LES NOCTURNES SECRETS <br> NICOLAS HORVATH <br> COLLECTION 1001 NOTES Релизы

LES NOCTURNES SECRETS
NICOLAS HORVATH
COLLECTION 1001 NOTES

Уроженец Монако пианист и композитор, автор электроакустической музыки Николя Орват записал ноктюрны Шопена на французском лейбле 1001 Notes, принадлежащем одноименной ассоциации, где Орват является художественным соруководителем. Ранее фирмой Naxos были выпущены диски с такими характерными названиями, как «Неизвестный Дебюсси» и «Вновь открытые фортепианные сонаты Брийон де Жуи». В русле этой линии лежит и новый диск — Les Nocturnes Secrets. Ноктюрны Шопена определенно известны всем, однако помимо канонических версий есть много других — с изменениями, внесенными редакторами изданий, самим Шопеном и его учениками. Именно на их звуковых сопоставлениях основан диск.

Например, в случае с «посмертным» до-диез-минорным Ноктюрном WN 37 разница между канонической и более ранней эскиз-версией самого Шопена громадная. В «голом» уртексте нет динамики и штрихов, мало орнаментики, но избыточна полиритмия в силу метода фиксации в нотах (в правой и левой руках выписаны разные размеры). Слушателям предлагается оценить работу, которую Шопен провел, чтобы облагородить свой черновик. В других случаях изменения менее значительные и могут быть сведены к более или менее детализированным фиоритурам, россыпям мелких нот, которые так любил композитор. А подробнее всего на диске представлен ми-бемоль-мажорный Ноктюрн op. 9 № 2 — записано целых семь версий! Все они немного разнятся не только по самой музыке, но и по манере исполнения, так что каждый найдет для себя ­что-то по вкусу: будь то более спокойный темп, более взволнованный, с меньшим или большим эмоциональным напором.

Если оценивать диск с художественной точки зрения, то Николя Орват предлагает взгляд на Шопена, убирая из его музыки «салонность». Хотя запись студийная, чувствуется, что пианист ориентировался на масштабы концертных залов. На концертном Steinway модели D‑274 все регистры звучат густо и объемно. К сожалению, из-за этого динамика и штрихи порой становятся менее детализированными, хотя общая форма вырисовывается отчетливо, чего временами не всегда хватает в интерпретациях других пианистов.

Дойдя до конца диска, напрашивается вопрос, насколько можно сравнивать такие похожие, но все же немного отличающиеся миниатюры. Не обладая феноменальной памятью, разницу уловить не ­так-то просто. С другой стороны, слушателям как будто бы презентуют головоломку, над которой нужно поразмышлять. Николя Орват дает нам возможность услышать то, о чем мы можем чаще всего лишь прочитать: он анализирует проблему интерпретации и природу человеческого восприятия музыки. И именно так, интеллектуально, стоит подходить к диску Les Nocturnes Secrets.