Филипп Чижевский: Слово «додекафония» обесценивает фигуру Шёнберга Персона

Филипп Чижевский: Слово «додекафония» обесценивает фигуру Шёнберга

13 сентября исполняется 150 лет Арнольду Шёнбергу, и ровно в этот день в Московской филармонии его ораторией «Песни Гурре» на стихи датского поэта Йенса Петера Якобсена откроется возобновленный после четырехлетнего перерыва Фестиваль РНО. Вместе с Российским национальным оркестром в исполнении участвуют ГАСО России имени Е.Ф.Светланова, Капелла Юрлова, Хор Свешникова, Камерный хор Московской консерватории, Хор юношей Хорового училища имени Свешникова, меццо-сопрано Екатерина Семенчук и Мария Баракова, тенора Сергей Скороходов и Антон Бочкарёв, бас-баритон Михаил Петренко, актриса Дарья Мороз (художественное слово). Дирижирует Филипп Чижевский (ФЧ), в конце августа назначенный художественным руководителем Госоркестра России имени Светланова. Перед началом фестиваля он дал интервью Антону Дубину (АД).


АД Филипп, как вам кажется, не умаляет ли значение Шёнберга, не обедняет ли слушательское восприятие этого композитора тот факт, что до сих пор (и 150 лет, кажется, не предел) Шёнберг атрибутируется, главным образом, как создатель додекафонии, хотя он владел очень разными языками, в которых, мне кажется, было бы интересно разобраться.

ФЧ Да, интересный вопрос… Начну с того, что, когда мы презентуем программу той или иной концертной институции, эта институция, как правило, уже имеет представление о том, на что ходит публика, как она реагирует на того или иного композитора, тот или иной опус. Нередко сочинения подбираются и исходя из юбилейной или памятной даты. «Песни Гурре», создававшиеся долго, в несколько заходов, и впервые исполненные в Вене в 1913 году, выбраны неслучайно: это совсем еще тональный Шёнберг, грандиозный, красочный, служащий к тому же отправной точкой направлений, которые появятся и будут развиты в его дальнейшем творчестве. Даже впоследствии, в зрелый период, уже пробираясь сквозь дебри своих додекафонных изысканий, он умудрялся совмещать несовместимое – вспомним его Фортепианный концерт: какой бы радикальный путь ни прошел композитор перед его написанием в 1942-м, произведение это явно романтическое. Что же касается «Песен Гурре», то мы исполним их ровно в день 150-летия Шёнберга, 13 сентября.

АД В тот же вечер они будут звучать в главном зале венского Музикферайн.

ФЧ Надо же, какое потрясающее совпадение! Так вот, именно в этот вечер мы сыграем замечательное сочинение, которое сам Шёнберг не любил, начал писать еще в самом начале XX века (совсем незадолго появилась гиперромантическая «Просветленная ночь»), а оркестровал после паузы почти что в десяток лет, будучи композитором других, атональных взглядов. Тем это интереснее для нас: оркестровка феноменальная, идущая пластами, коллажеобразная – например, когда вступает певец, исполняющий партию сумасшедшего Клауса, или звучит музыка, «сопровождающая» чтеца. Чередующиеся образы напоминают странный кинематограф. А начало можно сравнить с «Золотом Рейна»: тягучесть, пасторальность, «мифическое» безвременье… Система лейтмотивов, опять же. Хоральные отсылки к Вагнеру. Меньше всего в этой партитуре, как ни странно, от Малера. Зато «Рихарда Штрауса» очень много.

АД Вы с таким интересом говорите обо всем шёнберговском, что никак не связано с додекафонией!

ФЧ Да, мне мало «хрестоматийного» к нему отношения. Я не воспринимаю технику как средство, с помощью которого можно охарактеризовать автора. Шёнберг для меня – не додекафонный композитор, а просто композитор, как Шостакович, например. Ищущий, углубляющийся. Когда мы говорим слово «додекафония», оно моментально иссушает фигуру Шёнберга. Скажу даже еще жестче: обесценивает. Для меня самоценна музыка,  написанная, в случае Шёнберга, не по правилам (Бах ведь тоже был, на самом-то деле, далек от правил!). Даже если он создал жестко структурированную систему, он оставался в ней (во всяком случае, для меня это так) пылкой романтической натурой. Так же и Стравинский: многие техники пробовал, в той же додекафонной системе работал под конец жизни, но от него не ускользали его гармонические, мелодические предпочтения. Сквозь туманность «странного» звукообразования мы можем их для себя обнаруживать.

АД Ну и некоторая натяжка все-таки называть Шёнберга «отцом» додекафонии. Был австрийский композитор Йозеф Маттиас Хауэр с учением о тропах, был Ефим Голышев, написавший еще в 1914 году Струнное трио Zwölftondauermusik… Шёнберг скорее «зацементировал», популяризировал этот метод.

ФЧ Был и Скрябин с додекаккордами! Справедливо вспомнить и о нем тоже. Все это кружилось в воздухе, и человек музыкально не обделенный, чувствовавший эти мерцающие «ароматы», – он был как пчела. Шёнберг брал с этих «цветов» «пыльцу» и делал свой удивительный «мед». Ему удалось показать панораму развития музыкальной мысли. Оттого Шёнберг и велик. Он как калейдоскоп, в который мы смотрим, смотрим и наслаждаемся многоцветием кристаллов.

«Песни Гурре» – опус особенный. Гигантский состав. Хочу подчеркнуть, в Московской филармонии мы увидим и услышим самый большой состав в истории музыки именно по количеству наименований. Наибольшего состава ведь можно добиться и просто увеличив количество струнных, предположим. А здесь очень много видовых инструментов, и у каждого собственная партия. Своего рода мифический сад, в котором великое множество всего.

 

АД Почему же этот «сад» цветет так отстраненно и одиноко при всей своей красочности? Почему Шёнберг не стал таким же классиком, как Малер, не исполняется настолько часто?

ФЧ Потому что он не Малер. У него есть одна такая партитура, в чем-то более трудоемкая, чем малеровские симфонии.

АД Соглашусь, нет настолько объемного симфонического наследия. А языки? Можно было бы из этого многообразия делать очень интересные программы.

ФЧ Конечно, стоит сочетать его языковые манеры. А почему не стал классиком… Иногда становится очевидной актуальность его искусства, потом она улетучивается. Мне трудно дать ответ.

АД Время Шёнберга еще не пришло, в отличие от времени Малера?

ФЧ Малеровское время однажды пришло и более уже не уходило. Он трудоемок, не все и не всегда могли его адекватно исполнить, но с ростом исполнительского мастерства Малер стал доступнее. Возвращаясь к Шёнбергу: при первом рассмотрении этот композитор может не открыться. Даже «Песни Гурре» – красиво, но будоражить начинает не сразу. Правда, вживую, как слушатель, я этот опус не слышал. И сейчас не услышу: буду стоять за пультом, у меня будет иная картина. Это сочинение, мне кажется, требует многократного переслушивания. Как книга, страница которой тебе сперва непонятна, ты к ней возвращаешься, перечитываешь и лишь затем устремляешься дальше. Шёнберг весь такой, тем и сложен. Его красота, даже откровенно тональная, завуалирована. Если, скажем, он разрешает сложное гармоническое нагромождение в мажорное трезвучие, это поначалу может показаться даже банальным. Есть такие такты в партитуре «Песен». Думаешь, что за тривиальность?.. А потом понимаешь, что эти такты и есть Amen, Истина.

АД Кто стоял у истоков замысла исполнить «Песни Гурре» в день рождения Шёнберга?

ФЧ Это идея филармонии. Примерно год назад вокруг нее вспыхнули все огоньки. Я эту идею, естественно, поддержал.

АД Зависело ли от вас лично то, что в исполнении участвуют именно эти оркестры, хоры, солисты?

ФЧ Это наше общее решение. Понятно, что Фестиваль РНО, в рамках которого будут исполняться «Песни Гурре», не мог бы проходить без Российского национального оркестра. Остальные коллективы также нельзя назвать случайными.

АД Если бы не ограничения последнего времени, состав исполнителей был бы иным?

ФЧ Вы имеете в виду зарубежных солистов? Конечно, взаимодействовать с носителями языка (в данном случае – немецкого) всегда полезно для дела. Но сейчас я как-то спокойнее ко всему этому отношусь. В прошлом сезоне, например, мы исполняли «Страсти по Матфею», и партию Евангелиста блестяще спел Михаил Нор – это касается и произношения, и погружения в каждое слово. Да и сейчас у нас прекрасный состав.

АД Возможен ли такой вариант, что после вашего исполнения – пятого в России с момента ленинградской премьеры в 1927 году – «Песни Гурре» станут репертуарными?

ФЧ Эта музыка – Вселенское торжество. Если она будет звучать так же часто, как Восьмая или Вторая Малера, я только порадуюсь.

АД Есть ли у вас в планах «Уцелевший из Варшавы» Шёнберга?

ФЧ Спасибо, что вспомнили этот опус! Я, кстати, не раз исполнял его: и на фестивале современной музыки в Баку, и в Пушкинском музее (камерная версия, чтецом был композитор Александр Маноцков). Сочинение знаковое для истории музыки, длится менее десяти минут и за это время успевает сильнейшим образом «препарировать» слушателя. Разумеется, и впредь буду к нему обращаться.

АД Не поддержим, значит, Пьера Булеза в его провозглашении: «Шёнберг мертв»? Вы наверняка знаете эту статью.

ФЧ «Милые бранятся – только тешатся»! Дирижер Булез – выдающийся интерпретатор музыки Шёнберга, в том числе «Песен Гурре». В следующем году композитору Булезу было бы сто лет: мы с музыкантами РНМСО тоже не обойдем стороной эту дату. Прозвучит его «романтическая» вещь – Improvisation II sur Mallarmé для сопрано соло и девяти инструментов, в апреле 2025-го мы сыграем ее вместе с музыкой Ксенакиса, Шаррино и Раннева (мировая премьера) в филармоническом абонементе «Другое пространство. Continuo». Это был спойлер.

АД С Булезом разберетесь весной, а сейчас ответьте мне, пожалуйста: положение Шёнберга в комбинации «композитор-слушатель» когда-либо изменится? Или он так и останется экзотическим автором?

ФЧ Думаю, таким и продолжит быть. Слишком сложен путь его постижения. Чтобы увидеть красоту дикой природы, надо потрудиться: добраться, перетерпеть жару или холод, укусы гнуса и прочие прелести. С Шёнбергом похожая история. Даже его «красивости» – они настолько не на поверхности! Из собственного опыта: нужно много раз перечитывать партитуру – тогда что-то приоткрывается. «Песни Гурре» при кажущейся их доступности, эффектности остаются одиноки в своем величии. Как дальняя планета, на которой мы никогда не побываем.

АД Движет ли вами «спортивный» азарт: смочь?

ФЧ Нет. Меня волнует, как прозвучит нашими стараниями эта дивная музыка и сможет ли она объединить людей, чтобы мы задышали «единой великой грудью». Отправляемся в путешествие вместе, и я не «капитан корабля», а такой же путник.

АД Вполне возможно, это путешествие в неизведанное вас всех изменит.

ФЧ Наверняка.