен, никто никого не угнетает, все любят друг друга и лабают рок-музыку. Композитор Геннадий Гладков, тогда еще не мэтр, зашел в рок-жанр со стороны профессиональной музыки — и выдал удивительный результат. Сказка вписалась в эпоху, легко сочетая молодежные тренды и исторические мифы, а стремление пошутить привело к тому, что получился эстрадный феномен. Так работает синергия талантов! Тут можно только с удивлением и почтением вспомнить записавших почти все голоса Олега Анофриева — для первой части сказки и Муслима Магомаева — для второй. Звучат баллады, поп-барокко, а в «Возвращении Бременских» — замаскированный под фолк-ужастик добротный насмеш­ливый рок. И даже «криминальный» мир тут игрив: супергерои Трус, Балбес и Бывалый, «одолженные» из комедий Гайдая и возглавляемые стильной Атаманшей, исполняют шикарные цыганско-пиратские рок-романсы, а вовсе не шансон.

Веселая музыкальная фантазия оказалась в итоге недостижимой вершиной. Можно увидеть в постановке рок-оперу, сериал, мюзикл, а это «просто» сказка, из которой как из шляпы фокусника можно бесконечно доставать смыслы и концепции. Пародия, нормальный для советского мировосприятия ироничный взгляд на социальные веяния, помогла сохранить дыхание эпохи. Альбом воспринимался как детский, но предназначался для детей разного возраста.

У современных отпрысков другие герои, хотя, впрочем, персонажи мультфильмов тех лет в разных обличьях существуют и в современном культурном пространстве. Но дело не только в радости, которой хочется поделиться, и талантливости материала, оно еще и в воздействии культуры сквозь время. Альбомы переиздаются, имеют устойчивый спрос — трип бременского ансамбля продолжается, история вошла в жизнь, в обиход. «Бременские музыканты» остаются одним из самых эмоционально точных аудиодокументов предыдущего времени.