Алексин Щедрина События

Алексин Щедрина

Фестиваль с таким названием прошел на малой родине композитора Родиона Щедрина

Открывая фестиваль, министр культуры Тульской области Татьяна Рыбкина подчеркнула, что этот музыкальный праздник «приурочен к открытию музея выдающегося композитора Родиона Константиновича Щедрина в Алексине, в доме, где он провел детские годы». О создании музея на родине Щедрина в феврале 2024 года объявили маэстро Валерий Гергиев и тогдашний губернатор Тульской области Алексей Дюмин. По замыслу авторов идеи, Музей Щедрина станет местом культурного притяжения, где будут проходить концерты, фестивали и тематические вечера с участием артистов Большого и Мариинского театров.

«С Родионом Константиновичем связаны многие страницы моей творческой биографии, я горжусь, что имею счастье быть первым исполнителем ряда его сочинений, что мне посвящен цикл “Русские пословицы” для хора. Кроме того, Родион Щедрин – выпускник легендарного Московского хорового училища, воспитанник Александра Васильевича Свешникова, а ныне почетный профессор Академии. Так что я сразу откликнулся на приглашение приехать в Алексин», – рассказал Александр Соловьёв, известный хоровой дирижер, чье имя ассоциируется со многими премьерами и исполнениями музыки нашего классика.

К фестивалю готовились основательно: завершили ремонт Дома культуры, испросили разрешение отца Геннадия, настоятеля Успенского храма, на то, чтобы в его стенах вновь прозвучала русская литургия «Запечатленный ангел» Щедрина. Впервые храм открыл двери музыкантам в 2022 году, к 90-летию Щедрина, и похоже, сложилась новая традиция и символический акт щедринских фестивалей – пожалуй, лучшего начала и не придумать. Написанный по одноименному рассказу писателя Николая Лескова, любимого автора Щедрина, «Запечатленный ангел» погружает слушателей в атмосферу серьезных размышлений о вере, о христианских добродетелях и человеческих грехах. Сквозной линией проходит сквозь все сочинение образ Ангела Господня – духовного пастыря. Композитор придумал замечательное решение, введя партию солирующей флейты (первоначально он хотел, чтобы звучала народная свирель, но технологически сыграть на ней чисто оказалось невозможно). Флейта (солистка – Полина Попова), как библейский инструмент пастухов и ангелов, действительно скрепляет разные эпизоды истории: прославление Господа, рассказ о предательстве Иуды, смерть Христа и оплакивание его, финальное просветление и обретение покоя. Сочинение идет больше часа, и Александр Соловьёв убедительно выстроил драматургию с впечатляющей драматической кульминацией, где хор достигает разрушительной мощи и впечатывает диссонантной экспрессией. И затем последовала не менее значительная лирическая кульминация, когда вступил дискант, чтобы проникновенно и по-детски наивно спеть «Да исправится молитва моя». У слушателей, битком заполнивших церковь, эта часть, где солировал Савелий Родин (юный учащийся Хорового училища имени Свешникова), и следующая – погребальная молитва «Да святится Имя Твое» – вызвали непроизвольные слезы. Не только от пронзительной скорби, которую с исключительной выразительностью передали солист и певцы Камерного хора Московской консерватории. Но и от ощущения сакральности момента, от того, что в маленьком храме в глубинке мы стали сопричастными рождению высочайшего уровня интерпретации. В этот момент перестаешь думать, что это студенческий хор, постоянно обновляющийся в своем составе: Александру Соловьёву удалось сделать из него коллектив, бьющий многие рекорды – и по количеству программ, и по их сложности, и, главное, по качеству выделки. Прослушав запись, Родион Щедрин прислал свой отзыв: «Просто замечательно! Так это чисто, душевно, от сердца спели. Меня несколько раз до мурашек по коже пробирало… Мальчик пел прекрасно – такой чистый голос. Огромное спасибо, что это сделали, что это состоялось именно в Алексине!»

Фестиваль на тульской земле стал презентацией сил местных филармонических коллективов: получив негласное звание третьей музейной столицы России, туляки теперь делают активные шаги, чтобы подняться в музыкальном рейтинге. Главный дирижер Владислав Белоусов добивается серьезных результатов с оркестром, которые можно было оценить, слушая русское фольклорно-симфоническое действо «Конек-Горбунок». Постановка, которую специально для Тулы сделал режиссер Петр Татарицкий, основана на музыке балета по известной сказке Ершова. Это первая партитура 28-летнего Щедрина, очаровывающая своей молодой задорностью и красочностью оркестрового языка. Так и представляешь себе героев истории: Ивана-дурака, который оказывается умнее и удачливее своих вороватых братцев, коварного Спальника, напыщенного царя и фантастическую Царь-девицу, которую в свое время танцевала Майя Плисецкая. Зал Алексинского культурно-досугового центра был наполнен детворой, которая завороженно следила за ходом событий: их внимание держало мастерское чтение сказки Петра Татарицкого. Сам он настаивает на глаголе «исполнение» и, безусловно, имеет право: это театр одного актера, где голос, интонация – главные инструменты той магии перевоплощения, которой блестяще владеет Татарицкий. Немалую долю волшебства вносили песочные картины тульской художницы Ольги Елисеевой, усиливая театральность проекта. Наконец, удачно был интегрирован в ход сказки фольклорный ансамбль «Услада» (руководитель – Марина Федосеева). После «серьезной» музыки симфонического оркестра вторжение артистов, поющих и играющих в народной манере, вызывала неизменные аплодисменты – это было свое, почвенное, родное. А с точки зрения драматургии они удачно вносили «движуху», переключали внимание детей. В эти моменты некоторые юные зрители пританцовывали на своих местах и даже в проходе, давая выхлоп неуемной энергии.

Тульский государственный хор также стал важным участником представления, носителем некого «морального закона». Выстроившись в таинственной полутьме перед сценой, они пели хоровые произведения Щедрина. Тульский хор, худруком которого также является Александр Соловьёв, в этот день представил под управлением своего главного дирижера, темпераментного Алексея Зайцева, в Успенском храме блок современных духовных композиций, подчеркнув тем самым преемственность линии Щедрина. По словам директора Тульской филармонии Елены Рудневой, фестиваль «Алексин Щедрина» в следующие годы будет расширяться в репертуарных границах, захватывая и новые жанры, и ряд композиторов, в чьем окружении будет представлено творчество главного героя фестиваля.

 

Конечно, здесь всегда ждут Валерия Гергиева: напомним, что он побывал в Алексине с Симфоническим оркестром Мариинского театра в рамках Пасхального фестиваля в 2022 году. А в этот раз от него в городок на Оке приехали певцы Мариинского театра: сопрано Жанна Домбровская, меццо Екатерина Сергеева, тенор Александр Трофимов, исполнившие вместе с пианистом Юрием Кокко фрагменты из опер и романсы русских композиторов. Поскольку всех желающих зал не вместил, то перед ДК поставили экран, куда шла прямая трансляция вечера. А туляки услышали эту программу на следующий день в Колонном зале Дворянского собрания. К слову, все события фестиваля были бесплатными: их проведение поддержало правительство Тульской области, выделив грант организатору проекта творческой лаборатории «Альфа Мюзик».

Столкновение противоположностей События

Столкновение противоположностей

В «Зарядье» прозвучала музыка Брамса и Шостаковича

Балетам быть! События

Балетам быть!

В Петербурге обсудили стратегии создания новой балетной музыки

Ремонт старых поездов События

Ремонт старых поездов

В рамках «Ночи искусств» на Рижском вокзале состоялся концерт неоклассики

Прыжки между безднами События

Прыжки между безднами

Завершился Шестой сезон фестиваля Союза композиторов России «Пять вечеров»