Светская львица Парижа События

Светская львица Парижа

В Москве стартовал Девятый фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку»

В начале сентября художественный руководитель форума, президент Ассоциации музыкальных театров Георгий Исаакян провел пресс-конференцию, посвященную открытию Девятого фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку». Проект объединяет музыкально-театральную культуру России. В 2024 году представлено около тридцати спектаклей из разных городов страны, таких как Астрахань, Волгоград, Рязань, Екатеринбург, Самара; из республик Башкортостан, Карелия, Удмуртия и других. В программе заявлен широкий спектр театральных жанров: опера, оперетта, балет, мюзикл. Особенное внимание уделено студенческим постановкам музыкальных театров. В рамках фестиваля проводится образовательная программа, куда входят конференции, мастер-классы, экспериментальные лаборатории, мероприятия для подрастающего поколения.

Георгий Исаакян напомнил, что «фестиваль “Видеть музыку” является примером тех самых горизонтальных связей и взаимопомощи внутри профессионального сообщества, которые необходимы для полноценного творческого развития всей отрасли». Роман Карманов, генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив (который вместе с Минкультурой РФ поддерживает фестиваль), присутствовавший на пресс-конференции, также подчеркнул значимость проекта: «Сегодня “Видеть музыку” – это площадка не только для демонстрации творчества, но и для проявления смыслов, что особенно важно». Также поздравительные и ободряющие слова высказали художественные руководители и дирижеры крупных театров: Александр Алексеев, Фабио Мастранджело, Юрий Кочнев. Впервые с фестивалем будет сотрудничать и Ассоциация музыкальных журналистов, критиков и музыковедов: под ее эгидой пройдет серия лекций о современном музыкальном театре и форматах его освещения.

По регламенту фестиваля каждый театр привозит в столицу те постановки, которые он считает наиболее выигрышными. Выбор Санкт-Петербургского музыкального театра имени Ф.И. Шаляпина остановился на редкой гостье на российской сцене – «Манон» Жюля Массне, показанной на сцене «Геликон-оперы». Безусловно, амбициозная попытка замахнуться на классика французской оперы Массне – часть политики, проводимой художественным руководителем Фабио Мастранджело, который с 2013 года расширял программу и возможности театра. И в данном случае конкурентов мало – кроме постановки МАМТ имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко (2016) других и нет. Причин тому несколько: пятиактная структура с большим количеством массовых сцен не очень хорошо воспринимается нынешней аудиторией и не вполне вписывается в формат современных спектаклей. Кроме того, необходимо вникнуть в стиль музыки, соединяющий разные тенденции конца XIX века. Но для опытного и именитого дирижера Фабио Мастранджело это не проблема. Его оркестр звучит прозрачно, но в то же время эмоционально, преодолевая неизбежную перегруженность оркестровой ткани. «В конце оперы не могу сдержать слез, настолько музыка Массне передает трагизм финала истории», – признается дирижер.

 

По задумке режиссера Георгия Исаакяна, действие перенесено в Париж на момент начала Второй мировой войны. Для аутентичности добавлены кадры военной хроники, а также подлинные обращения французских лидеров того времени – маршала Петена и генерала де Голля. Заметим, что антураж середины XX века не очень сильно меняет мотивацию героев или общую сюжетную канву (наверное, самое важное отличие в том, что Манон умирает в больничной постели с капельницей, а не по дороге в ссылку). Но это накладывает отпечаток на цветовую гамму спектакля, которая тяготеет к приглушенным холодным цветам – черному, темно-зеленому, синему. Декорации (Юлия Гольцова), видимо, для усиления «бытового» переосмысления сюжета, также достаточно минималистичные: пара столов и стульев, чемоданчики, лестница – казалось бы, что еще нужно для счастья?

Ну конечно, для счастья нужно сыграть любовь. У исполнителей главных ролей Анны Викулиной (Манон) и Кирилла Жаровина (де Грие) получается показать и любовь, и измену, и передать целую гамму эмоций. Чувствуется опытная рука Исаакяна, подталкивающего к детальной проработке образа. В большей степени это касается Манон, которая в начале оперы предстает невинной девочкой, все время нервно улыбаясь и ломая руки, тогда как в середине оперы ее осанка и манеры становятся более уверенными, но к концу ее оптимизм пропадает, и она выглядит абсолютно сломленной. Де Грие как-то совсем не меняется, что даже странно, учитывая, что между полным устремлений благородным сыном графа и аббатом, пытающимся подавить травму, разница большая. Тигрий Бажакин (Леско, кузен Манон) и Илья Лавелин (Гийо) составляют достойную оппозицию нашим героям – за ними интересно наблюдать, и сами их голоса приятно звучат.

 

Хотя опера поется на французском, нужно заметить, что некоторые аккомпанированные диалоги даются на русском. Исаакян поступил оригинально и мудро: вместо того, чтобы певцам неловко переходить с пения на иностранном языке на разговор по-русски, мысли и невысказанные желания произносятся через динамики «за кадром», пока исполнители молчат. Это интересный прием, который поначалу приводит в замешательство, но затем даже оживляет действие. Есть что-то близкое фильмам в жанре нуар, где внутренние монологи героев – обычное дело.

Будучи одним из первых спектаклей фестиваля, «Манон» задает определенный тон последующим постановкам и отражает нарождающийся во многих театрах тренд на аккуратный баланс между режиссерским переосмыслением и сохранением констант авторского замысла.