Оркестровая музыка Андрея Петрова заслуживает столь же всеобщего признания, как и его киномузыка. В его наследии – балеты, оперы, симфонические поэмы, фортепианные миниатюры. И наиболее масштабным его сочинением, безусловно, является эпическая опера «Петр Первый», затрагивающая допетербургский период деятельности прославленного реформатора.
Сценических обращений к личности Петра I в истории было немало, в основном за рубежом (более всего известна опера Гаэтано Доницетти «Петр I, или Невероятные приключения русского царя»). У Андрея Петрова история приобретает эпический характер, становясь своего рода продолжением «Жизни за царя» Глинки, одой монархии. Не довольствуясь единомоментным взглядом на личность императора, композитор рисует своего рода хронику его жизни в ранний период: заговор царевны Софьи со стрельцами, подавления стрелецкого бунта и восшествие Петра на трон, его путешествие в Голландию и шведские войны, заканчивая закладыванием камня будущего Санкт-Петербурга.
С момента своей премьеры в 1975 году опера пережила ряд постановок, включая недавнюю в Уральском театре оперы и балета. А в 2022 году, в преддверии 350-летнего юбилея со дня рождения императора, Саратовский театр представил свою версию «Петра Первого», которая затем была показана на Девятом фестивале музыкальных театров «Видеть музыку» при поддержке Министерства культуры РФ и Президентского фонда культурных инициатив.
О музыке Андрея Петрова можно много говорить. Композитор известен как превосходный мелодист, чью музыку из кинофильмов каждый может напеть. И в «Петре Первом» достаточно арий и хоров, стилизованных под русскую лирику XIX века (например, Чайковского) – ими охарактеризована Марта/Екатерина. В других фрагментах, показывающих недовольство народа и всеобщую смуту, в партитуре царит полный «хаос». Объективно слушать их не очень приятно, хотя, наверное, на то и расчет, чтобы передать диссонантность положения Петра в поворотный период русской истории. Есть и прямые аллюзии на «Бориса Годунова»: куплеты княгини Ржевской на «Всешутейском соборе» вдохновлены застольной песней Варлаама. Формат небольших сцен, названных «фресками» (вероятно, по аналогии с фресками Андрея Рублева), позволяет выгодно сыграть на контрастах стилистики. Музыка в целом развивается динамично, а фрески органично перетекают одна в другую без перерыва.
А вот либретто, составленное советскими балетмейстерами Наталией Касаткиной и Владимиром Василёвым при активном участии самого Петрова, не самая сильная сторона этой оперы. Несмотря на использование подлинных исторических документов и музыки той эпохи (церковные канты, танцы и марши), само построение сцен и в особенности литературный текст либретто не увлекают воображение. Кажется, что мы заглядываем в оживший учебник истории, где приведены лишь даты и события, а человечности в героях повествования нет. Получилось «монументальное» собрание фресок (так названы картины оперы), в котором люди – не более чем пешки на шахматной доске.
В сценографии Павла Сорокина видна качественная работа с массовкой и в целом продуманная логистика поведения персонажей. Все классические приемы режиссуры, призванные оживить статичные сцены, можно здесь увидеть. Некоторые символы напрашиваются сами собой, как мальчик-Петр с корабликом в руках, олицетворяющий сбывшуюся мечту императора (это мостик к другим постановкам). Эффектно смотрелась казнь стрельцов в седьмой фреске, когда они молча отдавали пленной царевне Софье свои мундиры. Не обошлось и без забавных мест: во время батальной сцены приходилось передвигать с места на место блоки скульптуры императора и на радость эпилептикам устраивать светопреставление со вспышками, так как по действию ничего не происходит. Но это мелочи, а в целом оформление декораций (Сергей Новиков) и в особенности атмосферно-приглушенное освещение (Екатерина Чернощекова) полностью отвечает выбранной Сорокиным концепции суровой драмы.
Где не договаривает сцена, доигрывает оркестр. Главный дирижер и художественный руководитель Саратовского театра Юрий Кочнев, которому в этом году исполнилось 82 (!), осуществил качественное исполнение без видимых недостатков и придал оркестру необходимую энергичность. К сожалению, нельзя сказать то же самое о певцах-солистах, поскольку многих из них было невозможно понять из-за недостаточно четкой артикуляции и неправильной оценки акустики, что часто случается на гастролях. К исполнителю заглавной роли Петра Дмитрию Соловьеву это не относится: он был хорош как в лирических, так и в героических эпизодах, где его ария в четвертой фреске про необходимость перемен вызвала всеобщие аплодисменты. Также очень запоминающееся и нюансированное исполнение показала Марина Демидова в роли Софьи – ее монологи в первой и седьмой фресках были сыграны с надлежащей экспрессией.
«Петр Первый» Андрея Петрова создан от искреннего признания и уважения к одному из наиболее важных людей в истории России. Одиозную и противоречивую личность императора сложно отобразить в любом формате, поэтому эта опера и ее постановка – попытка поднять непосильную ношу, и попытка в целом успешная. А любителям петровской темы на этом же фестивале предстоит услышать «Арапа Петра Великого» Владимира Баскина.