Carl Nielsen. The Symphonies <br> The Royal Danish Orchestra <br> Recordings 1965–2022 <br> Naxos Релизы

Carl Nielsen. The Symphonies
The Royal Danish Orchestra
Recordings 1965–2022
Naxos

Датский королевский оркестр отмечает свое 575‑летие. К юбилею одного из старейших музыкальных коллективов мира приурочен выпуск комп­лекта с симфонической музыкой Карла Нильсена (1865–1931) — композитора, определившего векторы музыкальной культуры Дании на рубеже XIX и XX столетий.

Шесть симфоний, Кларнетовый концерт и Увертюра к опере «Маскарад» — «золотой» репертуар Датского королевского. В релизе оркестр звучит под управлением таких мэтров, как Леонард Бернстайн и сэр Саймон Рэттл, дирижеров Микаэля Шёнвандта, Михаэля Бодера, Томаса Сёндергора, Пааво Берглунда и Александра Ведерникова (с ним Датский королевский впервые приехал в Россию в 2018 году). Записи преимущественно «живые» — репрезентуют оркестр и то, как менялось его звучание за последние тридцать пять лет. Исключение — Sinfonia Espansiva (Третья) Нильсена: ее студийная запись под управлением Леонарда Бернстайна датирована 1965 годом.

Влияние скандинавских «классиков» Юхана Свенсена и Грига, доскональное изучение партитур Бетховена и восхищение гениальным Моцартом, очарование Брамсом и неприя­тие длиннот Вагнера, знание оркестровки Шумана, Дворжака, Чайковского — опусы Нильсена самобытно развивают стилистику романтического оркестра и традиции классиков.

Нильсен экспериментирует с симфоническим жанром. Создает масштабную композицию, где все части следуют без перерыва, уподобляясь симфонической поэме (Четвертая). Пишет симфонию лишь из двух частей (Пятая) или прог­раммный цикл «Четыре темперамента» (Вторая), где каждая часть изображает холерика, флегматика, меланхолика и сангвиника. Скрытая программность, юмор и игра с ожиданиями слушателей — в «Простой» симфонии (Шестая), которая стала последним большим оркестровым опусом Нильсена. Любопытны тембровые находки: вокальные голоса сопрано и баритона как краска во второй части Третьей симфонии; окончание Шестой, когда после стремительного полнозвучного tutti остается удержанная на фермате низкая нота у фагота (все ради глубокого натурального звучания инструмента).

Из всех записей релиза отмечу Первую симфонию в интерпретации Томаса Сёндергора. С 1992 года музыкант играл на перкуссии в Датском королевском, а в 2005‑м дебютировал с родным оркестром в качестве приглашенного дирижера. В Первой Сёндергор высвечивает динамические контрасты и баланс между всеми оркестровыми группами. Дирижерские темпы достаточно подвижны, но композиторское письмо предстает крайне детализированным — есть место как вдохновенной лирике, так и остродраматическому конфликту.

Слушая музыку 26‑летнего датского композитора, очевидно его стремление встать в один ряд с мастерами. Ко времени премьеры — Первую симфонию исполнили впервые в 1894 году — в Европе звучат Берлиоз, Лист, Мендельсон. Написаны Первая Малера, почти все симфонии Брукнера и несколько симфоний Глазунова, чей зрелый стиль неожиданным образом резонирует со стилем Нильсена. Совсем скоро о себе заявит талант Яна Сибелиуса, еще одного скандинавского композитора-симфониста.

В январе 2023 года Томас Сёндергор получил Почетную награду Фонда Карла Нильсена и Анны Мари Карл-Нильсен в знак признания его вклада в музыкальную культуру Дании. Первая симфония в версии Сёндергора — высококлассный образец, который идеально подойдет для знакомства с оркестровым миром Нильсена. Сразу после прослушивания рекомендую обратиться к Пятой или Шестой симфониям, которые будут восприниматься более выпукло и острее по сравнению с юношеской Первой.

В числе записей релиза интересен Кларнетовый концерт. Этот шедевр позднего композиторского стиля Нильсен написал в 1928 году для Оге Оксенвада — участника Копенгагенского духового квинтета. Сегодня это, пожалуй, одно из самых исполняемых произведений датского композитора. В Концерте сочетаются выверенная структура, самобытное мелодическое письмо и новаторские гармонии — уже в самом начале тональные последования сменяются диссонантным каскадом в духе Прокофьева и джазовыми нотами, навеянными, вероятно, Rhapsody in Blue Гершвина. На записи солирует Джон Крузе — виртуоз и главный кларнетист Датского королевского оркестра, выпускник Музыкальной академии Карла Нильсена в Оденсе и Парижской консерватории. Оркестром управляет маэстро Александр Ведерников — live-запись Концерта сделана в сентябре 2020 года, буквально через пару месяцев дирижер скончался от коронавируса в Москве.

Карл Нильсен стал украшением релиза к юбилею Датского королевского. С юношества музыкант играл в оркестре на протяжении шестнадцати лет в партии вторых скрипок. Все изменилось после предложения стать дирижером Королевского театра. Благодаря этому опыту появился «Маскарад» — опера, ставшая музыкальной эмблемой Дании и получившая статус национальной оперы. Не случайно увертюру к «Маскараду» часто исполняют в концертах на родине Нильсена, и именно эта музыка завершает юбилейный релиз.