Советская площадь в центре города превратилась на время в импровизированный концертный зал, где выступали российские артисты первой величины, «звезды, солисты, которыми гордимся не только мы, башкортостанцы, но и вся Россия и весь цивилизованный мир», – подчеркнула в своем приветствии министр культуры РБ Амина Шафикова.
Программа фестиваля стала своего рода витриной классического искусства. На открытие приехал Денис Мацуев, который на пресс-подходе охотно рассказывал: «У меня здесь очень много друзей, в первую очередь – мой любимый Госоркестр Башкортостана с маэстро Дмитрием Крюковым и Артуром Назиуллиным, потрясающий министр культуры, пианистка Амина Ивниевна. Я всегда говорю, что, если бы все министры культуры в регионах нашей страны имели бы музыкальное образование, было бы только лучше. Приезд в Уфу – всегда воодушевление, творчество, потрясающее музицирование с великолепным оркестром. Музыкальный фестиваль “Денис Мацуев представляет: диалог поколений”, который теперь проходит в Уфе, – результат нашей большой любви. Площадка замечательная: чем больше будет слушателей, тем теплее будет и жарче во всех отношениях!»
Выбор Первого фортепианного концерта Чайковского оказался удачным во многих смыслах: огромная площадь, заполненная людьми, требовала плакатности, значительного высказывания. Этими качествами музыка Чайковского, безусловно, обладает сполна, но в исполнении Дениса Мацуева присутствовали не только помпезность и имперский размах, но и теплая лирика, задушевные интонации. ГАСО РБ, как всегда, подготовился к встрече с масштабным пианистом на двести процентов: партии были выучены так, что солист мог брать абсолютно любые темпы, оркестр шел «в ногу» с ним в каждом такте. Дмитрий Крюков не просто мастерски аккомпанировал, но сделал все, чтобы Первый концерт звучал, как симфония с роялем. В самые эффектные моменты этого великолепного музыкального диалога зрители, не дожидаясь окончания части, аплодировали, поддерживая музыкантов. В первом ряду сидел глава республики Радий Хабиров, придумавший год назад саму идею такого фестиваля на открытом воздухе, именно на Советской площади. Она была реконструирована несколькими годами ранее и из парковочного места превратилась в культурную прогулочную зону и место боевой славы Башкортостана с установленным мемориалом Герою России генералу Минигали Шаймуратову. А теперь Радий Фаритович вместе с семьей явно наслаждался музыкой и искусством земляков и гостей Уфы.
Программу к 450-летию города невозможно представить без главных башкирских артистов – Аскара и Ильдара Абдразаковых, уже давно ставших национальными героями Башкортостана. Прославленные певцы выбрали известнейшие арии басового репертуара, порадовав публику целой галереей портретов любимых оперных героев: тут были и арии Гремина, хана Кончака, Алеко в исполнении Аскара и куплеты Тореадора, Мефистофеля, русская народная «Эй, ухнем», которые спел Ильдар. Напомним, что в Уфе начинал свою карьеру Шаляпин, и Абдразаковы в своем роде его музыкальные внуки, продолжатели большой национальной традиции. Объединившись вместе в жгучем романсе «Очи черные» и в песне «Вдоль по Питерской», братья очаровали зрителей не только мощью голосов, но и отличным чувством юмора.
Вторая часть вечера была отдана ГАСО РБ и Четвертой симфонии Чайковского. Смятенная исповедь классика, его борьба с фатумом и победа над ним – актуальная тема во все времена. Госоркестр РБ под управлением Дмитрия Крюкова вновь показал себя тонким интерпретатором творчества Чайковского, а по качеству звучания и выделке деталей оркестр ничем не уступил классическим исполнениям известных предшественников.
Не менее праздничным получился и второй день фестиваля. Мощная сюита из «Лебединого озера» (соло на скрипке – концертмейстер ГАСО РБ Ильшат Муслимов) только утвердила впечатление, что русская классика очень впору и ГАСО РБ, и Дмитрию Крюкову, умеющему передать страсть и рефлексию этого композитора. В программе приняли также участие певцы из Узбекистана во главе с Женисбеком Пиязовым. Центром вечера стал Кларнетовый концерт, созданный Дмитрием Крюковым специально для своего друга, замечательного кларнетиста Артура Назиуллина. Струящийся мягкий звук его кларнета вырисовывал орнаменты по красочной, местами чувственно-экспрессивной оркестровой канве, где интонации национального башкирского мелоса удачно вплелись в импрессионистическую фактуру.
Прекрасная игра оркестра была оценена не только зрителями, но и главой республики, который лично вышел на сцену, чтобы вручить почетные грамоты и звания артистам и дать напутствие: «Самое главное – это любовь, семья, любовь к Родине, уважение друг к другу и самые добрые мысли. Будьте счастливы».
Финальный день фестиваля познакомил уфимцев с творчеством Госоркестра России имени Светланова, покорившегося дирижерской палочке Дмитрия Крюкова. Слушатели приобщились к известным страницам русской классики, в числе которых был второй акт балета «Щелкунчик» – так Чайковский красной нитью связал три концерта. А итогом стала Вторая симфония Рахманинова, ставшая искренней исповедью дирижера и оркестра.
Фестиваль получил серьезный общественный резонанс – на Советскую площадь пришли свыше 65 тысяч человек. «Но мы работаем не ради цифр, – подчеркнул генеральный директор ГАСО РБ Артур Назиуллин. – Счастье – быть в едином романтическом порыве музыкантов и слушателей: жители и гости Уфы сидели поздними вечерами до последнего звука – это все не оставляет равнодушными, потому что мы работаем для нашего слушателя. Исполнять классическую музыку, которая призвана дарить добро и свет в этой жизни, – основная задача нашего фестиваля».
Фестиваль завершился, а неутомимые башкирские музыканты уже покоряют новые вершины. Состоялось официальное открытие сезона ГАСО РБ, для которого Дмитрий Крюков выбрал партитуру, впервые прозвучавшую в Уфе, – Вторую симфонию Малера, имеющую символический подзаголовок «Воскресение». Музыка высоких идей и сильнейшего эмоционального накала, она поддержала романтическую атмосферу нынешней осени.