Датский королевский оркестр отмечает свое 575‑летие. К юбилею одного из старейших музыкальных коллективов мира приурочен выпуск комплекта с симфонической музыкой Карла Нильсена (1865–1931) — композитора, определившего векторы музыкальной культуры Дании на рубеже XIX и XX столетий.
Шесть симфоний, Кларнетовый концерт и Увертюра к опере «Маскарад» — «золотой» репертуар Датского королевского. В релизе оркестр звучит под управлением таких мэтров, как Леонард Бернстайн и сэр Саймон Рэттл, дирижеров Микаэля Шёнвандта, Михаэля Бодера, Томаса Сёндергора, Пааво Берглунда и Александра Ведерникова (с ним Датский королевский впервые приехал в Россию в 2018 году). Записи преимущественно «живые» — репрезентуют оркестр и то, как менялось его звучание за последние тридцать пять лет. Исключение — Sinfonia Espansiva (Третья) Нильсена: ее студийная запись под управлением Леонарда Бернстайна датирована 1965 годом.
Влияние скандинавских «классиков» Юхана Свенсена и Грига, доскональное изучение партитур Бетховена и восхищение гениальным Моцартом, очарование Брамсом и неприятие длиннот Вагнера, знание оркестровки Шумана, Дворжака, Чайковского — опусы Нильсена самобытно развивают стилистику романтического оркестра и традиции классиков.
Нильсен экспериментирует с симфоническим жанром. Создает масштабную композицию, где все части следуют без перерыва, уподобляясь симфонической поэме (Четвертая). Пишет симфонию лишь из двух частей (Пятая) или программный цикл «Четыре темперамента» (Вторая), где каждая часть изображает холерика, флегматика, меланхолика и сангвиника. Скрытая программность, юмор и игра с ожиданиями слушателей — в «Простой» симфонии (Шестая), которая стала последним большим оркестровым опусом Нильсена. Любопытны тембровые находки: вокальные голоса сопрано и баритона как краска во второй части Третьей симфонии; окончание Шестой, когда после стремительного полнозвучного tutti остается удержанная на фермате низкая нота у фагота (все ради глубокого натурального звучания инструмента).
Из всех записей релиза отмечу Первую симфонию в интерпретации Томаса Сёндергора. С 1992 года музыкант играл на перкуссии в Датском королевском, а в 2005‑м дебютировал с родным оркестром в качестве приглашенного дирижера. В Первой Сёндергор высвечивает динамические контрасты и баланс между всеми оркестровыми группами. Дирижерские темпы достаточно подвижны, но композиторское письмо предстает крайне детализированным — есть место как вдохновенной лирике, так и остродраматическому конфликту.
Слушая музыку 26‑летнего датского композитора, очевидно его стремление встать в один ряд с мастерами. Ко времени премьеры — Первую симфонию исполнили впервые в 1894 году — в Европе звучат Берлиоз, Лист, Мендельсон. Написаны Первая Малера, почти все симфонии Брукнера и несколько симфоний Глазунова, чей зрелый стиль неожиданным образом резонирует со стилем Нильсена. Совсем скоро о себе заявит талант Яна Сибелиуса, еще одного скандинавского композитора-симфониста.
В январе 2023 года Томас Сёндергор получил Почетную награду Фонда Карла Нильсена и Анны Мари Карл-Нильсен в знак признания его вклада в музыкальную культуру Дании. Первая симфония в версии Сёндергора — высококлассный образец, который идеально подойдет для знакомства с оркестровым миром Нильсена. Сразу после прослушивания рекомендую обратиться к Пятой или Шестой симфониям, которые будут восприниматься более выпукло и острее по сравнению с юношеской Первой.
В числе записей релиза интересен Кларнетовый концерт. Этот шедевр позднего композиторского стиля Нильсен написал в 1928 году для Оге Оксенвада — участника Копенгагенского духового квинтета. Сегодня это, пожалуй, одно из самых исполняемых произведений датского композитора. В Концерте сочетаются выверенная структура, самобытное мелодическое письмо и новаторские гармонии — уже в самом начале тональные последования сменяются диссонантным каскадом в духе Прокофьева и джазовыми нотами, навеянными, вероятно, Rhapsody in Blue Гершвина. На записи солирует Джон Крузе — виртуоз и главный кларнетист Датского королевского оркестра, выпускник Музыкальной академии Карла Нильсена в Оденсе и Парижской консерватории. Оркестром управляет маэстро Александр Ведерников — live-запись Концерта сделана в сентябре 2020 года, буквально через пару месяцев дирижер скончался от коронавируса в Москве.
Карл Нильсен стал украшением релиза к юбилею Датского королевского. С юношества музыкант играл в оркестре на протяжении шестнадцати лет в партии вторых скрипок. Все изменилось после предложения стать дирижером Королевского театра. Благодаря этому опыту появился «Маскарад» — опера, ставшая музыкальной эмблемой Дании и получившая статус национальной оперы. Не случайно увертюру к «Маскараду» часто исполняют в концертах на родине Нильсена, и именно эта музыка завершает юбилейный релиз.