Чайковский – город композиторов События

Чайковский – город композиторов

Как Чайковский стал местом молодых композиторов

Смешно представить, чтобы ежегодные встречи молодых композиторов в Лейпциге, допустим, назывались бы именем Баха, а в Вене – ​именами Моцарта или Бетховена. Академия в Чайковском с именем Чайковского, как ни странно, монтируется. В соседнем Воткинске стоит Дом-музей, где родился Чайковский, а городское поселение «Чайковский» вошло в историю музыки в 1962 году: на торжественном открытии II Конкурса Чайковского в Большом театре сама Фурцева зачитывала приветствие от трудящихся родившегося вокруг Воткинской ГЭС городка, в ту пору – ​рабочего поселка. Современный Чайковский – ​это 23 тысячи жителей, которые называют себя «чайковцами», это – ​плещущая в гранитную дамбу волна Камского моря, и это – ​место единственного в стране международного композиторского workshop’а, который придумали директор Академии – ​Виктория Коршунова и художественный руководитель, он же московский композитор-радикал Дмитрий Курляндский.

Совместный проект Министерства культуры Пермского края и Чайковского районного центра развития культуры –  самое инновационное и самое продвинутое, что делается в России для молодых авторов, их музыки и не только. На городской площади проходит праздничный марафон «Чайковский –  город мастеров». В его рамках Академию торжественно открывают Ансамбль «Россия» имени Людмилы Зыкиной и Московский ансамбль современной музыки (МАСМ).

Академия выходит в город, но и сама в ответ собирает горожан на концерты, которые складываются в параллельный фестиваль. Безо всяких мук регулярно переключаемого слуха профессио­налы и простые горожане слушают то Вокальный ансамбль «Интрада» (Москва) с хоровыми опусами Мусоргского и Рахманинова, то раритетный концерт из произведений педагогов Академии, а затем –  выступление четвероклассницы из Чайковской детской школы искусств № 1. –  Девочка играет в Арт-центре «Шкатулка композитора» на новеньком рояле в присутствии тех, чью музыку на рояле уже и не сыграешь.

Толерантности к новой музыке, которую Академия за восемь лет воспитала в «чайковцах», позавидуют столицы. Пьеса Александра Хубеева, заместителя худрука Академии, вызывает настоя­щий ажиотаж: в рояль засыпаны сто пинг-понго вых шариков, которые пианист МАСМ Михаил Дубов заставляет подпрыгивать на струнах. Шепотом читаемые цифры –  именно такой «звуковой материал» избран французским педагогом Академии, Коленом Рошем, который сам начинает произведение, и его текст словесным каноном развивают солисты МАСМ, –  нарушает лишь звук проезжающих машин. На лекции ходят педагоги местного музучилища и школы искусств: для них это –  обязательный курс ФПК. Конечно, выпучиваешь глаза в ответ на просьбу прислать саундтрек с музыкой Десятникова к фильму «Москва», чтобы ее давали в качестве училищных диктантов по сольфеджио. Но чего ж удивляться, если в композиторском классе Московской консерватории учится здешняя выпускница, «чайковчанка» Галина Булюлина. С 16 лет студентка Академии, она сокрушается только по поводу трех лет пропущенного на родине композиторского workshop’а.

В этом году из 196 заявок из 39 стран на Академию отобрали 10 студентов, 5 стажеров и 7 стипендиатов из Великобритании, Германии, Португалии, России, Китая, Южной Кореи, Украины, Белоруссии и т. д. Вместе с волонтерами всего приехало 35 человек. Плюс пять педагогов экстра-класса. Ежегодные комбинации педагогов, собираемых принципиально «не из одного котла», –  особая гордость организаторов. На мировых семинарах и академиях педагоги-­открытия –  редкость, в Чайковском –  данность и ноу-хау. Мастер-классы идут по строгому расписанию. Студенты и стипендиаты показывают и обсуждают по два сочинения минимум с двумя мастерами. Стажеры –  тоже. Волонтеры –  договариваются на свободное время, которого у мастеров мало, но они его находят.


Дмитрий Курляндский

На занятиях Хаи Черновин –  и смех, и слезы. Многолетняя руководительница Летней Академии в Штутгарте и профессор Гарвардского университета –  настоящий диагност-психолог. Музыкальный текст для нее –  линза, через которую она видит собеседника насквозь, докапываясь до того, о чем он и сам еще не догадывается. «Не понимаю, как она это делает?» –  говорит растерянный Рачья Есаян, только что сообщивший ей, что нерешительность намерений замечают и в его семейном окружении. Консерваторской выпускнице из Москвы Даше Звездиной разъяснена недостаточно радикальная протяженность ее сочинения так, что какое-то время девушка глотает слезы благодарности: минувшим летом ее подвергли обструкции на Фейсбук (организация, деятельность которой запрещена в РФ) как раз за чересчур радикальную музыку «одного аккорда». Отличное, к слову, сочинение!

Метод Дмитрия Курляндского тоже крут. Бережная интонация общения на Академии вообще очень важна, но на занятиях Курляндского –  просто высший пилотаж «спокойствия» и «концентрации». «На своих занятиях я стараюсь, чтобы человек обнаруживал, где он следует какой-то навязанной модели –  кем-то сформулированной, пришедшей либо из истории, либо из окружения. Важно, чтобы он понял, насколько она ему органична, либо нет. В отказе от заимствованных моделей, может быть, как раз и есть шанс композиторского самообнаружения», –  поясняет свою работу Курляндский. Более пяти лет он преподает на международных академиях и семинарах по всему миру и знает, о чем говорит.

После ужина в столовой профилактория «Камские зори» разворачивается главное действо. Сочиняющие музыку народы обмениваются впечатлениями от занятий, кто-то из волонтеров показывает свое сочинение на видео, музыканты МАСМ, дни напролет занятые исполнительскими мастер-классами и подготовкой к исполнению студенческих работ на заключительном концерте, дают со своей колокольни советы композиторам. Слышишь слова, которые здесь –  в порядке вещей, а где-то в консерваториях, возможно, и не слишком употребляются: «микрофоники», «спектрализм», «закольцовка», «рекордер», «патч». Но правда и в том, что когда-то изобретенные Гвидо Аретинским ноты никто не отменял: композиторам и ныне надо уметь выражать свои намерения с помощью нот. Этому на Академии тоже уделялось внимание. Хотя запомнилось другое: сидит Хая Черновин, грызет шариковую ручку, а потом, как птица, взмахнув рукой, начинает рисовать извилистую или зигзагообразную линию. Все-таки композитор –  еще и художник. И человек.

Дэвид Лефковиц –  профессор Калифорнийского университета, того самого, в котором преподавал Арнольд Шёнберг, рассказывал, что все-таки ушел оттуда: «Слишком много бумажек требуют после моих выездов на мастер-классы, мне это надоело!» Сантьяго Диез Фишер из Швейцарии обучал волонтера Сашу Елину аргентинскому танго. Собственные сочинения этого гения родом из Аргентины от танго, как Уран –  от Земли: все звуковые объекты самого улыбчивого педагога нынешней Академии созданы на основе его голоса, который затем преобразован в компьютере и рассортирован по строкам партитуры. Слух втягивается в его музыку, как в сильнейшее гравитационное поле. И нечто «священное» заново открываешь в истасканном временами понятии «композитор».

В книге Юрия Лотмана «Беседы о русской культуре» есть глава, посвященная первому поколению «непоротых детей», из которых выросли декабристы. Наблюдая композиторский молодняк на Академии, с удовольствием думаешь о том, что их чистота и нетронутость карьерными соображениями уже обозначили новое пространство отношений между людьми, пребывающими в счастливом далеке от столичной конкуренции и борьбы за место под солнцем.

Самой уникальности географического положения города, с трех сторон окруженного водой, отвечает уникальность именуемого Академией композиторского эксперимента, главный итог которого, по словам Курляндского, в том, что «равенство индивидуальностей здесь главнее вырабатывания общей платформы». Дальше –  кому как повезет. Пока же понятно одно. В столицах есть снобистский налет, претензия на обладание особым знанием, назовем это «амбицией посвященности», и эта амбиция дает людям как бы право «судить». Там, где это есть, новой музыке «пробиться» гораздо сложнее, чем в Чайковском. Вот она и «пробивается».

И жизнь как музыка, и музыка как жизнь События

И жизнь как музыка, и музыка как жизнь

В Казани отпраздновали двойной юбилей Александра Сладковского

Самые точные слова События

Самые точные слова

Как откликнулся на юбилей Десятникова столичный театр

Под звуки застольной События

Под звуки застольной

Хроника третьего тура Конкурса молодых оперных исполнителей имени Шаляпина

Партитура Сибири: услышать будущее в нотах настоящего События

Партитура Сибири: услышать будущее в нотах настоящего

На фестивале «Музыка сибирских историй» прозвучали произведения, посвященные региону