Фейерверк в честь Глинки События

Фейерверк в честь Глинки

Масштабный концерт «Глинка-гала» собрал более 2000 человек в Тульском кремле

Традиции проводить оперные проекты open air уже шесть лет. Так Тульская филармония восполняет ощутимый пробел – отсутствие собственного музыкального театра в городе. Конечно, можно сесть в «Ласточку» и за два часа с небольшим прибыть в Москву и посетить столичные оперные дома, но город, в котором за последние несколько лет произошли такие тектонические культурные сдвиги, уже заслуживает и собственного театра. Пока же филармония, где есть успешный симфонический оркестр, отличный хор, сама приобщает слушателей к оперной классике.

Как рассказала директор Тульской областной филармонии Елена Руднева, идеолог и организатор этого проекта, «в этом году четыре события составили фестиваль “Глинка-гала”, который встроился в программу “Музейное лето в Туле”, а идею отметить 220 лет классика русской музыки поддержало грантом Министерство культуры Российской Федерации».

О музыке в Туле говорил лектор Московской филармонии Ярослав Тимофеев, слушателей интерактивно вовлекали в театрализованное действо «Как на нашу землю музыка пришла»: фольклорный ансамбль «Услада» показал на Казанской набережной атмосферную программу о трех августовских праздниках – яблочном, медовым и ореховом Спасе.

Новым в концепции этого летнего музыкально-театрального фестиваля стало участие приглашенного оркестра. Тула уже принимала у себя в апреле Донецкий академический симфонический оркестр имени Прокофьева – в рамках проекта «Оркестр непокоренных», но теперь он приехал на два события. В прекрасном Колонном зале Дворянского собрания исполнили сочинения Глинки, Римского-Корсакова, Чайковского, а затем сыграли открытую репетицию и гала-концерт в составе сводного коллектива, объединившись с музыкантами Тульского филармонического оркестра.

Гостей приветствовала министр культуры региона Татьяна Рыбкина, подчеркнувшая важность коллаборации с новыми территориями: «Оркестр принимал участие во всероссийских проектах, посвященных 220-летию Глинки и 225-летию Пушкина. Это приобщение к русской культуре очень важно для нас. Мы приглашаем наших друзей еще раз приехать в Тулу, где их всегда ждут».

 

Импровизированный амфитеатр, воздвигнутый в центре Кремля, был заполнен до отказа – по статистике на репетицию и концерт пришло более двух тысяч человек, и еще больше 5000 смотрело трансляцию на интернет-ресурсах Тульской филармонии и телеканала «Первый Тульский». Дамы в возрасте со знанием дела обсуждали солистов. Имена баса из Мариинки Владимира Ванеева и тенора из «Новой Оперы» Алексея Татаринцева им были знакомы, а вот к молодым солисткам – сопрано Альбине Латиповой из Большого театра и меццо Анастасии Лимановой, стажеру Мариинки – они отнеслись настороженно. Но первые же сольные номера развеяли все опасения: голоса оказались у всех первоклассными, а филигранная работа звукорежиссеров позволила наслаждаться нюансами тембров и тонкой эмоциональной подачей.

Фактурному Владимиру Ванееву достались в этой программе разнохарактерные номера: хитроватый Мельник из оперы «Русалка» Даргомыжского, неудачливый ухажер Златогор из «Пиковой дамы», трагический злодей Грязной. Для каждого героя он нашел нужную интонацию, свой эмоциональный градус, так что неудивительно, что обаяние и мастерство мэтра российской оперы вызвали горячие овации публики.

Алексей Татаринцев в образе Богдана Собинина не только возбудил патриотические чувства, но и сразил стопроцентным попаданием на все верхние до и ре-бемоли. А в популярной арии Ленского был трогателен и прост. Альбине Латиповой, обладательнице нежного, приятного голоса, хотелось поаплодировать за ее безупречную технику. И виртуозные Каватина Людмилы и ария Снегурочки, и комическая партия Прилепы и патетическая Иоланта прозвучали легко, без всяких шероховатостей, с азартом. Но лично для меня открытием вечера стала четверокурсница Петербургской консерватории Анастасия Лиманова: произвели впечатление ее темперамент, молодая горячность, артистичность и, конечно, замечательные вокальные данные с бархатными грудными нотами и уверенными верхами. Ей достались партии «плохих девочек» – Лауры из «Каменного гостя» и Любаши из «Царской невесты», а также «брючные» арии – Вани из «Жизни за царя» и Миловзора из «Пиковой дамы», где, возможно, стоило бы сменить концертное платье на фрачную пару, чтобы визуально соответствовать этим героям. Украсило программу участие Тульского государственного хора (художественный руководитель – заслуженный артист Абхазии Александр Соловьёв, главный дирижёр – Алексей Зайцев), который хоть и не получил сольных номеров, но был активным участником многих оперных сцен. Запомнилась пастораль «Искренность пастушки» с симпатичной балетной интермедией филармонического ансамбля танца «Визави» (руководитель – Денис Васин): артисты в камзолах и красивых «а-ля XVIII век» платьях кружились перед сценой, создавая ощущение настоящего театра.

Два маэстро делили в этот вечер дирижерский подиум. Павел Солдатиков, приехавший с донецкими музыкантами, и главный дирижер Тульского филармонического оркестра Владислав Белоусов показали разный подход к работе с оркестром. Солдатиков предпочитает быть максимально сконцентрированным, даже суровым, что удачно резонировало с патриотическими страницами русской классики – номерами из «Жизни за царя», «Половецкими плясками» и вокальными фрагментами из «Князя Игоря» Бородина, а вот музыка к «Руслану и Людмиле» Глинке требовала чуть большей легкости и подвижности. Владислав Белоусов, улыбчивый и открытый, сумел создать из музыкантов двух оркестров единый организм – в какие-то моменты казалось, что они так и музицируют вместе, настолько четко был выстроен баланс групп, красиво звучали соло. На его долю в программе пришлись фрагменты из опер Римского-Корсакова и Чайковского, а также два масштабных симфонических полотна: увертюра из «Царской невесты» и помпезная Торжественная увертюра «1812 год» Чайковского, исполненная в полной версии с хором и колоколами. Батальная феерия стала ожидаемой кульминацией концерта и завершилась под всполохи фейерверка. «Глинка-гала» удался во всех смыслах, и люди расходились со словами благодарности, демократично подходя и к директору и сотрудникам филармонии, и к министру культуры Тульской области. Всех в этот момент объединяли радость и гордость – за тульских музыкантов, за прекрасный выбор солистов, за русскую музыку, которая вдохновляла артистов и публику.

Столкновение противоположностей События

Столкновение противоположностей

В «Зарядье» прозвучала музыка Брамса и Шостаковича

Балетам быть! События

Балетам быть!

В Петербурге обсудили стратегии создания новой балетной музыки

Ремонт старых поездов События

Ремонт старых поездов

В рамках «Ночи искусств» на Рижском вокзале состоялся концерт неоклассики

Прыжки между безднами События

Прыжки между безднами

Завершился Шестой сезон фестиваля Союза композиторов России «Пять вечеров»