Жвачка или Жесть? События

Жвачка или Жесть?

Дискуссия о границах современной оперы открыла Вторую лабораторию молодых композиторов, драматургов и режиссеров «КоOPERAция»

Притягательная и непонятная современная опера стала андеграундом для большинства. Что не так? Или наоборот – так и должно быть? В Электротеатре Станиславский обсудили границы дозволенного в музыкальном театре, попытались обнаружить дистанцию между зрителем и театральным пространством, понять – насколько важно быть открытым к аудитории.

Дискуссия под названием «Новая музыка – новые форматы» открыла большой образовательный этап оперной лаборатории «КоOPERAция». «Вовлечь в сферу музыкального театра и вдохновить их на создание новых сочинений – это главное», – говорит Екатерина Василёва, режиссер и руководитель лаборатории. В новом сезоне «КоOPERAции» Василёва поставила непростую задачу: создать такую оперу, которая, с одной стороны, будет встроена в герметичное театральное пространство, а с другой –органично вписана в пленэр Никола-Ленивца. Кажется немного фантастичным?

После краткой презентации Василёва пообщалась с Дмитрием Курляндским, Натальей Пшеничниковой, Романом Ригером и Шарлоттой Зейтер – людьми, которые не просто знают толк в современной опере, а понимают, как ее создать и спродюсировать. Задавать неудобные вопросы коллегам оказалось непросто. Институции? Режиссеры? Зрители? Где найти «точку отсчета» в системе координат современных театральных практик?

«Новое искусство должно подразумевать новые способы взаимодействия творцов с окружающей действительностью», – начал дискуссию Дмитрий Курляндский, композитор и музыкальный руководитель Электротеатра. Он отметил, что появление нового формата (будь то опера-променад, site-specific или иммерсивный музыкальный спектакль) должно исходить от автора-создателя и его желания высказаться, а не от потребностей аудитории. Музыкальный руководитель Электротеатра поделился планами: помимо одиннадцати оперных проектов в репертуаре появятся еще пять. Спектакль Александра Чернышкова – одна из ближайших премьер. «Новым стал не только продукт, но и сам способ его восприятия и интерпретации», – резюмировал Курляндский.

«Взрывать» изнутри устоявшиеся форматы и избавляться от набивших оскомину жанровых канонов призвал Роман Ригер, куратор фестиваля современной оперы «Infektion!» в берлинской Штаатс­опер. Он поделился опытом воплощения перформативных опусов Штокхаузена, Кейджа, арт-движения Флюксус: «То, чем я занимаюсь с 2010-х годов – показываю авангард широкой аудитории». Конечно же, немецкому зрителю с его открытостью восприятия театральных экспериментов остается только позавидовать. Ригер обратил внимание, что генерация разных форм современного музыкального спектакля – вовсе не проблема институций. Коммуникация между автором и аудиторией намного важнее.

О проблеме коммуникации со зрителем говорила и Шарлотта Зейтер, немецкий композитор и член жюри международных фестивалей ISCM World Music Days Tongyeong, Gaudeamus Amsterdam, Wien Modern. Для нее важно, когда молодые композиторы не просто используют устоявшиеся звуковые конструкции, а стремятся найти собственный язык. Как показывает практика, неопытные авторы в подражании сбиваются от одной крайности к другой: создавая рыхлую и малоинтересную «жвачку» или наоборот – суперконцептуальную «жесть». «Композиторы-миллениалы выросли в атмосфере огромного количества информации, – говорит Шарлотта Зейтер. – Они достаточно свободно обращаются с самыми разными медиа». Тотальная свобода порождает огромную жанровую палитру. Поэтому разговор о терминологии и жанровых канонах в условиях современной театральной практики невозможен. С такой позицией согласна Наталья Пшеничникова, вокалистка и руководитель театра голоса La Gol. Поделившись опытом исполнения самой разной современной музыки, певица пожелала участникам лаборатории не потерять себя и пригласила присутствующих на «Архстояние‑2018», где La Gol исполнит партитуры Кейджа и Широкова.

И жизнь как музыка, и музыка как жизнь События

И жизнь как музыка, и музыка как жизнь

В Казани отпраздновали двойной юбилей Александра Сладковского

Самые точные слова События

Самые точные слова

Как откликнулся на юбилей Десятникова столичный театр

Под звуки застольной События

Под звуки застольной

Хроника третьего тура Конкурса молодых оперных исполнителей имени Шаляпина

Партитура Сибири: услышать будущее в нотах настоящего События

Партитура Сибири: услышать будущее в нотах настоящего

На фестивале «Музыка сибирских историй» прозвучали произведения, посвященные региону