Башкиры против Наполеона и мыши-воители События

Башкиры против Наполеона и мыши-воители

Заметки на полях «Партитуры»

III Всероссийский конкурс молодых композиторов «Партитура» пересек свой экватор. Позади – прослушивания в шести номинациях из восьми. Особенно зрелищными оказались оперная и балетная: 19 сентября на суд публики представили музыку на сюжеты из фантастических романов, национальной мифологии и отечественной истории. Произведения, которые прозвучали в Большом зале Московской консерватории, уже прошли строгий отбор: организаторы получили рекордные 1094 партитуры, но в финал пропустили только 40.

 Пришествие северных амуров

Среди лауреатов «Партитуры» – композитор, дирижер и виолончелист Ильяс Камалов из Казани. Он представил фрагменты из своей оперы «Орлы Урала». Солисты в костюмах участников Отечественной войны 1812 года пели на башкирском языке. И это – отражение реального, но подзабытого исторического эпизода. «Башкирское войско практически в полном составе участвовало в составе российской армии в войне с Наполеоном, – рассказывает композитор. – И одна особенность: все солдаты были вооружены луками и стрелами, за что их европейцы прозвали “северными амурами”. И в честь их вклада в нашу общую победу я с моим братом, который написал либретто, и сочинил эту оперу». Интересно, что во время конкурсного прослушивания партии Наполеона и Кутузова исполнял один и тот же солист, который ловко сменил треуголку на черную повязку (которую на самом деле полководец, кстати, никогда на глазу не носил). Этот эффектный ход мог показаться частью авторского замысла, но на самом деле, как признается Ильяс Камалов, просто не получилось привезти больше солистов: «Исполнители у нас незаменимые, за всех поют».

Москвич Дмитрий Яковлев вышел в финал конкурса с фрагментами из оперы-зингшпиля «Мартин-воитель». Слушая полную драматического надрыва арию в исполнении певца во фраке, сложно догадаться, что это история про антропоморфную мышь – «продолжение лучших традиций Эзопова языка», по словам автора. «Я закончил эту оперу примерно полгода назад, сейчас она полностью готова, – говорит Яковлев. – Это был не заказ, а зов души. Потому что я очень давно думал насчет этого сюжета, можно сказать, с детства, когда увидел этот мультфильм – “Мартин-воитель”, потом нашел книгу, по которой он снят, и решил, что надо написать музыку». 

Новогодние песни и камлание шаманов

«Рождественская увертюра», с которой Артем Гаркавцев из Ростова-на-Дону прошел в финал конкурса в номинации «Балетная музыка», оказалась вообще первым произведением автора для симфонического оркестра: «Мне было очень интересно познать композиторское ремесло в таком большом инструментальном масштабе. Ближе к концу внезапно появляется лейтмотив “В лесу родилась елочка”: мне показалось, что будет интересно добавить такой элемент, который у всех отзывается каким-то особым трепетом, теплом, все знают эту мелодию. И вот получилось сочинение, которое нашло отклик у жюри и, надеюсь, найдет отклик у слушателей».

«Замечательно, что есть этот конкурс, потому что это такая возможность молодым композиторам быть исполненными, быть услышанными, – считает член жюри «Партитуры» Вера Таривердиева, президент Благотворительного Фонда Микаэла Таривердиева и художественный руководитель Кафедрального собора в Калининграде. – И это должно влиять на процесс творческого созревания новых поколений и появления новых имен».

Основанный в 2020-м, конкурс «Партитура» – один из наиболее демократичных в России. Участвовать в нем могут как профессионалы, так и композиторы-любители до 35 лет – нижняя граница возраста при этом не установлена, организаторы получили работы, в том числе, от 14-летних авторов. Участникам не ставят условий написать произведение в конкретном жанре или для определенного состава исполнителей. Можно прислать симфоническое произведение крупной или малой формы, хоровую музыку, оперу, балет, саундтрек к фильму, мюзикл – для всего этого есть отдельные номинации.

Так, Алина Подзорова стала финалисткой конкурса сразу в двух категориях: «В номинации “Оперная музыка” я представляю две сцены из моей оперы-сказки “Принцесса и свинопас”. Это всем известное детское произведение. Но на самом деле, как и все сказки Андерсена, она в глубине своей недетская. А второе мое сочинение прошло отбор в номинации “Произведение для солиста с оркестром”, оно будет исполнено в октябре. Это “Птица Гамаюн” – двойной концерт для гобоя, виолончели и оркестра. Он связан с образом древнерусской мифической птицы Гамаюн – это вещая птица, которая одновременно и символ рая, и символ апокалипсиса».

Конкурсный регламент не ограничивает авторов в выборе сюжетов, но тем не менее на сайте «Партитуры» перечислены приоритетные темы. Среди них – историческая память, служение Отечеству, проявления единения народов страны, грядущее 80-летие Победы в Великой Отечественной войне, русская классическая литература и фольклор, посвящение уникальным природным местам и регионам России. В этом плане балет «Земля веры – Баргуджин Тукум» Анастасии Дружининой из Улан-Удэ можно считать музыкальной «визиткой» Бурятии: тут и шаманский бубен, и бескрайние дали сибирской тайги. «Это национальный балет на либретто Геннадия Башкуева. Баргуджин Тукум – обширная территория, прилегающая к Байкалу с востока, – объясняет Дружинина. – В балете, который основан на бурятской мифологии, встречаются мир шаманизма и буддизма. Главные герои – души влюбленных, они путешествуют по разным измерениям и предстают друг перед другом в новых перерождениях». Как говорит композитор, балет уже был поставлен в Улан-Удэ, но музыка звучала в записи с использованием национальных инструментов и саунд-дизайна. Услышать свое произведение в исполнении не электронного, а живого оркестра у Анастасии возможности не было – если бы не конкурс «Партитура».

Произведения лауреатов играет Московский государственный академический симфонический оркестр с разными маэстро (худрук Иван Никифорчин на прослушиваниях тоже присутствовал, но в зрительном зале). «Услышать свою музыку в исполнении великолепных музыкантов, а в особенности МГАСО, на одной из крупнейших и самых значительных концертных площадок – невероятное счастье, – написала после прослушиваний 14 сентября финалистка в номинации «Симфоническое произведение малой формы» Лилия Исхакова из Казани. Хочу выразить благодарность дирижеру Михаилу Голикову за суперпрофессиональное и тонкое исполнение моей симфонической поэмы “О чем поет ветер”. При ее написании я вдохновлялась одной из татарских народных песен “Верхушки деревьев”… Свои впечатления и раздумья я решила воплотить в соединении татарской пентатоники с современным музыкальным языком. Безусловно, этот концерт и конкурс станут для меня стимулом для создания новых оркестровых сочинений».

Социальные лифты конкурса

В оперной и балетной номинациях за дирижерский пульт встал Алексей Ходорченков. Также в прослушиваниях принял участие Московский Синодальный хор под руководством Алексея Пузакова. Оба маэстро входят в конкурсное жюри, которое включает около 50 влиятельных деятелей культуры. Среди них – генеральный директор Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Андрей Борисов. Авторитетный театральный менеджер признается, что на конкурсе ищет произведение, достойное постановки на сцене: «С одной стороны, мы замеряем среднюю температуру по больнице в российском композиторском корпусе. И вторая наша цель – подглядеть потенциальных авторов, способных создать произведения, по которым могут появиться востребованные спектакли. Потому что самое главное – это резонанс тех произведений, которые появляются, тому, что происходит в обществе. И понятно, что талантливые ребята находятся под влиянием тех или иных композитов. Где-то ты слышишь Прокофьева, где-то Шостаковича. Но ты понимаешь, что они под хорошим влиянием. И из этого влияния они постепенно будут выходить. И будут появляться самостийные произведения».

Пройдя в очный тур, все лауреаты автоматически получили возможность услышать свои произведения в сакральном для музыкантов Большом зале Московской консерватории, получить качественную запись (прослушивания транслируются на медиаплатформе телерадиоцентра «Орфей») и попасть в плейлисты радио. Но главное, чего ждут лауреаты от конкурса, это, конечно, продвижения в карьере. «Номинации “Оперная музыка” и “Балетная музыка” для участников прошлых “Партитур” очень удачные, – говорит композитор Петр Корягин, идейный вдохновитель конкурса. – Победитель первой “Партитуры” Алексей Чернаков очень успешно посотрудничал с оркестром Новосибирской области и получил интересный заказ на создание произведений, посвященных воинам-сибирякам, была большая премьера. Победительница прошлого конкурса Миляуша Хайруллина дописала свою оперу и поставила ее в Татарстане».

Голоса из зала

Хотя конкурсные выступления для публики бесплатны, они пока еще проходят без аншлагов. Однако те слушатели, кто пришел хотя бы на одну из номинаций, возвращаются снова. Так завсегдатаи филармонических залов Татьяна Доделия и Татьяна Проничева послушали финалистов «Партитуры» в категориях «Киномузыка» и «Эстрадно-симфоническое произведение», а затем пришли познакомиться с операми и балетами: «Мы хотим все знать! Иногда в музыке всплывает то, что мне кажется, имеет какие-то отправные точки. Допустим, что-то из балета “Петрушка” или “Алые паруса”. И это интересно». Пенсионерке Вере Лобовой пригласительный билет на прослушивания достался случайно, в «Московском долголетии»: «Что такое конкурс “Партитура”, я знаю. В консерваторию хожу редко, потому что это материально не очень легко для меня. Но мне очень нравятся произведения современных композиторов. Слушала их в Концертном зале “Зарядье”, некоторые очень понравились. А здесь больше всего понравилась композиция про море – «Капитан Немо» Андрея Скобельского. Также после фрагмента из оперы «Велга» Валерия Макарова с удовольствием прочитаю этот рассказ Бунина». Молодой журналист Валерия Светикова пригласила на прослушивания своих друзей из Китая – для них, говорит, это было первое знакомство с русской академической музыкой вообще. Гости из Поднебесной остались в восторге, а вот у самой Валерии впечатления смешанные: «Сегодня произведения намного ближе простому слушателю, мне кажется, чем на прослушиваниях 14 сентября, когда звучали симфонические произведения большой и малой формы. Потому что та музыка, которую представляли сейчас в операх и балетах, она ожидаемая, знакомая для тебя, а тогда почти каждую минуту ты был в шоке! В некоторых произведениях открыла для себя совершенно неожиданные сочетания инструментов. То есть вот симфонический оркестр – и вдруг гитара и кастаньеты! Но на “Посвящении Донбассу” я едва не расплакалась».

Вселить надежду

Автор симфонии «Посвящение Донбассу. Вместе взявшись за руки» Антон Кузьмин – один из самых молодых лауреатов конкурса, ему всего двадцать два года, он учится на четвертом курсе в институте имени М.М. Ипполитова-Иванова. Работу над своим самым масштабным сочинением композитор начал в январе 2023-го: «Так как я очень люблю программную музыку, для меня было очевидным, что моя симфония должна содержать свою драматургическую идею. А какую, вопрос долго не стоял. Свою симфонию я посвящаю Донбассу, находясь под впечатлением от трагических событий, происходящих на этой земле уже более десяти лет. И мой принцип в данном случае – не нужно стесняться об этом сказать. Сейчас вся наша страна переживает тяжкие времена, и оставаться равнодушным к происходящему, на мой взгляд, неправильно. Я искренне надеюсь, что моя симфония способна вселить надежду в сердца людей, а значит, посвящение обязательно дойдет до адресата!»

Судя по отклику в социальных сетях, посвящение уже дошло. Так что конкурс достиг своей цели, ведь «Партитура», как говорит Петр Корягин, одна из возможностей для современных авторов рождаться для зрителя.